… о расхождениях в подсчетах населения между Росстатом и Центризбиркомом
Счетчики шалят
Почему население страны уменьшается, а число избирателей растет
Федеральная служба государственной статистики констатирует: в 1996 году россиян было 148,3 миллиона человек, к 1 января 2007 года стало 142,2 миллиона. По состоянию на 1 июля 2007 года цифра уменьшилась еще примерно на двести тысяч. В то же время, по данным Центральной избирательной комиссии, по состоянию на 1 июля 2007 года число российских избирателей составляет чуть больше 107 миллионов человек, то есть на 300 тысяч больше, чем на 1 января 2007 года. То есть за полгода населения стало меньше, а избирателей больше. Парадокс?
Впрочем, эта странность характерна не только для 2007 года: численность населения, по данным Росстата, неуклонно снижается, а численность избирателей претерпевает странные колебания. Согласно сводным протоколам ЦИК, в списки избирателей на президентских выборах 1996 года были включены 108,5 миллиона человек. На думских выборах 1999 года — 108,1 миллиона; на президентских выборах 2000-го — 109,4; на думских выборах 2003 года — 108,9; на президентских выборах 2004-го — 108,1 миллиона человек.
Конечно, Росстат дает не абсолютные цифры. Перепись, когда всех дотошно сосчитали, провели в 2002 году. В остальные годы только анализировали динамику рождений и смертей. Но чтобы две тенденции — росстатовская и циковская — противоречили друг другу? Демографы удивляются, политики говорят о намеренно организованной «мутной воде», в которой удобно живется фальсификациям…
Председатель ЦИК Владимир ЧУРОВ согласился прокомментировать «Новой» ситуацию:
— По нашей многолетней кривой, больших изменений численности избирателей нет, ведь мы получаем информацию по одной и той же методике, установленной законом. Методике уже много лет. Списки избирателей составляют главы муниципальных образований, проверяют их, присылают в региональную избирательную комиссию, она присылает нам, а мы суммируем. При этом мы получаем данные дважды в год: по состоянию на 1 января и 1 июля, чтобы у нас была информация перед мартовскими и октябрьскими выборами, когда установлены единые дни голосования. Итоговая кривая — плавно колеблющаяся, но в допустимых пределах, критических выбросов нет. Правда, в одном-двух регионах, где зафиксированы резкие изменения, мы проведем контрольные проверки, сделаем выборки, и, если они покажут, что есть какие-то небрежности, заставим все пересчитать.
Факт колебаний циковских данных (при том, что росстатовская кривая показывает только снижение численности) Чуров объясняет так: граждане признаются избирателями с 18-летнего возраста, а рождаемость в разное время то выше, то ниже. Впрочем, по его словам, резких отклонений избирательной кривой и кривой численности населения быть не должно.
— Проблемы есть, — рассказал Владимир Чуров, — с теми категориями избирателей, которые включены в списки по месту постоянной регистрации, а на самом деле находятся в командировке, живут на даче и так далее. Мы хотим выдать им всем открепительные талоны. Будем, по согласованию с руководством Российских железных дорог, организовывать, как это когда-то было, избирательные участки на вокзалах и крупных станциях, чтобы граждане, находящиеся в командировке, могли проголосовать. Наконец, задействуем двойную систему приглашений: сперва на сверку списков, потом на голосование. Приглашать человека, чтобы нашел себя в списке, мы будем заранее, чтобы хватило времени на исправление ошибок. <…> Больших колебаний быть не должно: по моему «нормативу», число граждан, дополнительно внесенных в список на избирательном участке, и тех, кто исключен из списка по обоснованным заявлениям, не должно превышать 1% общего числа избирателей.
Что ж, если говорить об избирательной кривой, то изучение данных того же Росстата показывает, что в определенные периоды число тех, кто входит в избирательный возраст, перевешивает число тех, кто покидает его. Это вполне объясняет разницу «двух статистик», но не исключает манипуяций с избирательными списками. Владимир Чуров признался:
— У меня много информации, что на региональных и местных выборах вписывают «мертвые души», чтобы сорвать выборы и не преодолеть порог явки, который еще не везде отменили. Этим вполне могут заниматься кандидаты, которых сняли с выборов.
Впрочем, как представляется, куда чаще манипуляциями со списками занимаются не «опальные» кандидаты, а местные власти — в пользу тех кандидатов, которых они поддерживают. Например, в Петербурге на выборах не раз применялась технология: администрация, с одной стороны, «вычисляла» тех, кто годами не ходит голосовать, и одновременно не исключала из списков тех избирателей, кто умер или переехал. Так создается «резерв», который используется для фальсификаций: от имени этих избирателей организуется «вброс» бюллетеней.
Еще один распространенный способ — использование «двойников», тех, кого включают в списки по месту пребывания, но не вычеркивают из списков по месту регистрации.
Контроль над этим процессом крайне затруднен: копии избирательных списков и данные о тех, кто проголосовал, не выдают ни наблюдателям, ни членам комиссий с совещательным голосом — это «конфиденциальная информация» (не для властей, конечно). И даже очевидные «вбросы» (например, когда явка избирателей достигает фантастических величин) остаются безнаказанными.
Наконец, широкий простор предоставляет голосование на заграничных избирательных участках: за границей, по данным ЦИК, проживают около 10 миллионов граждан России, а голосовать из них обычно приходят около 300 тысяч.
А в пятницу 3 августа в СМИ появились заявления Владимира Чурова о том, что альтернативный подсчет голосов является «обманом избирателей», поскольку «ни у одной партии, ни у одной общественной организации… не хватит денег и рабочей силы», чтобы организовать достоверный подсчет, который должен стоить не меньше, чем официальный (3 млрд. рублей). Также Чуров высказался против допуска на участки наблюдателей от общественных организаций, поскольку наблюдатели «начнут мешать друг другу».
— Говоря об альтернативном подсчете, я не имел в виду партии! — заявил Владимир Чуров «Новой». — То, что партии собирают копии протоколов, а потом сверяют свои подсчеты с теми, которые дает ГАС «Выборы», мы только приветствуем. Более того, будем сейчас их этому учить. А вот общественные организации не могут провести альтернативный подсчет голосов, потому что не имеют легального допуска к избирательным документам, и не надо никого обманывать. Что касается наблюдателей от общественных организаций — их участие сейчас запрещено законом. Я считаю, что в выборах будет участвовать 10—12 партий, и наблюдателей будет вполне достаточно. К тому же все участники выборов могут направить во все избиркомы членов с совещательным голосом. А вот где мы будем приветствовать участие общественности — так это в работе «горячей линии» о нарушениях на выборах, причем в сотрудничестве с избиркомами.
Что же, логика в этом есть. Однако круг участников выборов, как показывает практика, может быть существенно ограничен, а те, кого сняли с выборов, уже не смогут проконтролировать их проведение. Кстати, участие в выборах с 1989 года общественных наблюдателей никаких помех не создавало.
Борис ВИШНЕВСКИЙ. «Новая газета», 5 августа 2007 года
Избирательная демография
Электората больше, чем населения
Естественная убыль населения не отражается на числе тех, кто имеет право голосовать, свидетельствуют данные о численности избирателей, обнародованные вчера Центризбиркомом. У Росстата и ЦИК разные методы подсчета, манипуляции со списками избирателей на местах — один из наиболее распространенных способов подгонки итогов выборов под нужный результат, говорят эксперты, но даже это не объясняет масштаба разночтений.
По данным на 1 июля, на территории России зарегистрировано немногим более 107 млн. избирателей, говорится в сообщении пресс-службы ЦИК. Это на 318000 больше, чем было на 1 января 2007 года, отмечают в Центризбиркоме и обещают еще уточнить число избирателей, которые находятся за рубежом.
По данным Росстата, с начала 2007 года численность населения в России не выросла, а уменьшилась — на 175000 человек.
Если проследить демографический процесс на протяжении избирательного цикла (от выборов 2003 года до выборов 2007 года), то обнаружится: электорат сокращается значительно медленнее, чем население. По данным Росстата, убыль населения за эти четыре года составила 2,8 млн. человек, а население в возрасте 18 лет и старше (избиратели) за это время сократилось со 111 млн. до 91,9 млн., т.е. на 19 млн. человек. За это же время убыль официально зарегистрированных избирателей составила менее 2 млн.: со 108,9 млн. (столько значится в протоколе выборов в Госдуму 2003 г.) до 107 млн. человек.
Такая динамика необъяснима с точки зрения демографических процессов: доля трудоспособного населения за эти годы не росла, говорит завотделом демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев. Миграционный прирост за четыре года по статистике составил около полумиллиона человек (речь идет о получивших гражданство), считает завлабораторией анализа и прогнозирования миграции Центра демографии и экологии человека Жанна Зайончковская, что явно не покрывает темпов естественной убыли. Проблема скорее в неточности учета населения Росстатом, полагает Рязанцев: если рождаемость и смертность удается довольно точно отследить через ЗАГСы, то внутренняя миграция дает существенное искажение в учете.
Загадочные колебания численности избирателей не в первый раз ставят в тупик демографов: например, за первое полугодие 2003 года число избирателей выросло со 108,7 млн. до 110,7 млн., к декабрьским выборам снова упало до 108,9 млн., а к мартовским (2004 год) из списков исчезло еще 800000 избирателей: Владимира Путина выбирали уже 108,1 млн. россиян.
В Центризбиркоме несовпадения не комментируют.
По закону учет и регистрация избирателей — обязанность глав муниципальных образований, объясняет член ЦИК Нина Кулясова, а ЦИК — лишь потребитель этой информации. Сведения собираются два раза в год, муниципальные данные суммируются на уровне региона, после этого глава субъекта Федерации подписывает их, заверяет печатью и представляет в Центризбирком. “Это официальная информация. Анализировать расхождения нужно, но я не берусь делать выводы”, — признается Кулясова.
Глава Независимого института выборов Александр Иванченко уверен, что списки избирателей — более точный источник сведений о количестве населения, чем официальная статистика. Загадочных скачков численности больше не будет, уверен он: в ЦИК серьезно намерены учесть недоработки прошлых выборов.
Недавно председатель ЦИК Владимир Чуров пообещал свести до 1% погрешность в учете электората. ЦИК спустил в регионы инструкцию о составлении и уточнении списков избирателей и готовится рассылать избирателям именные приглашения прийти на участки и уточнить свое место в списках.
Манипуляции со списками избирателей используются для фальсификации выборов, объясняют эксперты. Местные администрации стараются не включать перед выборами в списки вновь прибывших и тех, кто годами не ходит голосовать, — это позволяет поднять процент явки, объясняет председатель Межрегионального отделения избирателей Андрей Бузин. А дополнительные голоса обеспечивают “мертвые души” — выбывшие избиратели, которых сохраняют в списках и от имени которых голосуют, и двойники — люди, которых включают в списки по месту пребывания и не вычеркивают по месту прописки.
Но даже эти технологии не объясняют масштаб разночтений, констатирует исполнительный директор ассоциации “Голос” Лилия Шибанова.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)