Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о социальном оптимизме и пессимизме глазами Грызлова
"Санкт-Петербургские ведомости" о социальной ситуации в России
"Новая газета" о благосостоянии населения России и других стран
"Парламентская газета" о бедности в России
"Бизнес & Балтия" о благосостоянии и социальных проблемах в Латвии
"Новые известия" о реформе ЖКХ
"Время новостей" о новых подходах к инвалидности
"Политический журнал" о пенсиях в России и других странах
"Политический журнал" о пенсионной системе США
"Yтро.Ru" о старении населения и дефиците бюджета США
"RBC daily" о старении как экономической проблеме
"Yтро.ru" о демографических проблемах Европы
"Коммерсантъ-Plus" о демографической ситуации в Румынии
"День" об экономической политике и демографических проблемах на Украине
"Российская газета" о миграционной политике устами Путина
"Ведомости", "Известия", "Кремль.org", "Yтро.Ru" и "Газета" о миграционной политике России
"Радио "Маяк"" о демографических и миграционных проблемах России
"KM.Ru" о миграционной политике и инвестициях в России
"Санкт-Петербургские ведомости" о планах по привлечению мигрантов в Питер
"Труд" о дефиците рабочих рук в российской глубинке

"Новая газета" о вынужденных мигрантах
"Известия" о локальной миграционной "амнистии"
"Московский комсомолец" о незаконной миграции и регистрации
"Казахстанская правда" о российско-казахстанской границе
"Газета" о лингвистическом разнообразии в США
"The New York Times" об африканцах в США
"Газета" об арабском населении США
"Молодежь Эстонии" о нацменьшинствах в Европе
"Известия" о новой карте религий
"Газета" о законодательных новациях в области поддержки материнства и детства
"RBC daily" о семье и браке в России
"Независимая газета" о репродуктивном здоровье россиянок
"Газета" и "Российская газета" о российском здравоохранении
"Русский курьер" о демографии и проблемах здоровья в России
"Независимая газета" о СПИДе в России и США
"Первое сентября" о сильных и слабых сторона образовательной системы США
"Российские вести" о реформе образования
"Время новостей" о положении женщин в Саудовской Аравии
"Newsweek" о евгенических программах в США
"Le Figaro" о Буше и эвтаназии

… о российском здравоохранении

К лучшей медицине в мире

Советскую медицину Всемирная организация здравоохранения некогда считала лучшей. В начале 1990-х годов российская медицинская отрасль была практически разрушена. Попытки ее модернизации не обеспечили качество и доступность медицинского обслуживания. В ХХI век наше здравоохранение вошло в прежнем плачевном состоянии. Ежегодно в стране умирает более 2 миллионов человек - почти в 2 раза больше, чем рождается. Причины разные: чрезвычайные происшествия, несчастные случаи, но самая главная - болезни. Работающая в стране уже более 12 лет страховая медицина неэффективна. Ежегодные расходы на здравоохранение составляют около 600 миллиардов рублей. Но налогоплательщики не понимают, куда уходят их деньги, при этом более 40% услуг оплачивается пациентами наличными. Более обеспеченная часть населения уже давно лечится в частных клиниках, а понятие "районная поликлиника" ассоциируется с низким качеством обслуживания и очередями. Положение врачей, тех, кто в ответе за самое дорогое, что есть у человека, - здоровье и жизнь, ставит их на один уровень с социально уязвимыми слоями населения. Сегодня зарплата медикам начисляется за процесс лечения, а не за результат. Профилактические процедуры и консультации врачам вовсе не оплачиваются. Из-за скудности финансирования государственной медицины врачам разрешено оказывать платные услуги. И этим они нередко злоупотребляют, к тому же из-за отсутствия единой тарифной политики цены назначают самостоятельно.
Медицинское страхование в полном смысле слова фактически отсутствует. Система обязательного медицинского страхования сегодня покрывает лишь треть страховых случаев. А нынешняя система добровольного медицинского страхования по сути совсем не страховая, а является оплатой пациентом своего лечения. Так называемые платные медицинские услуги - это для лечебных учреждений способ заработка. При этом нет критериев формирования цен на услуги, нет единых государственных стандартов диагностики и лечения. Поэтому большинство из нас может рассчитывать лишь на медицинские услуги несовершенной системы обязательного страхования.
Отсутствие в России единого полиса обязательного медицинского страхования не позволяет людям получать лечение по страховке в другом регионе. Представьте, если бы полученное в Москве водительское удостоверение автомобилист имел право использовать только в столице. Все это свидетельствует о том, что реформа здравоохранения не просто назрела, а крайне необходима. Российской медицине поставлен неутешительный диагноз. Ключевая роль в реформе здравоохранения принадлежит именно законодательству. Для этого нужно поэтапно решить следующие задачи: пересмотреть принципы медицинского страхования, перейти к страховому принципу финансирования здравоохранения, законодательно зафиксировать систему платежей населения, введения единых государственных медико-экономических стандартов, выработать систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Решать эти и другие проблемы без внедрения в здравоохранение рыночных механизмов не представляется возможным. Но при этом практика показывает, что применять их следует осторожно. Рынок медицинских услуг - специфический. Нельзя допустить, чтобы здоровье людей было поставлено на рельсы конкуренции.
В законопроектах об обязательном медицинском страховании и о государственных гарантиях медицинской помощи, которые сегодня обсуждаются в правительстве, закладываются механизмы решения этих задач. Вместе с проектами законов о регулировании частной медицинской деятельности и о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, работа над которыми также ведется, они создадут необходимую правовую базу для реформы здравоохранения.
Отдельно необходимо проработать вопросы финансирования отрасли. Нередко поступающие в медицину средства используются не по назначению, а порой и разворовываются. Оптимизировать финансовые потоки в здравоохранении возможно только за счет реструктуризации отрасли. Систему оказания медицинской помощи целесообразно организовать таким образом, чтобы люди могли получать больший объем и более высокое качество медицинского обслуживания в поликлиниках. Это положительно скажется на эффективности финансирования. Увеличится доля денежных средств, направляемых непосредственно на оказание медицинской помощи, возрастет уровень материально-технического оснащения медицинских учреждений. В законе об обязательном медицинском страховании будет прописан механизм, при котором главам регионов будет выгодно оплачивать страховку за неработающее население. Чем больше платишь, тем больше средств перечисляется из федерального центра. Для этого региональные власти будут заключать соглашения с Пенсионным фондом, который обязуется перечислять деньги территориальным органам обязательного медицинского страхования при условии подтверждения областными администрациями выполнения обязательств по уплате страховых взносов за детей, пенсионеров, инвалидов. Мы должны начинать реформу при четком понимании механизмов ее практической реализации.
Напомню, что депутаты уже добились сохранения профильных врачей - педиатров и гинекологов, в то время как первоначально предлагалось их обязанности возложить на врачей общей практики. Мы также против обсуждаемой поголовной замены института узких специалистов на "семейных" врачей. Хотя не исключаем, что эта модель может подойти, например, для сельского здравоохранения, где наиболее остро стоит кадровый вопрос.
В ходе реформы планируется четко определить грань между платным и бесплатным лечением. Сразу поясню, что вся разница будет заключаться в сервисе, а не в качестве лечения. Например, государство не может положить каждого больного в отдельную палату с телевизором. Однако желающие могут доплатить и лечиться в одноместной. Или при воспалении легких больному будут выдавать отечественный антибиотик, а он захочет таблетки от иностранного производителя. Пожалуйста, доплатите разницу и принимайте.
При этом нельзя забывать главное: здоровье граждан зависит не только от состояния общественного здравоохранения, но и от образа жизни.

Борис ГРЫЗЛОВ. "Газета", 14 марта 2005 года

Без закона - беззаконие

Ведущие врачи предлагают ограничить платную медицинскую помощь

Что слова? Главное - дела! Кто бы спорил? Но нас уже не коробит, что медицинские учреждения все чаще не помощь оказывают, а предоставляют услуги. Естественно, за деньги. За большие деньги. Вот, скажем, кровь у пациента на предмет общего анализа возьмут бесплатно, а на предмет определения сахара, холестерина - только за денежку.
За какую именно? Это уж как решит то медицинское учреждение, которое данную - а теперь внимательно - услугу предоставит. Вот только никак не понять, тем более не объяснить, почему определение сахара в крови ушло из понятия "медицинская помощь". Разве это не одно из составляющих профилактической медицины? Или теперь всестороннее обследование не обязательно? Лечение можно назначать на глазок? А вот такой чудак, как академик РАН и РАМН директор НИИ гематологии Андрей Иванович Воробьев все на Николая Семашко ссылается, который еще на заре советской власти ратовал за профилактическую медицину и, будучи наркомом здравоохранения, всячески ее внедрял. Именно у нас ее старались перенять многие страны, понимая, сколь важно предупреждение недугов, как снижает оно количество заболеваний, улучшает качество жизни. Более того, Воробьев еще настаивает на том, что ныне нужна не просто профилактика, а современная, основанная на молекулярном уровне. Ему, видите ли, многое не по душе в нынешнем реформировании здравоохранения, которое начисто игнорирует мнение ученых об этом самом молекулярном уровне. "Это все равно (цитирую Андрея Ивановича), что в век атомных кораблей развивать парусный флот".
А сам разговор о реформировании службы здоровья, о том, что оно нередко во главу угла ставит не жизнь, не здоровье, а деньги, вели представители Межрегионального общественного движения "Здоровье нации". Признаюсь, нет у меня пиетета к подобным организациям. Собираются, обсуждают, говорят, в основном критикуют и... дальше тишина. Ничего не меняется, никто, похоже, не слышит эти общественные голоса. Хотя... Напомню один только факт. Год назад нависла реальная опасность над российской педиатрической службой. Кому-то из ретивых реформаторов, далеких от действительных нужд охраны здоровья, пришла идея эту службу прикрыть вовсе, заменить врачом общей практики. И как знать, могло сие закрытие произойти, если бы не возмущение общественности, объединившейся вокруг академика РАМН Александра Баранова и всемирно известного педиатра Леонида Рошаля. Прессинг против них был нешуточный, но выстояли, педиатрическая служба сохранена. Кстати, и Баранов, и Рошаль - в активе движения "Здоровье нации".
А вот врач общей практики, скорее всего, будет. Насколько нужен он? В далекой деревне, где никакой медицинской службы вовсе нет, наверное, это надежда на получение хоть какой-то медицинской помощи. На том совещании представителей "Здоровья нации" профессор Юрий Ливерьевич Перов делился своими впечатлениями о поездках по регионам. Ничего нового он, в общем-то, не сказал - лишь констатировал: в российской глубинке служба здоровья отсутствует как таковая, потому-то смертность среди тех, кто дышит чистым деревенским воздухом, в том числе детей, превышает смертность среди горожан. А уж хворают они тяжко, безнадежно. И податься им некуда. Так там врач общей практики уместен. Правда, надо еще сыскать энтузиастов, которые согласятся поехать в Тмутаракань и работать там за гроши.
Вот Туркменбаши распорядился закрыть все больницы в республике, за исключением тех, что находятся в столице. Если кто-то заболел, пусть отправляется в Ашхабад: в процветающей Туркмении тоже проводится реформа здравоохранения и повсеместное закрытие больниц ею предусмотрено. А у нас? Одно время предполагалось сократить число стационаров на 20 процентов. Почему именно на 20? Кто считал, как считал? Тайна сия велика.
Снова сошлюсь на академика Воробьева. Он рассказал вопиющую, но, по нынешним временам, банальную историю. В неком московском общежитии жила без прописки молодая таджичка с запущенным токсикозом беременности. Начались преждевременные роды, пришлось делать кесарево сечение. Сделали, возникло обильное кровотечение. Роддом с ним справиться не смог. Звонят Андрею Ивановичу. Андрей Иванович говорит: "Везите к нам". И вот лежит таджичка в НИИ гематологии. Лечат ее бесплатно. Так и должно быть? Должно! Но не по нынешним временам. По нынешним, ей бесплатно положена только экстренная помощь. Иная - за деньги. А возмущения на этот счет того же Андрея Ивановича в расчет не принимаются.
Все очевиднее, что реформирование, столь необходимое как таковое, нередко по своему исполнению угрожает службе здоровья. При обсуждении вопросов ее реструктуризации не учитывалось и не учитывается мнение населения, ради которого эти изменения планируются. Во многих демократических странах с рыночной экономикой созданы в различных формах общественные организации, которые формируют мнение населения о качестве медицинской помощи. Почему мы исключение? Почему губернатор Новгородской области Михаил Михайлович Прусак отчитывается каждый год перед своим электоратом о состоянии здоровья населения региона, а почти все остальные руководители предпочитают помалкивать? Их не беспокоит, что помощи все меньше, что им на смену идут платные услуги, что служба здоровья становится службой для богатых?
Многие беды оттого, что нет в стране закона о здравоохранении. Пять лет назад была попытка его принятия - тогда прошло первое чтение в Думе. Может, не приняли, потому что после этого поступило и было рассмотрено в Госдуме более 1700 поправок? А может, потому, что привыкли считать, что в нашей стране закон, что дышло... и, значит, вполне можно обойтись вовсе без него? Но чем дальше, тем очевиднее необходимость такого закона. Он позволил бы определить целостную политику в сфере здравоохранения, избежать непродуманных решений и тупиковых путей в процессе реформирования отрасли. А если более конкретно, то необходимо, по мнению представителей движения "Здоровье нации", следующее. Обеспечение государственной политики в службе здоровья. Реализация конституционных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Ответственность органов госвласти, местного самоуправления, юридических и должностных лиц за нарушение прав граждан на охрану здоровья и медпомощь.
Нужны и другие законы, касающиеся здоровья. Нельзя, чтобы и далее не было законов "О регулировании частного здравоохранения", "О правах пациентов", "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников". А то ведь как у нас? Доля частного здравоохранения растет, а цивилизованной системы его регулирования нет. Нет законов, значит, царит беззаконие, могут нарушаться права пациентов, и никто за это не ответит. Нет страхования профессиональной ответственности медиков, значит, никак не пресекается безответственность.

Ирина КРАСНОПОЛЬСКАЯ. "Российская газета", 11 марта 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.