Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 995 - 996
22 августа - 4 сентября 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Если быть точным" о смертности от внешних причин в прошлом году
"Коммерсантъ" о качестве статистики причин смертности
"РБК" о восстановлении уровня продолжительности жизни
"Коммерсантъ" о росте заболеваемости сахарным диабетом
"Новые Известия" и "РБК" о заболеваемости детей туберкулезом
"Новые Известия" и "Коммерсантъ" о предложениях Минздрава в сфере репродукции и реакции на это медицинского сообщества
"Если быть точным", "Новые Известия", "Lenta.ru" о борьбе с абортами
"Независимая газета" о долгосрочном тренде снижения рождаемости
"Ведомости" о мерах повышения рождаемости
"РБК" о росте числа рождений и смертей
"Коммерсантъ" о добрачных зачатиях
"Новые Известия" об особенностях заключения повторных браков в Российской империи
"Нож" об эмиграции из России

"Коммерсантъ" о миграции в ЕАЭС
"Коммерсантъ" о возможном оттоке мигрантов из-за курса доллара
"Новые Известия" и "Коммерсантъ" об этнических анклавах и доле детей мигрантов в школах
"РБК" о финансировании программ переселения с Севера
"РБК" о кадровом дефиците в промышленности
"РБК" о среднем классе и бедности в России
"РБК" о когорте высокооплачиваемых россиян
"Новые Известия" об использовании средств маткапитала
"РБК" о реформе накопительной пенсионной системы
"Независимая газета" о сокращении разрыва в пенсиях работающих и неработающих пенсионеров
"Известия" о предложении компенсировать семьям часть расходов на аренду жилья
"Коммерсантъ" о проблемах сельской ипотеки
"The New York Times" о старении населения

об этнических анклавах и доле детей мигрантов в школах

Этнические анклавы в России: страшилка от властей или реальность?

В дискуссию о том, если ли в России этнические анклавы и если есть, что с ними делать, включился Совет по правам человека. Курс властей просматривается четко: культурно-этнический баланс в стране нарушен, виноваты в этом сами мигранты, поэтому законодательство надо ужесточать.
Российский политический класс активно обсуждает проблему этнических анклавов. Не то чтобы и раньше не замечали, что на рынках страны торгуют и работают выходцы из Средней Азии и Закавказья, или московские и питерские дворы метут таджики. Кто же забудет знаменитое "Понаехали!"
Просто вдруг сейчас власть задумалась, а хорошо ли это, когда этот рабочий люд селится кучно, посылает своих детей учиться в районную школу и говорит на своем языке, так, что непонятно, Кузьминки это или далекий Душанбе. Раньше все от проблемы отмахивались, теперь вдруг она стала чуть ли не первоочередной в стране.
Сколько их в стране, не знает толком никто. В конце мая в Думе выступал глава профильного агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Судя по его докладу, многие губернаторы не в курсе, что у них есть этнические анклавы. В Северо-Западном федеральном округе Игоря Баринова убеждали в том, что анклавов у них нет. Потом стали разбираться, и выяснилось, что уже в 2018 году их было 300. Как они разбирались, какие критерии чиновники устанавливают, что признать район анклавом, сказать трудно. Идет ли речь об одном доме, где мигрантам посчастливилось снять квартиры, или анклав измеряют квадратными километрами? Сколько человек должны жить в анклаве, чтобы ими нужно было заниматься с подключением дальних гарнизонов? Понять невозможно.
Теперь в историю с анклавами решил внести свою лепту Совет по правам человека при Президенте РФ. Оказалось, что эта институция уже два года работает вместе с МВД над тем, как сделать жизнь людей, приехавших работать и создавать вместе с россиянами ВВП, еще сложнее, чем она даже есть сейчас. Если учесть, что мигрантов сейчас в стране меньше, чем до пандемии, такая озабоченность СПЧ трудно объяснима.
В 2022 году патент, который дает право на работу в России, оформили 1,98 миллионов человек. Это на 120 тысяч меньше, чем в 2021-м. По оценкам исследователей РАНХиГС, доля мигрантов на трудовом рынке сократилась до 5% от общего количества работающих или даже меньше. Несмотря на это, за один 2022-й год за счет платежей по патентам региональные бюджеты получили 97 миллиардов рублей.
Отчего в высоких кабинетах началась такая суета вокруг мигрантов?
Экономисты подсчитали, что на рабочем рынке не хватает 3 миллиона человек. При этом около 3 миллионов мигрантов, которые трудятся в России, в этой цифре уже учтены. Если бы их не было, не хватало бы 6 миллионов. Однако член СПЧ Кирилл Кабанов заявляет, что в России достаточно рабочих рук. Может быть, господин Кабанов живет в какой-то другой России, где трава зеленее, СВО нет, а вместо воды из крана течет молоко? В той, другой России, где СПЧ все не нравится, работодатели рады каждой дополнительной паре рабочих рук. Доктор экономических наук Сергей Смирнов не видит другого пути, как привлекать мигрантов:
- И так наш вклад в мировой ВВП очень небольшой, но мы его начинаем опять сокращать. Нельзя в двух зайцев стрелять из одного ружья, а мы пытаемся это делать. Вот новые территории, вошедшие в состав РФ. Их тоже надо восстанавливать, это тоже рабочие места. Кто будет там работать? Туда поедут работники из Москвы? Я что-то в этом сомневаюсь. Люди оценивают риски. Поэтому без мигрантов нам никогда не обойтись. И в этом нет трагедии.
Правозащитники, которые всю свою жизнь занимаются мигрантами, как иноагент Светлана Ганнушкина, в отличие от СПЧ, не видят никакой угрозы со стороны мигрантов:
- Для того, чтобы не было анклавов, во-первых, искусственно их никто не создаёт. А если искусственно с ними бороться, я не понимаю, как. Надо просто добиваться, чтобы работодатели обеспечивали людей нормальными условиями существования, тогда не будет никаких анклавов, а люди будут находиться недалеко от мест своей работы. Анклавы возникают в результате того, что люди не могут общаться с местным населением. Для этого нужны встречные меры. Нужно, чтобы были языковые курсы, чтобы было доброжелательное отношение, чтобы детей брали в школы. Это зависит от принимающего общества. Оно должно уметь адаптировать тех, кто приезжает на время и интегрировать тех, кто приезжает совсем.
Вместо этого СПЧ в лице Кабанова предлагает еще более ужесточить условия пребывания мигрантов в России. Вместо регистрации, которая носит уведомительный порядок, предлагается ввести прописку, то есть, власти будут снова разрешать людям селиться там, куда они приехали. Или не разрешать. Чего кремлевские правозащитники, видимо, не знают, это и так де-факто действует по всей стране. Просто росчерком пера самоуправство местных властей станет нормой закона. Стоило ли ради этого отменять прописочное рабство, как это было в Советском Союзе? Людей не регистрируют в помещениях, в которых они живут, арендодатели не хотят давать и регистрацию, рассказывает Светлана Ганнушкина, иноагент. Поэтому многим приходится её покупать в тех помещениях, в которых они не живут. И это искусственно созданная ситуация, которая зависит не от мигрантов, а от того, что это не делают арендодатели, хозяева помещения:
- Почему они это не делают, у меня ответ только один: они хотят минимизировать свои отношения с государством. Это наши граждане, никакие не мигранты. Они воспринимают своё собственное родное государство как репрессивное и хотят минимизировать с ним свои отношения. Иначе почему не дать человеку зарегистрироваться там, где он снимает помещение? Мне обычно отвечают, что это потому, что люди не хотят платить налоги. Но налог очень небольшой. Каждый готов компенсировать этот налог за то, чтобы не иметь никаких неприятностей с полицией и вообще с окружающим миром.
Введение прописки для мигрантов по советскому образцу приведет к еще большей коррупции, которая из-за чрезмерного ужесточения требований к вновь прибывшим и так цветет пышным цветом. Возмущенные граждане жалуются, что там, где компактно проживают мигранты, российской власти нет, полиции не дождешься, и все решается по понятиям. И мало кто задумывается, что если полиция приезжает по вызову через два часа, так может быть, она и не должна туда приезжать? Коррупция - это такое же преступление, как и самоуправство или отрицание правил и законов страны, в которой ты живешь. Может быть, СПЧ заняться нарушением прав граждан на защиту со стороны полиции и невыполнения ее своих обязанностей? Пользы было бы значительно больше.
Между тем, демографические опросы, которые с удовольствием цитируют чиновники, говорят о том, что 80,7% россиян довольны уровнем межнациональных отношений в стране. Тогда непонятно, зачем власть вынимает эту неновую страшилку и размахивает ею. Глава ФАДН Игорь Баринов в Думе рассказал, что правительство на реализацию 3-летней программы "Реализация государственной национальной политики" выделило 8,65 миллиардов рублей. Их и надо потратить на адаптацию мигрантов, а никак не на борьбу с новой фата морганой российской власти - этническими анклавами.

Елена ПЕТРОВА, Наталья СЕЙБИЛЬ. Новые Известия, 12 июля 2023 года

Языковая десятина

"Справедливая Россия" предлагает ограничить количество детей мигрантов в школах
Партия "Справедливая Россия - За правду" предложила рассредоточить по школам плохо говорящих на русском языке детей. Депутаты хотят установить для них предельный порог - не более 10% от общей численности класса. По мнению авторов инициативы, это поможет их социализации в русскоязычной среде. А глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев добавил, что "необходимо менять" закон, обязывающий принимать в школу "каждого ребенка". Эксперты отмечают, что такая инициатива нарушает Конституцию, а социализации детей мигрантов скорее поможет ежедневное общение с русскоговорящими сверстниками.
Глава партии "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов предложил министру просвещения Сергею Кравцову "рассмотреть неотложные меры по социализации и адаптации детей иностранных мигрантов" (документ есть в распоряжении "Ъ"). В письме справоросса говорится, что в России обучается более 100 тыс. детей иностранных граждан, что составляет менее 1% от общего количества школьников. Однако "миграционные потоки из-за рубежа, прежде всего из стран Средней Азии, распределяются по территории России неравномерно", пишет господин Миронов. По его словам, школы в пригородах нередко "имеют высокий процент учеников из семей мигрантов", а "наличие в общеобразовательных классах учеников, плохо говорящих на русском языке, создает особую педагогическую ситуацию, для работы в которой требуются особые специалисты". Поэтому партия предлагает ввести в школах, где "количество детей, владеющих русским языком как иностранным, превышает 3% от общего количества обучающихся", курсы дополнительного изучения русского языка - "на коммерческой основе".
Также СРЗП хочет "ограничивать количество детей иностранных граждан и детей с недостаточным знанием русского языка" - выделить для них квоту объемом не более 10% "от общего количества учеников в общеобразовательном классе".
Зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова (СРЗП) заявила "Ъ", что "в первую очередь это поможет самим детям мигрантов быстрее и эффективнее пройти социализацию и получить хорошее школьное образование". Депутат признала, что введение квот может создать семьям сложности: "Придется отдавать детей в более отдаленные учебные заведения". Тем не менее госпожа Лантратова считает, что "такие трудности должны побудить трудовых мигрантов к более глубокой интеграции в российское общество, в перспективе с получением гражданства".
Напомним, в июне председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев сообщал, что Минпросвещения планирует создать школьные программы по изучению русского языка в качестве иностранного, а также разработать специальные курсы для подготовки учителей, которые работают с детьми-иностранцами и детьми, недавно ставшими гражданами РФ (см. "Ъ" от 15 июня). В ведомстве на запрос "Ъ" о подробностях инициативы до сих пор не ответили. Но вчера господин Фадеев в беседе с "Ъ" отдельно подчеркнул: "По действующему закону любой ребенок на территории РФ должен быть принят в школу". "По форме все правильно, а по существу издевательство: и над детьми, и над учителями. Я считаю, и коллеги со мной соглашаются, что закон надо менять,- заявил глава СПЧ.- Если уж вы позвали сюда мигрантов вместе с детьми, давайте качественно обучим этих детей русскому языку".
Заведующая кафедрой лингводидактики и межкультурной коммуникации МГППУ Светлана Махмудова согласна с необходимостью создания отдельных классов или адаптационных курсов для детей без знания русского языка.
"Окружающим часто кажется, что эти дети тупые и слабые. Но это вообще не так. Просто представьте, как вас заставят изучать что-то на незнакомом для вас языке",- сетует лингвист. По ее мнению, в начальной школе можно открыть отдельные классы для детей иностранцев, чтобы "довести их до общего языкового уровня". Начиная со средней школы дети смогут обучаться уже все вместе. "Но педагоги в таких классах обязательно должны иметь квалификацию в преподавании русского языка как иностранного, поскольку для таких детей это и есть полноценный иностранный язык", - подчеркивает эксперт.
Председатель комитета "Гражданское содействие" (занимается помощью мигрантам; внесен в реестр иностранных агентов) Светлана Ганнушкина (также признана иноагентом) напоминает, что инициатива СРЗП и предложение господина Фадеева противоречат ст. 43 Конституции: "У нас каждый не просто имеет право, но и обязан получить образование - тут не может быть никаких ограничений". Госпожа Ганнушкина уверена, что детям мигрантов необходимо обучаться вместе с русскоязычными ровесниками. "Таким образом все будут в плюсе: адаптация не русскоязычных учеников будет проходить гораздо быстрее, и они легко догонят сверстников,- рассказывает госпожа Ганнушкина.- Остальные же ребята смогут расширить свои знания других культур и понять, что мир не однообразен". Также у Светланы Ганнушкиной вызывает удивление, "откуда взялись цифры" в проекте СРЗП: "Почему именно 10%, а не 13%? Как это обосновывается?"
Кандидат юридических наук, специалист по конституционному праву Ольга Кряжкова подчеркивает, что в данном случае "предлагается создать структурное ограничение доступности образования". Эксперт предлагает депутатам задуматься, "нет ли более щадящих для прав человека альтернатив и, наконец, чем это ограничение компенсируется". "Кого или что защищает квота в 10% для детей, слабо владеющих русским языком? Что делать с теми, кто не впишется в квоту? Как будет осуществляться отбор таких детей в классы?" - по мнению юриста, на все эти вопросы необходимо ответить еще на этапе подготовки предложения.

Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсантъ, 16 августа 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.