
… о российско-казахстанской
границе

|
Приграничная стратегия
|
На днях группа депутатов казахстанского Парламента вернулась
из Алтайского края, где принимала участие в международном научно-практическом
семинаре "Межрегиональное и приграничное сотрудничество в рамках
ЕврАзЭС: реализация принятых решений". О том, какие вопросы
сейчас наиболее актуальны для этого межгосударственного объединения
и что необходимо предпринять для укрепления интеграционных процессов
на постсоветском пространстве, мы попросили рассказать главу делегации
- заместителя председателя Мажилиса Сергея ДЬЯЧЕНКО.
- Сразу отмечу, что в работе семинара приняли участие не только
представители депутатского корпуса государств - членов ЕврАзЭС и
межпарламентских ассамблей этой структуры и СНГ, но также руководители
таможенных органов и, что особенно важно, предприниматели и главы
крестьянских хозяйств приграничных областей Казахстана и России,
- подчеркивает Сергей Александрович. - Ведь, в конечном счете, цель
сообщества состоит в том, чтобы максимально содействовать упрочению
связей между хозяйствующими субъектами стран-участниц. А значит,
мы в первую очередь должны опираться на мнение тех, кто работает
в реальном секторе экономики.
Сегодня Евразийское экономическое сообщество, в которое входят Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, можно назвать одной
из самых продвинутых моделей экономической интеграции. Объединяя
страны с населением свыше 180 миллионов человек, с обширной территорией,
богатыми природными ресурсами и развитой производственной инфраструктурой,
оно имеет реальный шанс стать достаточно сильным игроком на мировом
рынке.
Предпосылки успешного сотрудничества в формате ЕврАзЭС очевидны:
непротиворечивость процессам укрепления суверенитета государств-участников;
сходность путей трансформации общества; наличие высочайших человеческих
ресурсов, развитой науки и богатой культуры; взаимодополняемость
и взаимозависимость национальных экономик, наличие емкого, хорошо
освоенного рынка сбыта товаров. За время существования организации
немало сделано в вопросах проведения согласованной таможенной, торгово-тарифной,
антимонопольной, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой
политики. Созданы условия для развития единых транспортных, энергетических
и информационных систем, предприняты меры по обеспечению взаимной
конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют и устранению
двойного налогообложения.
Реальной составляющей межгосударственных отношений стало межрегиональное
и приграничное сотрудничество. И это особенно важно, ведь именно
приграничным регионам отводится роль своеобразных двигателей интеграционных
процессов, направленных на создание единого экономического пространства.
- В начале этого года президенты Казахстана и России подписали Договор
о делимитации казахстанско-российской государственной границы. Какую
роль, на ваш взгляд, может сыграть этот документ в упрочении связей
приграничных регионов?
- Безусловно, огромную. У наших стран самая протяженная общая граница
- 7,5 тысячи километров, а значит, и самая большая возможность для
сотрудничества. Значительная часть областей РК непосредственно граничит
с 12 административно-территориальными субъектами РФ. Причем их связи
значительно окрепли в ходе прошедших Года Казахстана в России и
Года России в Казахстане. Только за прошлый год рост показателей
товарооборота между нашими государствами составил более 7,5 миллиарда
долларов. Из этой суммы порядка 70 процентов приходится именно на
приграничье.
Изменение приграничной стратегии, основными парадигмами которой
являются безопасность и сотрудничество, способно привести к серьезным
изменениям геополитической ситуации, далеко выходящей за рамки двусторонних
отношений. И в этом смысле представляется весьма важным, что векторы
и динамика идущих экономических и политических реформ в наших странах
во многом совпадают.
В настоящее время между Казахстаном и Россией действует более 200
соглашений, каждое из которых так или иначе направлено на решение
всего комплекса проблем интеграционного сотрудничества. Кроме того,
между приграничными областями Казахстана и России заключено 69 прямых
договоров.
- Но проблемы, тем не менее, существуют. Во всяком случае, в нашу
редакцию поступают жалобы на всевозможные препоны, которые мешают
нормальному развитию сотрудничества между субъектами двух стран.
- Спорить не буду: как показывает практика, подписанные документы,
в том числе в рамках ЕврАзЭС, не в полной мере решают вопросы, связанные
с правовыми, консульскими, погранично-таможенными процедурами. Имеет
место как недостаточная информированность населения, так и предвзятые
действия отдельных сотрудников таможни, внутренних дел, автоинспекции,
бюрократизм в оформлении документов граждан при пересечении границ.
Разумеется, все это сказывается на общественном мнении, особенно
в приграничных регионах.
На мой взгляд, необходимо ускорить разработку соглашения между правительствами
Казахстана и России "Об упрощенном порядке пересечения границы
жителями приграничных территорий", а также последовательно
проводить работу по гармонизации таможенных законодательств двух
стран и установлению единых требований к таможенным документам.
Необходимо также активно разъяснять населению правовые аспекты иммиграции,
действующие нормы и правила въезда/выезда в сопредельную территорию,
пребывания, регистрации и получения гражданства.
Вызывает беспокойство продолжающаяся незаконная деятельность по
вывозу через границу стратегически важных ресурсов и материалов,
организованная преступность, контрабанда наркотиков.
Надо иметь в виду и то, что в приграничных районах остро стоит вопрос
общения между родственниками, проживающими в близлежащих населенных
пунктах, однако оказавшихся волею судеб по разные стороны границы.
К примеру, две деревни находятся друг от друга всего на расстоянии
пяти километров, а людям приходится ехать за 150-200 километров,
чтобы пересечь границу. Реализация существующей договоренности о
пунктах пограничного пропуска, к сожалению, по тем или иным причинам
затягивается. Возникла безотлагательная необходимость организации
на автопереходах пунктов пропусков, работающих по принципу "одного
окна".
Еще одна, не менее важная проблема касается страхования ответственности
владельцев автотранспорта при пересечении границы: страховые полисы
еще не признаются на территории сопредельного государства, что создает
дополнительные трудности. В этой связи, думается, было бы правильным
в самые кратчайшие сроки разработать и подписать соглашение о взаимном
признании таких документов.
В целом проблем, препятствующих более полному использованию возможностей
межрегионального и приграничного сотрудничества, на мой взгляд,
несколько. В первую очередь, они связаны с расхождением национальных
законодательств в сфере внешнеэкономической и хозяйственной деятельности,
с таможенными и налоговыми барьерами, с невыполнением должным образом
решений по укреплению межрегионального сотрудничества, принимаемых
на правительственном и парламентском уровнях. Еще один важный фактор
- несогласованность осуществления структурных преобразований национальных
экономик и, как результат, постепенное ослабление взаимодополняемости.
А ведь ЕврАзЭС было образовано в целях создания условий для более
эффективного формирования единого экономического пространства, проведения
согласованной экономической политики, базирующейся на однотипных
принципах хозяйствования, общего рынка товаров, услуг, рабочей силы
и капиталов.
По большому счету, дальнейшее сотрудничество между нашими странами
должно максимально содействовать развитию приграничного сотрудничества.
Акцент необходимо сделать на унификации тарифного и нетарифного
регулирования, формировании эффективного торгового режима, создании
условий для свободного движения услуг, капиталов и рабочей силы.
Важные задачи - согласование общей политики в области сельского
хозяйства и транспорта; формирование единого научно-технологического
и информационного пространства; осуществление совместной политики
в области экологической безопасности, мониторинга и охраны окружающей
среды; предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных
катастроф.
- Ужесточение контрольного режима на границах в некоторых государствах
объясняют ростом незаконной миграции. Но неужели эту проблему нельзя
решить по-иному?
- В условиях расширения глобализационных процессов миграция неизбежна.
Но проблема не в ее сути, а в том, что неконтролируемое и незаконное
перемещение граждан создает угрозу национальной безопасности любой
страны. Поэтому в современных условиях вопрос необходимо ставить
иначе: каким образом минимизировать издержки и негативные последствия
трансграничной миграции, обращая ее на пользу стран.
К сожалению, приходится констатировать, что пока у нас нет четкого
механизма регулирования миграции рабочей силы. Вследствие этого
из наших стран депортируется большое количество нелегальных мигрантов,
нарушающих соответствующие национальные законодательства.
Все эти проблемы как раз и рассматривались на семинаре. Он стал
плодотворным в плане наработки новых идей и предложений, которыми
можно воспользоваться во время практической работы.
Николай СЕРГЕЕВ. "Казахстанская правда",
18 марта 2005 года
|