… о возможности повторения
в России французских событий
|
Рожденные в СССР
|
России в обозримом будущем не грозят бунты иммигрантов,
подобные французским
За это нам следует поблагодарить братское социалистическое
прошлое и жесткое капиталистическое настоящее
Москва, да и другие крупные российские города приобрели еще одну
черту, роднящую их с городами европейскими. Уже несколько лет улицы
убирают люди, явно не принадлежащие к коренному населению. Эта черта
не столь заметна, как бутики или автомобильные пробки. Однако она
указывает на "тихую революцию" в структуре занятости населения
России, революцию, которую мало кто сейчас осознает.
Неизбежность иммиграции в России принято объяснять демографическим
балансом, который складывается не в пользу ее коренного населения.
Это справедливо, но куда нагляднее другое: за последние несколько
благополучных лет иммигранты стали совершенно незаменимы в некоторых
отраслях экономики российских мегаполисов. Элементарный ремонт в
квартире и строительство дачи стали бы не по карману многим нашим
согражданам, если бы не рабочие с Украины, из Молдавии или Таджикистана,
а на улицах царила бы непролазная грязь, если бы не узбеки или те
же таджики, согласные на любую работу и любые условия жизни. Не
то чтобы нельзя было найти русского дворника, просто большинство
русских дворников почему-то склонны заниматься чем угодно, только
не уборкой. Иными словами, на рынке труда стали появляться специфически
иммигрантские ниши, которые практически невозможно заполнить за
счет коренного населения.
Этот факт вкупе с кадрами горящих автомобилей в парижских пригородах
может навести на неприятные мысли: ведь во Франции и других европейских
странах проблемы с иммигрантами тоже начинались с изменения структуры
рынка труда. Однако в нашем случае никаких оснований для пессимизма
нет. Взаимоотношения коренного населения и иммигрантов - одна из
тех точек, где российское общество куда благополучнее обществ большинства
западноевропейских стран. У нас есть все шансы сохранить это благополучие.
После империи
"Подавляющее большинство тех, кто сейчас приезжает из Азербайджана
в Россию на заработки, выросли в советское время, - говорит исполнительный
директор Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдар Кулиев,
- они знают русский язык и получили советское образование".
Это касается и иммигрантов из других стран бывшего Советского Союза.
"Иммигранты в России куда ближе в культурном отношении к коренному
населению, чем во Франции. У нас много общего с нашими иммигрантами:
мы выросли в одной стране, получили одно и то же образование, у
нас одинаковый уровень религиозности и, что немаловажно, один цвет
кожи. Нам проще ужиться друг с другом", - замечает Денис Визгалов,
руководитель проектов Института экономики города.
Можно с иронией относиться к тезису брежневской конституции о "новой
исторической общности - советском народе". Однако Советский
Союз, как и Российская империя, больше напоминал Соединенные Штаты,
чем европейские колониальные империи. Он действительно был "плавильным
котлом", стремился стереть границы между входящими в него территориями
и народами или по крайней мере сократить разрыв между ними. А советская
атеистическая пропаганда способствовала нивелировке конфессиональных
различий. В итоге оказалось, что азербайджанец из Баку в культурном
отношении может быть ближе к русскому, чем к своему соплеменнику
из фундаменталистского Ирана.
К тому же всем постсоветским государствам в наследство от СССР досталось
население с высоким по мировым меркам уровнем образования. "Многие
из тех, кто торгует на московских рынках, имеют университетские
дипломы", - говорит Эльдар Кулиев. Это обстоятельство тоже
способствует уменьшению барьера между иммигрантами и коренным населением
России.
Есть и еще одна деталь. История формирования диаспор иммигрантов
в Западной Европе насчитывает около сорока лет. Диаспоры выходцев
из современных стран СНГ в России формировались на протяжении всей
истории Российской империи и Советского Союза. Причем в прошлом
они складывались в основном из представителей элитных слоев общества.
"В советское время в Россию из Азербайджана приезжала в основном
интеллигенция или управленцы", - говорит Эльдар Кулиев. А значит,
диаспоры иммигрантов, во-первых, прочно укоренены в России, а во-вторых,
обладают развитой внутренней структурой и признанными лидерами,
лояльными российским порядкам.
Слишком разные
Неоднородность иммигрантских диаспор в России служит гарантией от
возникновения "гетто", подобных французским. В российских
крупных городах не возникают этнические анклавы. "В обозримом
будущем этнической сегрегации по территориальному принципу у нас
не будет, рынок этот процесс не стимулирует, - говорит Денис Визгалов,
- даже социальная сегрегация - разделение районов на богатые и бедные
- еле-еле начинается". По словам г-на Визгалова, редкие исключения
(вроде "этнических" многоквартирных домов) лишь подтверждают
это правило.
Однако если допустить, что, к примеру, в Южном административном
округе Москвы много выходцев с Кавказа (сейчас там даже появляются
магазины, торгующие продуктами, произведенными в соответствии с
нормами шариата), это не означает появления "гетто". Ведь
для того, чтобы в России возникло что-то вроде парижских пригородов,
нужно, чтобы этнический анклав был еще и очень бедным. А этого как
раз в российских мегаполисах не происходит.
Сегрегации препятствует и то, что, попадая в крупный город, иммигранты
быстро принимают существующие в нем установки общественного сознания.
При всей важности этнической связи в силу изначального стремления
к социальному успеху (черта, ставшая особенностью "южан"
еще в советские времена) категории социального престижа играют для
иммигрантов куда большую роль. Например, при выборе квартиры мигранты
исходят не из желания жить с сородичами, а из желания жить в более
престижном месте. "У тех иммигрантов, кому удается хорошо зарабатывать,
как правило, ослабляются связи с их этнической группой", -
отмечает Денис Визгалов.
Наконец, во Франции, как и в других странах континентальной Европы,
иммигранты представляют всего несколько этнических групп (арабы
во Франции, турки в Германии), большинство из них к тому же объединяет
ислам. В России таких групп десятки, если не сотни, причем они разобщены.
И речь не только о больших группах: армяне, азербайджанцы, узбеки,
таджики. Важными оказываются различия внутри выходцев из одной страны.
В Москве не редкость услышать от азербайджанца, зарабатывающего
частным извозом, рассуждения о том, что на рынках торгуют не его
соплеменники, а таты (горские евреи, ираноязычный кавказский этнос),
причем за этими рассуждениями могут последовать выводы вполне антисемитского
толка. По мнению Дениса Визгалова, у каждой из многочисленных этнических
групп едва ли не больше общего с русскими, чем друг с другом.
Меньше социализма и больше России
Но самое главное отличие между российскими и европейскими иммигрантами
заключается в мотивации. Если во Францию едут ради социальных пособий,
то в Россию едут зарабатывать. Причем, в отличие от 90-х годов,
не захватывать экономическое пространство, а именно зарабатывать.
"Французские мигранты отличаются от наших тем, что они едут
получить гражданство, а потом жить на пособие. Наши едут работать,
чтобы потом привезти заработанные деньги домой или полноценно устроить
свою жизнь здесь.
У них нет столько свободного времени, сколько у иммигрантов во Франции,
и им есть что терять", - говорит Денис Визгалов.
Российская иммиграция - тот случай, когда рынок если не все, то
многое ставит на свои места. Необходимость заработка заставляет
иммигрантов интегрироваться в принимающее их общество - не забывать
русский язык, устанавливать контакты с коренным населением. Прожить
без работы и в изоляции от остального общества иммигранты не могут,
в противном случае они будут просто вытеснены из России. И с этой
точки зрения любые попытки завести у нас некую "политику интеграции"
иммигрантов по существующим европейским образцам - в основе свой
социалистическим - способны только испортить начинающийся позитивный
процесс.
Правда, здесь есть и другая сторона. Подавляющее большинство выходцев
из соседних стран, приехавших в Россию на заработки, находится под
жестким давлением со стороны властей. Многие из них живут в России
без документов, а значит, вынуждены платить дань милиции. На те
же московские овощебазы регулярно наведывается ОМОН, собирающий
по 500 рублей с каждого из сотен работающих там азербайджанцев.
Милицейские облавы на стихийной "бирже труда" в Мытищах,
где собираются строительные рабочие из Таджикистана, тоже вошли
в правило. И эти условия нелегального существования являются фактором,
который резко ослабляет возможности интеграции и ассимиляции, усиливает
внутринациональную замкнутость представителей диаспор.
Собственно, именно цельность и "нормальность" российского
общества, наличие полноценной системы общественных и государственных
связей в самой России - залог адекватного процесса ассимиляции иммигрантов.
В 90-е, когда связи были разорваны и российское общество переживало
период болезненного становления, проблема иммигрантов стояла действительно
остро. По сути дела, тем же выходцам с Кавказа, в огромном числе
приезжающим в российские города, некуда было интегрироваться. Более
того, условием их экономического, а часто и физического выживания
было объединение друг с другом по этническому принципу. Однако как
только ситуация стабилизировалась, как только мы начали осознать
себя нацией, как только государственные и общественные связи начали
восстанавливаться, то и ситуация с иммигрантами начала выправляться.
Они стали встраиваться в нашу жизнь, жить по ее законам и стремиться
к тому же, к чему стремимся мы.
Николай СИЛАЕВ. "Эксперт", 14 ноября
2005 года
|