… о возможном снижении квот на привлечение трудовых мигрантов в Москве
Москва считает будущих гастарбайтеров
На заседании миграционного штаба столицы обсудили проблему квот для рабочих из-за рубежа
В Москве прошло очередное заседание городского штаба по реализации, как сказано в повестке дня заседания, «мероприятий, направленных на исполнение нормативных правовых актов о привлечении иностранной рабочей силы в отраслях городского хозяйства». За этой несколько официозной формулировкой скрываются простые вопросы: сколько иностранных рабочих нужно столице в будущем году и как сделать так, чтобы появление трудовых мигрантов, во-первых, не стало обузой для Москвы и, во-вторых, чтобы сами мигранты были защищены как в социальном, так и правовом смысле?
Заседание штаба прошло под руководством заместителя мэра в столичном правительстве Валерия Виноградова, а с основным докладом выступил председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров. Как подчеркнул докладчик, все работодатели через СМИ были проинформированы о порядке подготовки и сроках подачи заявок на привлечение иностранных работников в 2008 году. Во всех административных округах города проведены по этому вопросу установочно-организационные совещания с участием работодателей. То есть все формальности, как говорится, соблюдены. Но, как выясняется, этого мало.
К примеру, миграционные квоты на очередной год должны рассчитываться по результатам оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущий период. Разработать методику оценки этой самой эффективности правительство РФ еще в декабре прошлого года поручило Минздравсоцразвития совместно с МЭРТом. Был поставлен и срок выполнения работ – до 1 марта с.г. На дворе жаркое лето, однако такая методика так и не появилась. Кстати, форма заявок на иностранную рабочую силу ведомством Михаила Зурабова была утверждена только в последних числах марта с.г., то есть с существенным опозданием, что не могло не повлиять на темпы заявочной кампании, которая, по сути, фактически оказалась под угрозой срыва. Именно поэтому московские власти обратились в правительство РФ с просьбой продлить сроки заявочной кампании.
По последним данным, в результате проведенной правительством Москвы работы на сегодняшний день получено около 1,5 тысячи заявок работодателей на привлечение 115 тысяч иностранных работников. Вывод из этих цифр, по словам Алексея Александрова, таков: «Количество поступивших заявок ни в коей мере не соответствует ни реальным потребностям города Москвы, ни числу работодателей, фактически привлекающих иностранных работников».
Но главная проблема, о которой немало говорилось на заседании штаба, – регламент подготовки предложений об установлении квот излишне усложнен, а главное – неэффективен. В первую очередь по той причине, что нет зависимости права работодателя на привлечение иностранной рабочей силы от факта подачи им соответствующей заявки и включения его предложений в квоту.
Другая проблема – реализация квотируемых разрешений. Сегодня разрешений на привлечение иностранной рабочей силы выдано было 300 тыс. (из квоты в 750 тысяч), а уведомлений получено 100 тысяч. Где находятся и что делают оставшиеся 200 тысяч человек? К примеру, в этом году получили разрешение на работу в сфере транспорта 11 тысяч мигрантов, а уведомлений о работе получено только 5 тысяч. Что составляет не более 45%. Такие же цифры и в торговле. Это еще, скажем так, более или менее приличные показатели. А вот в сфере строительства выдано разрешений 152 тысячи, а уведомлений о трудоустроившихся – 13 тысяч, то есть всего 9% мигрантов выполнили обещания. В сфере ЖКХ эта цифра составляет 24%. «Сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Москве, – полагает Алексей Александров, – являются местами, где наиболее легко получить нелегальную работу».
То есть секторы, где следует искать нарушения действующего законодательства, определены. Как заметил на этот счет Валерий Виноградов, «мы живем в реальном мире и видим, кто работает у нас дворниками».
Кстати, любопытна статистика, касающаяся трудовых мигрантов в столице. Наиболее востребованные специальности: каменщик, бетонщик, штукатур-маляр, плиточник и водитель. То есть требуются не самые высокообразованные и квалифицированные кадры. Наибольшее число заявок подано от предпринимателей, занимающихся сферой услуг, торговлей, общепитом, а также строительством. При этом только 30% работодателей готовы заниматься обучением собственных кадров. А предоставить работнику общежитие либо квартиру готовы только 60% работодателей. Что касается стран, из которых предусматривается привлечение наибольшего количества иностранных рабочих, то в ближнем зарубежье это Украина, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, а в дальнем – США, Турция, Германия и Китай.
К сожалению, пока некоторые предприниматели не утруждают себя своевременной подачей заявок, а предпочитают нарушать закон, принимая на работу иностранных рабочих без соответствующих разрешений или же с поддельными разрешениями. Как сообщил на заседании штаба начальник управления Федеральной миграционной службы по городу Москве Федор Карповец, «за два последних месяца в десятки раз выросло число штрафов, наложенных на работодателей, принявших на работу мигрантов без соответствующих документов». Чиновник привел пример, когда одна из фирм была оштрафована на 6 млн. руб. за шестерых иностранных рабочих: «Пришли первый раз – оштрафовали для начала на 250 тысяч, во второй раз приходим – штрафуем опять на 250 тысяч. А уж на третий раз пришлось на 6 миллионов рублей оштрафовать, раз люди не понимают».
Кстати, у Федора Карповца есть своя точка зрения на тот факт, что именно в строительной сфере наименьшее количество людей, получивших разрешение и уведомивших власти о трудоустройстве, – менее 10%. Глава управления Федеральной миграционной службы по Москве обратился к представителям ГУВД с просьбой обратить особое внимание на квартиры, где ведутся ремонтные работы, в связи с тем, что там работают в основном иностранцы. «Иностранные работники строят дачи, ремонтируют квартиры. Может быть, примерно в течение месяца участковым надо обратить внимание на квартиры, где ведутся ремонтные работы, чтобы выяснить, почему с иностранными работниками, осуществляющими работы, не заключаются договоры». Кстати, в следующем году штат московского управления Федеральной миграционной службы увеличится почти на 500 человек.
«Иностранный работник, особенно прибывающий из наших бывших союзных республик, – заявил в интервью «НГ» Алексей Александров, – готов работать за те деньги и по тем специальностям, куда москвичи не идут. Беда в том, что у нас отсутствует антидемпинговое законодательство. Мы говорим о том, что национальные рабочие кадры пользуются приоритетом, но это декларативная норма, не подкрепленная какими-то ни было механизмами. Поэтому работодатель предпочитает дешевую иностранную рабочую силу. Задача квотирования – организовать ситуацию так, чтобы прибывающая рабочая сила была полезна Москве и дополняла социально-экономическую систему ее развития, а не переполняла».
Точку в дискуссии на заседании штаба поставил Валерий Виноградов: «Мы должны в городе перейти к тому, чтобы принимать тех, кто хочет к нам ехать, кто нам нужен в городе по отраслям нашего хозяйства. Это нормальная, цивилизованная форма, и мы к ней идем. Я думаю, что мы сможем это сделать. Нам нужны иностранные работники, но нужны только те, которые нужны».
Андрей РИСКИН. «Коммерсантъ», 10 июля 2007 года
Москва недосчиталась мигрантов
ФМС считает ее планы сократить квоты на миграцию втрое необоснованными
В Федеральной миграционной службе (ФМС) обеспокоены планами правительства Москвы втрое, с 750 тысяч до 250 тысяч, сократить квоты на трудовую миграцию в столицу в 2008 году. В ФМС полагают, что сокращение квот вызовет рост показателей нелегальной миграции в Москве, и прогнозируют, что столичным властям придется в следующем году обращаться в правительство России с просьбами о дополнительных квотах.
Федеральная миграционная служба вчера прокомментировала „Ъ" планы правительства Москвы сократить размер заявки на квоту трудовой миграции в регион в 2008 году до 250 тысяч человек. Замначальника управления внешней трудовой миграции ФМС России Сергей Болдырев сказал вчера „Ъ", что ФМС не может не удовлетворить размер заниженной заявки Москвы, но предполагает, что запрошенная квота в 250 тысяч мигрантов может вызвать или дефицит рабочей силы в Москве в 2008 году, или рост показателей нелегальной миграции.
Накануне глава комитета межрегиональных связей и нацполитики правительства Москвы Алексей Александров официально сообщил, что планы столичного правительства по квотированию иностранной рабочей силы на 2008 год предполагают сокращение квот на мигрантов из стран безвизового режима до 250 тысяч (в 2007 году - 750 тысяч), а из стран с визовым режимом - до 50 тысяч (в 2007 году - 80 тысяч). В комитете „Ъ" пояснили, что квота на 2008 год для столицы была сформирована по заявкам работодателей (они обязаны были предоставить их до 1 мая) и одобрена мэром Москвы Юрием Лужковым. Правительство Москвы критикует систему квот, распределяемых ФМС по заявкам регионов: с начала 2007 года Федеральной миграционной службой по Москве выдано более 426 тысяч разрешений на работу иностранцам. При этом работодатели уведомили о привлечении лишь 111 тысяч иностранцев (разрешение получается самостоятельно). "Ответа, где сегодня и чем занимаются эти более 300 тысяч иностранных работников, ни один из органов федеральной и региональной власти дать не может", - отметил господин Александров.
Разрешения на работу ежегодно перерегистрируются, и при сокращении квоты до 250 тысяч не менее 200 тысяч трудовых мигрантов, имевших разрешения в 2007 году, в следующем году могут их лишиться. ФМС полагает, что Москве в 2008 году придется повторно обращаться в правительство с просьбой расширить квоту. "Москва сама себе создает проблему - лучше недобрать мигрантов, чем заявить заниженные квоты и тем самым дать ход нелегалам. Не очень понятно, чем столица будет восполнять пробел при такой сокращенной квоте, - в любом регионе огромный дефицит специалистов, а проблема внутренней миграции еще хуже, чем внешней", - говорит господин Болдырев.
Эксперты также считают занижение квоты Москвой необоснованной. "В 2008 году ничего кардинально не изменится - потребность в мигрантах будет такая же, не менее 500-700 тысяч", - уверен председатель международной ассоциации "Трудовая миграция" Николай Курдюмов. При этом он указывает на неповоротливость и несовершенство самой системы квотирования, а также желание самих московских властей жестко контролировать миграцию. "Мы уже перегибаем палку. Квоты надо вводить, когда не 30% работодателей уведомят о потребности в мигрантах, а хотя бы 70%", - говорит господин Курдюмов.
Заведующая лабораторией миграции ИНП РАН Жанна Зайончковская утверждает: "Московская квота в 250 тысяч означает в будущем либо рост незаконной миграции, либо сокращение рабочих мест и, как следствие, прекращение роста производства". Впрочем, она уверена, что точно определить потребности в мигрантах сейчас практически невозможно. "Наниматели будет искать пути, как обойти квоту, - будут искать работников из других регионов. Столица, попав в демографический провал, будет тянуть население с других городов. Численность экономически активного населения в Москве сокращается", - констатирует она.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 3 августа 2007 года
Надо автоматизировать сбор помидоров
Квота в 830000 мигрантов на этот год оказалась слишком большой для Москвы. В 2008 году ее могут сократить почти втрое.
О планируемом сокращении квоты в следующем году втрое рассказал вчера руководитель комитета мэрии Москвы Алексей Александров. Он считает, что Москве хватит 250000 (в этом году — 750000) мигрантов из стран с безвизовым режимом и 50000 (сейчас — 80000) — из стран с визовым.
Эксперты оценивают число трудящихся в Московском регионе мигрантов в 1,5 млн., говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Вендина, из них иностранцев — 25-30%.
С начала года миграционная служба по Москве выдала более 426000 разрешений на работу иностранцам. А работодатели уведомили о привлечении только 111000 и непонятно, чем занимаются остальные, мотивировал сокращение квоты Александров. Квота сформирована по заявкам работодателей, говорит Александров.
Квота будет утверждена правительством в конце 2007 — начале 2008 года, полагает он.
Снижение квоты стимулирует к замещению ручного труда там, где сейчас проще нанять низкооплачиваемых мигрантов, считает представитель Федеральной миграционной службы Константин Полторанин. “Так произошло на юге США, где лимитировали привлечение мексиканцев на уборку помидоров, и сразу же была придумана специальная машина”, — говорит он. Сокращение квоты защитит от трудовой конкуренции коренное население, добавляет он.
Квота на 2008 год мала, ведь для неквалифицированной работы коренных москвичей не найти, говорит проректор Высшей школы экономики Татьяна Четвернина. Сокращение квоты будет компенсировано нелегалами, считает она. Заявку на квоту подают компании, но мигрантов часто нанимают граждане, говорит Четвернина: “Отсюда кажущаяся невостребованность мигрантов”. Новая квота больше соответствует реальности, не соглашается Вендина: “В советское время привлекали до 100000 лимитчиков в год, и сейчас эта цифра не намного больше”. Цифра в 800000 мигрантов была принята “с запасом”, на волне спекуляций о миллионах нелегалов в Москве, считает Вендина.
От редакции: Вилка мигранта
Международная федерация прав человека (Federation Internationale des ligues de droits de l'homme, FIDH), объединяющая правозащитников из 155 стран мира, и российская организация помощи вынужденным мигрантам “Гражданское содействие” опубликовали совместный доклад “Мигранты в России”. Они отмечают облегчение процедуры легализации иностранцев в России: возможность получить миграционную карту при пересечении границы, переход на уведомительный характер временной (90-дневной) регистрации по месту жительства, возможность в 10-дневный срок получить самостоятельно разрешение на работу и годовой срок постановки на налоговый учет в России. Это положительные следствия принятых в июле 2006 года закона “О миграционном учете иностранных граждан” и поправок в закон “О правовом положении иностранных граждан в России”.
Однако упрощение части процедур нивелируется сохранением бюрократических проволочек при оформлении вида на длительное жительство и запретом для гастарбайтеров заниматься некоторыми традиционными видами деятельности, в частности торговлей. Например, ходатайство о предоставлении длительного вида на жительство может рассматриваться до шести месяцев, а значит, мигранта, не успевшего получить необходимые документы, могут просто выслать из России по истечении 90 дней. А высланные за нарушение правил пребывания в России теряют право въезда на пять лет. Отечественные правоохранительные органы нередко не дают нарушителям правил пребывания и трудовой деятельности оспорить выдворение. Между тем из России в 2005 году были высланы 78000 иностранцев, а в 2006 году, по неполным данным, — 55600. Прошлый год также был ознаменован ксенофобскими высказываниями и действиями самих представителей власти, в частности антигрузинской кампанией. Правозащитники просят власть ликвидировать противоречия в отечественных законах и жесткость милицейской практики. Они рекомендуют упростить процедуру получения вида на жительство и статуса беженца и модернизировать нормы Кодекса об административных правонарушениях, чтобы суды и милиция, наказывая иностранца за нарушение правил пребывания и работы в России, не имели выбора между штрафом и одновременными штрафом и выдворением.
Однако российская власть никак не может выбрать между экономической необходимостью и политической целесообразностью. По всем прогнозам, для развития экономики при нынешних темпах роста производительности труда и сохранении демографических тенденций России необходимо увеличивать приток мигрантов. С другой стороны, борьба с инородцами, когда 75% опрошенных ВЦИОМ одобряет изгнание иностранных торговцев с рынков, а 52% респондентов ФОМ поддержало бы высылку отдельных этнических групп из своего региона, — удобный политический ресурс.
Чтобы здравый смысл победил ксенофобию, необходимы продуманная национальная политика и терпеливая борьба с межэтническими предрассудками. Остается надеяться, что после выборной шумихи на них будет больше времени, сил и средств.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)