… о положении женщин
в Саудовской Аравии
|
Четырехколесная свобода
|
Саудовским женщинам разрешат управлять автомобилем
Наклейки с туфелькой внутри красного треугольника могут
появиться в скором времени и на автомобилях в Саудовской Аравии.
Шуточный значок, предупреждающий водителей, что за рулем соседнего
автомобиля находится женщина, до последнего времени был просто немыслим
в этом исламском королевстве, где туфли на каблуке даже сами по
себе являются поводом для общественного порицания. Однако в попытках
понравиться европейским и заокеанским партнерам нынешние светские
власти Саудовской Аравии готовы совершить самую настоящую феминистическую
революцию, естественно, лишь в строгих рамках мусульманских канонов.
На днях бывший генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдель
Омар Насиф, служивший ранее заместителем главы саудовской Шуры -
совещательного органа, являющегося предшественником парламента,
- в интервью местной англоязычной газете Arab News сделал сенсационное
заявление. "Ничто в исламе не запрещает женщинам водить машину",
- заявил он и поведал, что в крупных городах страны женщины вскоре
смогут сесть за руль без страха быть наказанными по всей строгости
шариата.
Примечательно, что, решившись на этот беспрецедентный для Саудовской
Аравии шаг, власти озаботились в первую очередь тем, чтобы сделать
его максимально осторожно. То есть, с одной стороны, ублажить сторонников
европеизации нравов из числа богатых и образованных соотечественников,
а с другой - не вызвать гнева у жителей консервативно настроенной
глубинки. Так, например, по мнению Насифа, в первое время водительские
права следует выдавать лишь раскрепощенным жительницам Эр-Рияда
и Джидды. "В других районах это может вызвать ненужное брожение
умов", - пояснил Абдель Омар Насиф. И лишь когда женщина за
рулем перестанет вызывать удивление и негодование прохожих, распространить
эксперимент на все королевство.
Впрочем, противники отступления от жестких традиций саудовского
мусульманства наверняка еще довольно долго будут в прямом и переносном
смысле вставлять палки в колеса представительницам слабого пола,
пытающимся попробовать себя в роли водителя. Споры о правах женщины,
как и о том, что же считать отступлением от канонов ислама и заветов
пророка Мухаммеда - нынешние попытки хотя бы частично уравнять женщину
в правах с мужчиной либо многовековые традиции мусульманской семьи,
запрещающие женщинам заниматься сугубо мужскими делами, - продолжаются
уже не один год. Саудовские бизнесмены, особенно те, кто получил
образование на Западе, уже давно добиваются от королевской семьи
поблажек для своих дочерей и супруг. Бизнесмены просят власти реформировать
религиозную полицию и ослабить влияние мусульманских богословов
на бытовую жизнь. В свою очередь клерикалы обвиняют сторонников
либерализации в разрушении морали, на которой зиждется само исламское
королевство. Они требуют, чтобы роль женщины в обществе по-прежнему
была ограничена домом и воспитанием детей, совместное обучение мальчиков
и девочек представляется им крамолой, как и совместная работа женщин
и мужчин. Более того, даже укорачивание на несколько сантиметров
длинного женского покрывала абаи либо просто появление на нем красивой
вышивки у консерваторов вызывает приступ религиозного гнева.
Борьба эта идет с переменным успехом, и саудовским женщинам, большинство
которых в этой дискуссии по понятным причинам не участвуют, остается
лишь наблюдать за маятником решений власти. В Эр-Рияде то всерьез
ожидают появления на местном телевидении первого диктора-женщины,
то категорически запрещают ввоз в страну "развратных игрушек",
каковыми в Саудовской Аравии считаются вовсе не товары из секс-шопов,
а плюшевые медвежата или, скажем, куклы Барби. Даже попытка изменить
структуру занятости саудовских женщин (а подавляющее большинство
тех, кто решился работать, сегодня трудоустроены в сфере образования)
осуществляется властями страны с учетом мнения религиозных ортодоксов.
Так, для женщин, желающих попробовать себя в роли менеджера, инженера,
технолога либо другого специалиста промышленного предприятия, власти
готовы создать специальный закрытый индустриальный городок. По сообщениям
местной печати, половину из 200 млн. долларов, требующихся для строительства
и оборудования этого городка, готово инвестировать правительство.
Однако при этом профиль большинства их 83 строящихся предприятий
будет все равно "женским": производить они будут парфюмерию,
сладости, одежду и т.д.
Между тем замыслы сторонников постепенного реформирования мусульманских
устоев Саудовской Аравии идут гораздо дальше и посягают уже даже
на избирательное право королевства, запрещающее женщинам голосовать
на муниципальных выборах. "Участие женщин в выборах, их членство
в Шуре и другие вещи, такие, как вождение машины, придут постепенно",
- предрекает сторонник полового равноправия Абдель Омар Насиф.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ. "Время новостей",
21 марта 2005 года
|