… о пенсиях в России
и других странах
|
Пенсионер всея Руси
|
Исследования, проведенные Институтом [экономики] переходного
периода, показывали, что российские пенсионеры не должны были оказаться
в авангарде протестного движения. Потому что другие живут еще хуже.
О том, что жизнь российских пенсионеров существенно отличается от
жизни пенсионеров в странах развитого Запада, знают или догадываются
многие. Но насколько все-таки отличается? Заместитель директора
Института США и Канады Виктор Супян пишет о ежемесячном доходе американского
пенсионера - 1183 долларов. Не будем впадать в преклонение перед
Западом, но возьмем для примера также и бюджет французской пенсионерки,
которая никогда не работала в налогооблагаемом секторе экономики
(работал муж), - она лично знакома автору статьи и позволила исследовать
ее бюджет. Так вот, ее маленькая, по европейским меркам, пенсия
сегодня составляет приблизительно столько же, сколько и в США, -
порядка 1000 евро. При этом французской госпоже полагаются бесплатные
билеты на транспорт и налоговые льготы.
Теперь сравним эту пенсию с базовой пенсией по старости россиянина
(до 1 марта 2005 года - 660 рублей, после 1 марта - 900 рублей).
Ориентируясь на курсовое соотношение валют, получим: доход французской
пенсионерки в 53 раза выше дохода пенсионера в России!
Если же сравнить пенсию француженки со средней пенсией россиянина
(1483 руб.), то и тогда результат будет не в пользу последнего -
в 23 раза. А если провести еще более щадящий расчет и учесть разницу
в стоимости потребительской корзины (цены в Европе в среднем в 2,5-3
раза выше, чем в Москве), то и этом случае пенсионное обеспечение
французской госпожи оказывается на порядок лучше, чем пенсионное
обеспечение среднего россиянина. В скобках можно отметить, что цены
на фрукты, зелень и овощи в Западной Европе держатся на уровне московских
рынков.
Подобное положение российских пенсионеров, не отвечающее ни статусу
России как государства, претендующего на значимую роль в мировой
политике, ни статусу государства, претендующего на место в "большой
восьмерке", вполне закономерно спровоцировало протестные акции
в январе 2005 года, когда власти провели над населением монетарный
эксперимент. Однако для самой власти политическая активность пенсионеров
была удивительной, если не сказать - шокирующей, ведь расчеты, специально
подготовленные Институтом [экономики] переходного периода в 2003
года, убедительно доказывали: меньше всего можно ожидать прорыва
именно на "пенсионном фронте".
Дело в том, что власть не верила в возможность самоорганизации этого
социального отряда, не считала пенсионеров электорально проблемной
группой и игнорировала тот факт, что реформы загоняют их в угол
крайней нужды. Наоборот, социологические исследования показывали,
что 38 млн. пенсионеров в России и сегодня находятся не в самом
худшем положении... по сравнению с другими социальными группами.
Оказалось, что удельный вес домашних хозяйств с денежными доходами
ниже прожиточного уровня одиноких пенсионеров составляет 6%, в то
время как среди домашних хозяйств без детей в целом - 15,7%. "Некоторые
из категорий пенсионеров не только не являются замыкающим звеном
во многих домохозяйствах или аутсайдерами по размеру получаемых
доходов в домохозяйствах, но, напротив, выступают в роли их лидеров",
- оптимистично сообщалось в специальной научной работе по этому
поводу. И хотя, на наш взгляд, эти данные свидетельствовали, скорее,
о плачевной социальной обстановке в России вообще и о качестве государственного
управления в частности, был сделан парадоксальный вывод, что пенсионерам
живется все-таки лучше и веселее.
А насколько веселее, демонстрировал следующий график
Действительно, налицо положительная динамика. Вот и
спикер нижней палаты недавно заявил, что россияне живут лучше, чем
это показывают по телевизору. Однако исследования не учитывали стратификацию
пенсионеров. Положение 20 тысяч госслужащих, которые действительно
получили право на вполне "приличную пенсию", никак не
отразилось на положении 20 млн. пенсионеров, которые в обозримой
перспективе, вплоть до 2008 года, все равно будут находиться на
уровне прожиточного минимума. И это при том, что власть периодически
пересматривает этот уровень (при Ельцине он был занижен в два раза).
Реформа
Так же, как и на Западе, неблагоприятная демографическая обстановка
в России приводит к дефициту пенсионных фондов. Так же, как и на
Западе, ревизии подвергается принцип солидарности поколений. Речь,
однако, идет о качественно ином уровне доходов. В 2002 году реформаторами
было предложено следующее либеральное решение: перевалить бремя
ответственности за пенсионное будущее на самих будущих пенсионеров.
Отныне пенсия будет складываться из трех составляющих: базовая часть,
которая весьма мала, плюс страховая, плюс накопительная. Не будем
детализировать эту достаточно сложную систему, с трудом постигаемую
большинством россиян и торпедируемую многими экономическими реалиями
нашей жизни. Констатируем лишь то, что ждать результатов по накопительной
составляющей МОЖНО ТОЛЬКО В 2012 году, а страховой в связи, в частности,
с регрессией по ЕСН, по расчетам специалистов из ВШЭ, может не хватить
уже к 2017 году. Однако и при самом благоприятном сценарии для миллионов
и миллионов российских граждан речь идет лишь об оскорбляющем человеческое
достоинство уровне пенсионного обеспечения, которое не позволит
пенсионерам стать участниками современных рынков. Проблема в том,
что государство не берет на себя количественных обязательств, а
индексацию пенсий в связи с инфляцией оставляет на усмотрение правительства.
Фактически ее приходится вырывать у власти силой.
Сергей МИТРОФАНОВ. "Политический журнал",
21 марта 2005 года
|