С момента запуска четырех нацпроектов по развитию медицины, образования, жилищного и аграрно-промышленного комплекса исполнилось полгода. Вчера в Торгово-промышленной палате (ТПП) обсуждали реализацию нацпроекта "Здравоохранение". Из анализа ситуации пока следует одно: Минздравсоцразвития не сделало выводов из критики со стороны медицинского сообщества и депутатов Госдумы и по-прежнему считает своим главным достижением деньги, потраченные на увеличение зарплат некоторым категориям медработников и закупку техники.
"Газета" подробно описывала в декабре содержание данного нацпроекта. Инициатором встречи в ТПП выступила депутат Госдумы, председатель комитета ТПП по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, она же бывший министр труда и соцразвития.
Приглашенные на обсуждение представители Минздравсоцразвития сыпали цифрами. Выплаты врачам общей практики и участковым составят в следующем году 20,8 млрд. рублей против 12,8 млрд. в этом, на закупку оборудования затраты составят 14,5 млрд., на медицинские автомобили - 3,9 млрд. (цифры увеличены с учетом инфляции). Идет диспансеризация населения, правда, только бюджетников и работающих в опасных для здоровья условиях. Проводятся тендеры на закупку оборудования в полном соответствии с законодательством. Разработан план создания медицинских центров, которые будут оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.
Присутствующим предлагалось оценить успехи министерства с голоса - наглядных материалов с цифрами Минздравсоцразвития не представил.
Участников обсуждения цифры не удовлетворили. Леонид Рошаль, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и член Общественной палаты, пытался выяснить, откуда министерство берет цифры действительной потребности субъектов Федерации в медтехнике - ведь регионы делают заявки в соответствии со "спущенными" из Москвы лимитами расходов. Чиновницы Минздравсоцразвития оправдывались в том, что "ведется мониторинг".
Помощник руководителя администрации президента Игорь Сирош придирчиво выспрашивал, существует ли план подготовки специалистов, которые будут оказывать высокозатратную медпомощь, и согласован ли он с РАМН. Последовал ответ, что план есть, он согласован с академиками Евгением Чазовым и Лео Бокерией. Замруководителя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко тут же уличил министерство: "Мне и Чазов, и Бокерия ответили, что с ними никто не советовался. И прислали расчет, по которому они готовы значительно, в разы снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - главной причины смертности людей в трудоспособном возрасте - если на это затратить 40 миллиардов". А член президиума РАМН Валерий Быков подтвердил, что с научной общественностью при написании нацпроекта никто не удосужился посоветоваться. И поэтому "получился не государственный приоритет, а проект министерства, и называться должен не "Здоровье", а "Лечение", потому что здравоохранение - это не только зарплаты и автомобили".
Вопрос о зарплатах подняла Оксана Дмитриева: "Каким будет разрыв в следующем году между зарплатами участковых врачей и узких специалистов?" Ответ министерских чиновников вызвал только иронические улыбки: по данным Минздравсоцразвития, после того как узким специалистам повысят тарифы за осмотр пенсионеров и работающих граждан, разрыв составит только 2 тысяч рублей.
Подводя итог обсуждению, Николай Герасименко заявил, что нацпроект страдает серьезным пороком, который ставит под вопрос его выполнение: "Есть планы потратить деньги, а целей по-прежнему нет. Каковы они? Снизить смертность и заболеваемость, увеличить продолжительность жизни?" А если нет целей, то будет по-прежнему распыление средств и разрушение существующей системы здравоохранения.
Но, пожалуй, самая резкая критика прозвучала из уст Леонида Рошаля. "Надо направлять деньги туда, где самая большая смертность, а не размазывать по массе проблем, - сказал он. - Например, 60% пострадавших от тяжелых черепно-мозговых травм умирает на улице, не дождавшись "скорой". Или в машине по пути в больницу, потому что не хватает специализированных бригад. Так почему же не потратить 20-30 миллиардов и не решить проблем "скорой помощи" раз и навсегда?" Другая проблема, по его словам, - практическая ликвидация специализированной медпомощи (то есть осмотра узкими специалистами - кардиологами, лорами, невропатологами и т.п.) на муниципальном уровне. "В пять часов утра в Москве люди начинают запись к специалистам, а что тогда творится в глубинке?", - возмущался Рошаль. Наконец, он высказал самое наболевшее: "Хотелось бы получить реакцию министерства на сказанное, но пока все идет по принципу "болтайте-болтайте, а мы будем делать по-своему". Рошаль сообщил, что, обсудив нацпроект "Здравоохранение" в рамках Общественной палаты, члены комиссии по здравоохранению отправили письмо в министерство, но ответа не получили по сей день. Ответ, по его словам, пришел только от администрации президента. Там озабочены выполнением нацпроекта и намерены обсудить его в сентябре в рамках слушаний в Общественной палате. От того, прислушается ли к мнению ОП министерство, заявил известный детский хирург, будет зависеть его дальнейшее членство в этой общественной организации: "Я не хочу превратиться в фиговый лист, которым будут прикрываться чиновники".
Николай Герасименко счел нужным напомнить, что министерство проводит мощнейшую пиар-кампанию для "раскрутки" нацпроекта, и в результате у населения возникают завышенные ожидания. "И, представьте, каково будет разочарование?"- задал он вполне обоснованный вопрос. А 2008 год не за горами. Сколько стоит нацпроект "Здравоохранение" На нацпроект за два года планируется потратить около 145 млрд. рублей. На денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медсестрам, врачам общей (семейной) практики пойдет 30,5 млрд. (в 2006 году - 12,8 млрд., в следующем - еще 17,7 млрд.). На подготовку и переподготовку врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров - 0,5 млрд. Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений будет стоить в общей сложности 29,7 млрд. рублей. Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями - 7,5 млрд. Иммунизация населения обойдется в 10,3 млрд. рублей. Практически столько же уйдет на профилактику, выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ), гепатитом В и С. На программу диспансеризации работников бюджетной сферы будет потрачено 6 млрд. На обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью израсходуют в целом 48,1 млрд. рублей, при этом на строительство центров высоких медицинских технологий - 32 млрд. На реализацию информационной поддержки и управление проектом за два года пойдет 1,3 млрд. рублей.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)