Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Газета.ru" о миграции и мировой экономике
"Независимая газета" о возможности межнациональных волнений в России
"Эксперт", "Российская газета" и "Газета.ru" об уроках для России событий во Франции
"Профиль" о французских событиях и российской специфике
"Эксперт" о возможности повторения в России французских событий
"Время новостей" о депортациях из Франции
"Профиль" о разных политиках интеграции иммигрантов
"Financial Times Deutschland" о причинах событий во Франции
"Frankfurter Rundschau" о "полигамной" причине французских беспорядков
"Эхо" (Баку) о положении азербайджанцев во Франции
"Независимая газета" о миграционной политике России
"Парламентская газета" о перспективной миграционной политике
"Время новостей", "Коммерсантъ" и "Эксперт" о миграционной амнистии и других новациях иммиграционной политики России
"Новая газета" и "Русская Община (Нетания)" о репатриации в России
"Время новостей" о поддержке зарубежных соотечественников
"Время новостей" и "Независимая газета" о привлечении мигрантов в Калининградскую область
"Россiя" о демографической политике в Ульяновской области
"Голос Армении" об эмиграции из Армении
"Новая газета" о "сфере влияния" русского языка
"Газета" об общероссийский идентичности

"Маркетинг и консалтинг" о национальных проблемах России
"Час Пик" о миграционных и этнических проблемах России
"Ведомости" о "несостоявшихся государствах"
"Профиль" о прогнозах мирового населения
"Российская газета" и "Российские вести" о демографической ситуации в России
"Родная газета" о "демографическом дефолте"
"Российская газета" о реструктуризации сельских школ
"Российская газета" о противодействии смертности от ДТП
"Daily Teleraph" о наказаниях для вредящих своему здоровью
"La Stampa" об отчете Программы ООН по ВИЧ-СПИДу
"Первое сентября" об информационной компании против СПИДа в Москве
"РИА "Новости" о возможном прорыве в лечении СПИДа в России
The Wall Street Journal" о СПИДе и птичьем гриппе
"Новые известия" о патернализме в России
"Газета" о национальных проектах
"Россiя" о бесплатных родах
"Медицинская газета" о перинатальной смертности и патологии
"Вечерняя Москва" о репродуктивном здоровье и выживаемости новорожденных
"Gazeta.kz" о ВОЗовских стандартах живорождения
"Московская среда" о пенсионном обеспечении в России
"Молодежь Эстонии" о качестве жизни в Латвии
"Труд" о реформе социальной политики в Германии
РИА "Новости" о положении женщин в Индии

… о миграционной амнистии и других новациях иммиграционной политики России

Не забыть соотечественников

Федеральная миграционная служба РФ решила в 2006 году совершить беспрецедентный, если не сказать революционный шаг. А именно, провести иммиграционную амнистию.
Ныне готовится документ, который в самом скором времени пойдет в Госдуму. Что будет, если он пройдет? Тогда незаконные мигранты задним числом в течение всего десяти дней смогут оформить миграционную пластиковую карту. От них потребуют не двадцать два документа, а всего три: ксерокопию паспорта, заявление о желании работать в России и запрос принимающей организации. Проблема с жильем отныне будет решаться через уведомительный порядок регистрации.
Легализация также предоставляет гастарбайтеру медицинское обслуживание и возможность жить в России с семьей.
Свое мнение по поводу инициативы Федеральной миграционной службы высказывает член комитета по безопасности Госдумы от фракции "Единая Россия" Отари АРШБА.
- Решение Федеральной миграционной службы заслуживает внимания и, на мой взгляд, одобрения. Ведь что происходит у нас сейчас? Процедура оформления выстроена таким образом, что легально ее от первого до последнего этапа не сможет пройти ни один человек. А если ему это все же удается, бедолага в лучшем случае тратит целых три месяца на сбор справок и стояние в очередях для получения годичного (!) разрешения. Вот почему и расцвел вокруг оформления разрешений для мигрантов целый прибыльный бизнес, которым занимаются различные посреднические конторы, имеющие блат в паспортно-визовых службах.
В той легализации, которую предлагает Федеральная миграционная служба, меня, правда, несколько настораживает один пункт - разрешение мигрантам выписывать в Россию семью. Одно дело, когда легализованный мигрант законно трудится на своем рабочем месте, получает зарплату и платит налоги. Другое - когда наряду с одним миллионом амнистированных мигрантов у нас в стране появятся пять, а то и десять миллионов человек с не вполне определенным статусом, с неясными перспективами найти работу, жилье. Не получиться ли в России со временем, как во Франции, где все более возрастающая масса мигрантов, не могущая или не желающая найти работу, не интегрированная в общество, спровоцировала беспорядки?
Инициатива ФМС - дело, несомненно, хорошее. Но она не решает проблемы, связанной с привлечением в страну "штучных" работников, с высокой квалификацией и образованием - врачей, учителей, инженеров, программистов. Для них найти "точечное" место работы из-за границы достаточно сложно, такие организации не устраивают массового набора иностранных рабочих, да и нет у госучреждений подобных финансовых возможностей. Вот и получается, что пустуют у нас ставки в школах и больницах, на заводах часто все держится на инженерах и мастерах пенсионного возраста.
Как разрулить эту ситуацию?
Мне кажется, мы могли бы опереться на опыт Западной Европы, где пошли на то, чтобы специалисты с высокой квалификацией оставались на постоянное жительство. Согласно новому закону об иммиграции в Германии высококвалифицированные иностранцы могут получить статус постоянного жителя сразу по приезде в страну. В 2002 году в Соединенном Королевстве была запущена пилотная программа, согласно которой специалисты высокой квалификации в течение года могут находиться на территории страны и искать работу без предварительных договоренностей с каким-либо работодателем. Для этого они должны пройти балльное тестирование, аналогичное канадскому, и обладать достаточными средствами для содержания своей семьи.
Этот опыт следует перенять и нам. Специалисты с высокой квалификацией, нужных специальностей и с высшим образованием должны иметь право на свободный поиск работы на территории страны без специального разрешения для работодателя, как это происходит сейчас. Думаю, понятно, что подобные высококвалифицированные специалисты должны в совершенстве владеть русским языком и обладать соответствующим менталитетом - в противном случае они просто не смогут работать у нас по специальности.
Таким образом, речь идет прежде всего о русскоязычных соотечественниках. Так мы сможем создать свободный рынок трудовых ресурсов из квалифицированных специалистов, преподавателей, врачей, инженеров, без которых наша страна задыхается сейчас. В России сейчас практически не ощущается безработицы, она составляет 7,4% экономически активного населения и продолжает снижаться, идет огромный отток специалистов в сферу частного предпринимательства (20%). Так что говорить о том, что высококвалифицированные специалисты составят конкуренцию гражданам России, - значит обманывать самих себя. В идеале было бы замечательно, если бы такие специалисты могли получать разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в упрощенном порядке, а еще лучше - сразу же.
Сейчас в недрах Федеральной миграционной службы готовятся революционные поправки к закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и я хотел бы, чтобы данный аспект проблемы также был учтен.

"Время новостей", 15 ноября 2005 года

Съезжайся кто может

Россия объявляет амнистию нелегальным мигрантам

Вчера руководство Федеральной миграционной службы объявило о грядущих революционных изменениях миграционного законодательства. Иностранцам, желающим работать в России, упростят процедуры получения разрешения на работу и регистрации по месту жительства. Уже приехавших нелегалов в следующем году планируется амнистировать.
Вчера начальник управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин объявил, что ведомство разработало проект поправок в закон "О правовом положении иностранных граждан на территории РФ". Они касаются мигрантов из стран СНГ - по данным ведомства, в России сейчас работает до 15 млн. иностранцев из ближнего зарубежья, подавляющая часть которых - незаконные мигранты. Для начала ведомство планирует упростить порядок оформления разрешений на работу. Приезжающий в Россию на заработки сможет получить разрешение трудиться как на родине, послав по почте в ФМС ксерокопию паспорта, заявление о желании работать в чужой стране и запрос принимающей организации, так и в территориальном органе миграции с тем же набором документов. В результате в течение десяти дней он получит пластиковую карточку трудового мигранта (сегодня на рассмотрение документов уходит до полугода).
В ФМС рассчитывают и на то, что, выведя мигрантов из тени, государство сможет получить доход от госпошлин на трудовые разрешения. Планируется, что пошлины снизят с 4 тысяч рублей до 1 тысячи рублей, а сумма пошлин достигнет 15 млрд. рублей. Кроме того, иностранцы станут наконец платить налоги в российскую казну.
У смягчения режима пребывания и работы иностранцев в России есть и другое прагматичное объяснение, которое предлагает лоббирующее идею либерализации миграционного законодательства Минэкономразвития. По данным ведомства, для поддержания российской экономики стране требуется ежегодно принимать до 1 млн. иностранцев. Демографическая ситуация в России настолько плачевна, что к 2050 году население страны, по расчетам ведомства, уменьшится на 100 млн. человек - и компенсацией "человеческого ресурса" могут стать лишь стремящиеся в Россию выходцы из ближнего зарубежья.
"Мы всегда базово поддерживали эту инициативу, - заявил "Ъ" завлабораторией Института экономики переходного периода, готовившего аналитические материалы по миграции для правительства, Илья Трунин.- В стране есть спрос на рабочую силу, а таковой по праву можно считать мигрантов из СНГ - они близки россиянам культурно и интеллектуально. Как минимум прошли через общую систему образования".
Другое послабление касается регистрации иностранцев по месту жительства. Господин Поставнин сообщил, что разрешительная процедура превратится "в уведомительный учет". Иными словами, мигрант не должен будет предъявлять в паспортно-визовом отделении (ПВО) ни данные о пригласившем его россиянине, ни о площади жилья (сейчас на регистрируемого полагается как минимум 6 кв. м площади), ни справки от участкового милиционера. Заявителю достаточно будет лишь сообщить ПВО адрес предполагаемого места жительства, и он в результате проверки по объединенной базе ФМС и МВД на месте получит штамп о регистрации.
Выдворять из страны иностранцев, уже проживающих и работающих в России незаконно, ФМС тоже не собирается. Планируется, что в 2006 году в порядке эксперимента в восьми регионах страны (Москве и Подмосковье, Иркутской и Краснодарской областях и др.) будут амнистированы 1 млн. иностранцев-нелегалов. Акция, по словам господина Поставнина, будет "разовой и внезапной" - такой, чтобы незаконные мигранты, прибывающие в Россию сегодня, не рассчитывали на абсолютную безнаказанность.
Эту меру в ФМС объясняют тем, что все прежние методы борьбы с нелегалами оказались неэффективными. "Мы пробовали их депортировать, но опыт оказался неудачным, - признается господин Поставнин.
Они возвращались обратно, и получалось, что государство оплачивает им дорогу домой".
Законопроект, по словам господина Поставнина, уже направлен в правительство, и в ведомстве рассчитывают, что в начале следующего года он будет принят Госдумой. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников рассчитывает на его поддержку в парламенте: "Это очень здравая идея. В силу жестких правовых норм в отношении иностранцев государство само толкает их в тень и к криминалу".
По мнению господина Трунина, гастарбайтеры выиграют и в плане социальных гарантий. "Сегодня компании привлекают рабсилу без каких-либо социальных обязательств, со смягчением правил заключения трудовых договоров им придется позаботиться об этом".
В компаниях, которые привлекают к работе иностранцев, инициативу ФМС только приветствуют. "В нашей стране так сложно оформляются документы, что любая попытка государства упростить эту процедуру должна восприниматься как благо. Мы давно работаем законно, и нашу компанию эта новость только радует", - заявил "Ъ" директор по рекламным проектам строительной компании компании "Крост" Леонид Белага.

Юлия ТАРАТУТА. "Коммерсантъ", 9 ноября 2005 года

Об иммиграции и демографии

В самый разгар французских событий Федеральная миграционная служба РФ сочла уместным выступить с сенсационным заявлением об иммиграционной амнистии. Нелегальным мигрантам, не нарушавшим визового режима, будет в упрощенном порядке оформляться набор необходимых документов (миграционная карта, разрешение на работу), а их регистрация из разрешительной сделается уведомительной. Насколько можно понять витиеватые пояснения спикера от ФМС, до конца года такой благостыни дождутся примерно десять тысяч человек, в течение будущего года - все еще в порядке эксперимента! - примерно миллион, а тем временем, глядишь, Дума подтянет и законодательные изменения: "Это будет, наверно, одно из самых, так сказать, либеральных законодательств, наверно, из всех европейских стран" (В. Поставнин, ФМС).
Пока не опубликованы тексты этих новаций, о стратегическом их значении сказать нечего, тактически же они неизбежны. Единственной альтернативой легализации иммигрантов тот же Поставнин назвал их депортацию, то есть поездку на отдых к родным за счет российской казны, - они же возвращаются; ясно, что такая альтернатива безрадостна. Еще хуже третий вариант, о котором чиновник упомянул лишь вскользь, хотя он-то по сей день и превалирует: нелегальное существование, бесправие и ментовские (и прочие) поборы. Легализация - тем или иным образом - иммигрантов есть обязательный первый шаг на пути к любому решению связанных с ними проблем.
Важно, каким станет второй шаг, но об этом спросить не у кого. ФМС и первый-то представляет себе смутно: тот же ее спикер сначала назвал 15 миллионов завышенной оценкой численности приезжих, а потом, когда нахваливал прелести легализации, сообщил, что казна только от регистрационных пошлин по тысяче с носа получит 15 миллиардов... Между тем если не по иным причинам, так хоть опять-таки на фоне событий во Франции хотелось бы о втором и последующих шагах подумать и поспорить заранее: если и они будут делаться "по мере осознания неизбежности", добра можно не ждать.
Коротко говоря (возможно, слишком коротко для столь чувствительной материи), нам - нашей стране, нашим городам, гражданам России - нужны приезжающие люди и не нужны приезжающие общины. Нам нужна индивидуальная иммиграция и категорически не нужна иммиграция роевая. Однако нынешние наши законы действуют ровно наоборот. Миллионы "бывших соотечественников" - образованных, трудолюбивых и (единственный контекст, где уместен этот уродливый термин) русскоязычных людей из бывших союзных республик не только не слышат приглашения жить в России, но встречают совершенно неуместные сложности на пути к гражданству РФ. Их эти сложности останавливают. Массовую азиатскую иммиграцию - из ближнего ли, из дальнего ли зарубежья - такие сложности не останавливают ничуть. Они же не просто в Москву или какой-то еще город едут, они едут в свои землячества, где с внешней средой почти не соприкасаются и где община легко решает с коррумпированной милицией любые вопросы. Если миграционная амнистия окажется бестолковой и повторяемой, им больше ничего и не надо, а последствия легко себе представить. (Единственное, кажется, в чем согласны и левые, и правые толкователи французских бунтов, - это осуждение "гетто" или "анклавов". Как их ни называй, а именно их мы пока сами себе трудолюбиво создаем.)
Что делать, чтобы легализация иммигрантов не оказалась бестолковой? Если исходить из того, что иммиграция должна быть такой, какая нужна России, а не такой, какая сама получится, то немедленно возникает вопрос квот. Квоты по странам выезда следует ввести и четко контролировать (для экономии места я перестаю повторять, что и для этого нужны более эффективные и менее коррумпированные правоохранители). Это означает отмену безвизового режима с рядом стран.
На это власть обычно говорит, что такой шаг не будет иметь смысла: наши южные границы не обустроены. Чушь. Во-первых, не обустроены - так обустройте, деньги есть. Во-вторых, не то важно, чтобы без визы нельзя было проникнуть, а то важно, что о наличии действующей визы всегда можно спросить - и роевая иммиграция становится неисправимо нелегальной. Далее, поскольку стране нужны самостоятельные люди, дополнительные работники, а не дополнительные иждивенцы, то абсолютно необходимо так ли, иначе ли, но контролировать наличие легальных источников дохода у всех приезжающих в страну.
Но как бы ни были важны проблемы иммиграции, они безусловно и общепризнанно вторичны. Первична демография: нет человека, говорящего об иммиграции, не прочитав наперед мантру о депопуляции, о падении рождаемости и проч. И это совершенно правильно, беда лишь в том, что в стандартный состав таких разговоров неизменно включается сетование на скудость детских пособий и призыв оные резко увеличить. Это - грустная ошибка. Вот вы - многих ли лично знаете людей, которые решали бы, заводить или не заводить ребенка, исходя из размеров детского пособия? Нет. Значит, в вашем мини-социуме детские пособия не являются разрешением проблемы. Почему же надо считать, что в масштабах страны они им явятся?
Для роста жизненного уровня в стране заработные платы надо увеличивать и количество достойно оплачиваемых рабочих мест (и пенсии, разумеется, но здесь не о них речь), а никак не детские пособия. Но при этом надо ясно понимать, что рождаемость вслед за уровнем жизни автоматически повышаться не будет. Специалисты разъясняют, что привычная фраза "Не можем себе позволить завести ребенка (или второго ребенка)" обычно маскирует куда менее почтенно звучащую мысль "Хотим пожить для себя". На такую жизнь для детей, как у красавцев в рекламных роликах, у большинства денег не будет никогда, а на несколько лучшую, чем у них самих (и много лучшую, чем у их родителей), у многих и многих есть сегодня. Рождаемость будет (если будет) заметно расти только вместе с верой - и в себя, и в страну, и в то, что вырастить детей - изначальное предназначение человека. Об этом и нужно думать.
В каком-то смысле наши проблемы в иммиграции и в демографии сходны: и там, и там стране - как стране - нужно больше свободных, ответственных, самостоятельных людей - и совсем не нужно поощрять преумножение роевых сообществ.

Александр ПРИВАЛОВ. "Эксперт", 14 ноября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.