… о миграционных и этнических
проблемах России
|
"Плавильный котел" как способ борьбы
с хаосом
|
О путях созидания новой российской цивилизации рассуждает
Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации
- Михаил Геннадьевич, более двух недель бунтов молодых
иммигрантов потрясли Францию и, отозвавшись в Бельгии и Германии,
продемонстрировали беспомощность западной цивилизации как таковой.
Нас тоже это ждет?
- Каждый народ, как и отдельно взятый человек, сам творит свою судьбу.
Французы любили пошутить, называя Францию "единственной мусульманской
страной, в которой нет войны". Дошутились. Сложившаяся картина
лучше всего описана в фундаментальной книге "Новые отверженные"
прекрасного французского социолога Пьера Бурдье. Суть дела в том,
что, предоставив иммигрантам определенный уровень жизни, французские
власти - и в целом европейские - остановились на этом и не предоставили
им никакой перспективы, никакой доступной массам возможности улучшения
своего социального статуса. Второй ошибкой, из-за которой ситуация
и стала критической, стала подмена интеграции простым перемешиванием.
Почему-то решили, что жизнь обособленных общин из арабских стран
бок о бок с французским населением приведет к автоматическому "офранцуживанию"
именно этих общин. Между тем отсутствие социальной перспективы лишает
их стимула к интеграции в принявшее их общество, они замыкаются
и обосабливаются в нем. При этом, обладая большей организованностью,
солидарностью и коллективной ответственностью, они распространяют
свои нормы на живущих рядом с ними французов, - происходит своего
рода культурная агрессия, частью бессознательная, связанная с инстинктивным
отторжением бесполезных для иммигрантов ценностей, а частью уже
и осознанная. Опыт показывает, что просто заставить разных людей
жить бок о бок - это насилие и систематический стресс, прорывающийся
беспорядками, а не интеграция.
- И что же нужно делать?
- На фоне сообщений о сжигаемых по ночам машинах, в том числе в
Санкт-Петербурге, вопрос становится все более актуальным для всех
- и для России тоже. Государство не обращает внимания на рост этноконфессиональных
проблем, более того, усугубляет их как попустительством коррупции,
так и конкретными решениями, вроде пятикратного увеличения квоты
на въезд рабочей силы из Китая или легализацией для начала одного
миллиона нелегальных иммигрантов без всякого учета степени близости
их культуры. Все это качественно усиливает опасность для общества.
Проблема этнической преступности в России на две трети вызвана разложением
нашей государственности.
- Вы сказали "этническая преступность". Разве это не нацистский
термин? Разве у преступника есть национальность?
- А что, будущие преступники появляются в инкубаторах? Воспитываются
в безвоздушном пространстве? Не впитывают с молоком матери ту или
иную культуру? Если кто-то из нас с вами, не дай бог, собьется с
пути истинного и совершит преступление - он что, тут же лишится
своей национальности? Не повторяйте необдуманно штампов - они могут
быть неверны. "Этническая преступность" - это профессиональный
правоохранительный термин. Он означает понимание того, что особенности
различных культур отражаются на всей деятельности их представителей,
в том числе и преступной, и бороться с соответствующими группировками
без учета их культурных особенностей просто невозможно. Это азбука,
которую весомая часть наших руководителей не желает признавать,
потому что для нее отношение со стороны политкорректного и утратившего
в результате дееспособность Запада к ним лично важнее, чем благо
собственной страны. Хочу подчеркнуть: термин "этническая преступность"
не означает, что есть "преступные" или "непреступные"
нации. Он означает, что преступники разных культур ведут себя по-разному
и, соответственно, требуют разных методов борьбы с собой. Не более
того!
- Но использование этого термина перед неподготовленной аудиторией
разжигает межнациональную рознь...
- А использование термина "инфляция" разжигает рознь социальную,
я вас правильно понял? Зерна ненависти сеет, наоборот, замалчивание
проблемы: оно не позволяет учитывать этнокультурные особенности
и, соответственно, не дает действенно бороться с этническими элементами
оргпреступности. А их наглядная безнаказанность порождает совершенно
чудовищные проблемы.
Однажды мне не удалось, просто не удалось объяснить пожилым, интеллигентным
и безупречно толерантным людям, что не все цыгане занимаются наркоторговлей.
Потому что весь жизненный опыт последних лет доказывал этим людям
обратное. Не буду приводить другие примеры, ладно?
- А как вы относитесь к Движению против нелегальной иммиграции?
- С осторожностью, так как подобного рода структуры часто контролируются
соответствующими службами, - просто чтобы держать руку на пульсе
и направлять недовольство в правильную, безопасную для государства
сторону.
С другой стороны, национальная проблема в России обостряется столь
стремительно и при таком попустительстве государства, что цивилизованное
отношение к ней требует уровня интеллигентности, непосильного для
большинства граждан. Что же касается сути дела, я хотел бы посмотреть
на людей, поддерживающих нелегальную иммиграцию! При коррумпированности
нынешних властей "нелегальность" иммиграции отражает не
реальную степень интегрированности в общество и, соответственно,
опасности для него, а исключительно аппетиты нашей силовой олигархии.
При этом чем нам ближе иммигрант по культуре, тем ниже его готовность
давать взятки и тем, соответственно, ниже его шансы на легализацию.
- Хорошо, так что делать-то?
- Целью иммиграционной политики должна быть не поставка "новых
рабов" для непрестижных работ, а интеграция иммигрантов в культуру
принимающего общества - как говорят немцы, Landkulture. У них это
понятие, кстати, закреплено в законе как элемент, образующий общество.
Соответственно, иммиграционная политика должна быть жестко ориентированной
на привлечение культурно близких людей и людей с высшим образованием,
относительно легко интегрирующихся в иную культурную среду. Идеальной
была политика Швеции, по крайней мере до середины 90-х годов. Как
и многое великое, шведский социализм в определенной степени проистек
из алкоголизма: возникла потребность "разбавить кровь",
и общество оказалось настолько высокоорганизованным, что сумело
осознать это и отреагировать. В результате иммигрант получал квартиру,
но получал не в гетто, а, напротив, в месте, наиболее удаленном
от мест проживания всех остальных иммигрантов своей национальности.
В результате, каким бы малочисленным ни было шведское общество,
каждый отдельно взятый иммигрант оказывался погруженным в него,
в его культурную среду, и уже его дети по своей культуре становились
шведами. Но в России как многонациональной и многоконфессиональной
стране интеграцию нельзя понимать просто как ассимиляцию. Не только
потому, что такой подход спровоцирует протест и рост культурной
обособленности, но потому, что выхолостит саму русскую культуру,
которая всю жизнь развивалась, аккумулируя и объединяя культурные
влияния всех образующих Россию народов. А такое обеднение автоматически
снизит ее глобальную конкурентоспособность. Перед нами стоит колоссальная
по сложности творческая задача - созидания новой российской цивилизации
на основе новой интеграции всех культур народов нашей страны. Да,
основой, объединяющей эту цивилизацию, конечно, будет русская культура,
но и ей предстоит пройти новый виток обогащения. Задача уникально
сложна, но ключ к ее решению прост: социальная и культурная интеграция
иммигрантов, превращение страны в "переваривающий" их
"плавильный котел", которым когда-то были крупные города
Америки. А для этого необходимо очищение государства от коррупции
и ограничение притока иммигрантов - носителей иных культур - объективно
ограниченными возможностями общества по их интеграции.
- Но ведь с чисто экономической точки зрения России нужно колоссальное
количество новых рабочих рук!
- Извините, но потребность в них качественно увеличивается неадекватностью
государственного управления. Недостаток количества рабочей силы
может и должен быть восполнен ее качеством. Грубо говоря, если мы
остановим массовое спаивание молодежи, мы получим новые рабочие
руки. Если мы начнем борьбу с наркомафией, сотни тысяч людей не
умрут, а будут работать, и на их место не нужно будет ввозить мигрантов.
Если мы восстановим медицину и переориентируем ее обратно на лечение
(с особым упором на профилактику), а не на облегчение кошельков
граждан, мы продлим жизнь людей - и получим новые рабочие руки.
Если мы нормализуем высшее образование и разовьем технологии, мы
резко снизим потребность в неквалифицированном труде - и в иммигрантах
качественно иных культур.
- Демографы говорят об объективном характере демографических процессов
в России, о том, что ничего нельзя изменить.
- Говорящие так путают естественное снижение рождаемости, происходящее
по мере индустриализации и пережитое еще Советским Союзом, с чудовищными
последствиями национальной катастрофы, вызванной людоедскими реформами
последних 15 лет. Когда средняя продолжительность жизни мужчин упала
до 58 лет, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и насильственных
причин в разы выше, чем в развитых странах и у нас 15 лет назад,
- это что, нормально? Посудите сами: по данным качественных социологических
опросов, сейчас на семью приходится примерно полтора ребенка, -
а люди хотят в среднем двух с половиной! То, что у людей на одного
ребенка меньше, чем они хотят, - это прямой результат насилующей
их государственной политики! У нас еще и смертность растет оттого,
что люди живут в шоке, боясь рожать детей. Дайте людям нормальные
условия жизни, хоть слабенькую надежду - и вы получите этого дополнительного
ребенка на семью! И через 20 лет - 30 миллионов дополнительных граждан
России, не учтенных ни одним прогнозом, ни одной демографической
выкладкой! Разумная социальная политика снижает потребность в миграции
кардинально - до безопасного уровня.
- Допустим, удастся снизить потребность в миграции, но ведь мигранты
будут все равно "стучаться" в границы страны, голод не
тетка...
- Очень верный вопрос! Вопрос, которому суждено определить всю внешнюю
политику России, если мы, конечно, выдержим предстоящий системный
кризис. Постсоветское пространство потому и называется "пространством",
что сложившиеся на нем государства доказали свою неспособность к
саморазвитию. Они никому не нужны, и при сохранении сегодняшнего
положения в них будет нарастать хаос. И этот хаос будет захлестывать
нас, в том числе миграцией. Остановить его можно, лишь нормализовав
развитие соответствующих стран. Никому, кроме России, это не нужно,
и никто, кроме России, этого не сделает. Естественно, это должно
быть на взаимовыгодной, экономически рациональной основе, а не как
в СССР, когда Россия развивала всех и когда национальным бюрократиям
показалось, что уже развила, ее просто послали. Здесь возможны разные
схемы, например, получение собственности в обмен на доступ к российскому
рынку и российским технологиям, но принцип прозрачен: только Россия
может превратить зону хаоса вдоль своих границ в зону процветания.
А без этого она и сама не сможет развиваться.
Беседовал Игорь ШАТРОВ. "Час Пик (Санкт-Петербург)",
16 ноября 2005 года.
|