… об образовании детей
мигрантов в Санкт-Петербурге
|
Коррекционное поколение
|
По оценкам комитета по образованию правительства Петербурга,
сегодня в Северной столице 50% первоклассников - дети мигрантов.
Они учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом многие
из них почти не владеют русским языком. Кем они станут завтра?
Тема миграции и демографии, никогда особо не волновавшая жителей
СССР, стала остроактуальной в России начала XXI века. Теперь и дня
не проходит без оглашения катастрофических показателей смертности
и рождаемости, стремительной убыли населения. Хотя тенденция обозначилась
уже в начале 1990-х, когда рождаемость упала в два раза, а смертность
возросла в полтора. Похоже, что тогда Правительству, занятому шоковой
терапией, демографическая перспектива не казалась столь уж проблемной.
Простому народу тоже некогда было посмотреть на 10 лет вперед, вопрос
стоял - выжить бы.
Но и сегодня от проблем демографии многие отмахиваются, дескать,
ну кризис и кризис, живем ведь, и дальше будем жить. Между тем,
невидимая взгляду обывателя борьба за завтрашний облик Петербурга
уже идет, и на передовом крае этой борьбы культур и национальностей
стоят обычные школьные учителя. Именно они пытаются научить языку,
литературе и остальным предметам детей... с нулевым знанием русского
языка, детей петербургских мигрантов.
Русский как неродной
Сегодня в Петербурге половина первоклассников - дети мигрантов,
в разной степени владеющих русским языком. Кто-то, чья семья переехала
в Северную столицу несколько лет назад, способен общаться на бытовом
уровне. Кто-то не знает языка совсем. Между тем, все эти дети учатся
в российских общеобразовательных школах, где предметы преподаются
на русском. Естественно, в полном объеме усвоить знания, полученные
на малознакомом языке, невозможно. Отсюда - отставание от общей
группы, груз всевозможных комплексов. Конечно, существуют альтернативные
варианты образования в виде национальных школ с обучением на родном
языке, но таких школ в Петербурге почти нет. В них и нет особой
надобности. Как отмечает директор школы N462 Алла Кузнецова, в большинстве
случаев родители-мигранты предпочитают отдавать своих детей в обычные
школы, избегая образовательных учреждений с этническим уклоном.
Школа N462 Пушкинского района Петербурга - учреждение уникальное.
Даже не в том смысле, что для 30% ее воспитанников русский язык
- не родной. Это как раз для района почти норма. Специалисты связывают
это с тем, что Пушкинский район привлекает мигрантов своим относительно
дешевым жильем. В условия низкой рождаемости в семьях старожилов
и большого количества многодетных семей мигрантов в районе появился
принципиально новый тип образовательного учреждения - многонациональная
школа. В школе N462 учителя пытаются обеспечить доступное среднее
образование детям, для которых русский язык не является родным.
Братских народов союз вековой
"С 1995 года у нас в школе отрабатывалась модель "Школа
для всех", которая строилась на индивидуальном подходе к обучению
ребенка, - рассказывает Алла Кузнецова. - А с 2001 года совместно
с правозащитным обществом "Мемориал" мы работаем над созданием
цыганской школы, привлекая цыганских детей к среднему образованию.
С этого года школа стала лабораторией по интеграции детей в культурно-языковое
пространство России в условиях полиэтничной школы".
Сегодня в школе N462 учатся русские, армяне, азербайджанцы, грузины,
узбеки, цыгане, эстонцы. Помимо прочего, в школе функционирует цыганский
ансамбль. Остается только удивляться, как дети уживаются друг с
другом в одном здании. Школе помогают 10-летний опыт преподавательского
состава и штатный детский психолог.
"Коррекционные" дети
Проблемы, с которыми сталкиваются ученики подобных школ, знакомы
во многих странах Европы. В Германии и Франции многонациональные
школы существуют не один десяток лет. Дети нуждаются в помощи логопеда,
психолога, многие на исторической родине проживали в сельской местности,
а потому тяжело переносят городские условия. "Некоторые дети
ранее учились в школах с другой бальной системой, где оценка могла
быть, например, "135". Им непривычно получать "пятерку"
за отличный ответ. Но главная проблема в том, что в школе они учат
русский, а в семьях продолжают разговаривать на родном языке. После
летних каникул русский вообще приходится учить заново", - говорит
Алла Кузнецова.
Другая сторона вопроса - кадры, которые, как известно, решают все.
В Петербурге крайне мало подготовленных учителей, способных преподавать
русский язык как неродной. Подготовкой по этой специальности занялись
в РПГУ им. Герцена на кафедре межкультурных коммуникаций, но там
первый выпуск грядет не ранее следующего года.
Пока что учителя, которые находят в себе силы разрабатывать специальные
методики и преподавать в классах с детьми мигрантов, в буквальном
смысле жертвуют своей карьерой. Дело в пресловутой аттестации преподавателей.
Чтобы получить высшую категорию, учителю нужно иметь класс, состоящий
из отличников, победителей олимпиад и обладателей почетных грамот.
"О каких олимпиадах и грамотах может идти речь в наших классах,
где дети с трудом усваивают русскоязычные уроки?" - спрашивают
чиновников учителя 462-й школы в Пушкине и Осельковской школы с
цыганскими классами. С другой стороны, вряд ли можно утверждать,
что обучение и воспитание апатичных и забитых жизнью детей мигрантов
требует меньше учительского таланта, чем пестование активных и благовоспитанных
учеников гимназий.
Упрекнуть государственные органы в игнорировании ситуации нельзя.
Каждый регион эту проблему видит и решает по-своему. И если в Пушкине
детей мигрантов пытаются адаптировать к российской образовательной
действительности в рамках обычной школы, то в Осельках (Всеволожский
район Ленобласти), по информации координатора правозащитной организации
"Мемориал" Ольги Абраменко, готовятся пойти иным путем.
Тамошние начальники спят и видят образовать специальные коррекционные
цыганские классы. "Коррекционные классы - это клеймо для человека
на всю жизнь, - считает правозащитница. - Нельзя делать детей мигрантов
и их учителей детьми второго сорта, они не виноваты в том, что не
знают русского языка. Нужно издавать специальные учебники и создавать
нормальные условия для преподавателей в многонациональных классах".
По словам Ольги Абраменко, в Осельковской школе цыганские дети учатся
в отдельном здании, больше похожем на сарай. В итоге между цыганами
и "обычными" детьми выстраивается стена отчуждения.
Английский язык до армянского доведет
Между тем в школе N462 успешно обучают русскому языку тех, кто еще
вчера не мог разобрать и трех букв русского алфавита. Но самыми
сложными для детей мигрантов стали уроки английского. Родители-армяне
одного из учеников поделились методикой выполнения домашнего задания:
"Сначала ребенок переводит упражнение с английского на армянский,
а потом с армянского - на русский". "Система обучения
английскому языку должна быть скорректирована", - соглашается
Алла Кузнецова.
В любом классе есть неуспевающие дети. Для обычной школы их существование
никогда не было проблемой. Все мы помним закоренелых двоечников,
долгие годы спокойно просидевших за последними партами и вышедших
из школы с натянутыми троечными аттестатами. В национальной школе
закоренелый двоечник это тот, кто не может выучить русский язык,
а значит, в принципе не способен стать гражданином своей новой страны.
"Если ребенок испытывает трудности в овладении русским языком,
у него тут же появляется целый груз комплексов, переживаний. Это
приводит к тяжелому кризису, самым страшным последствием которого
является суицид", - говорит детский психолог школы N462 Илья
Бердышев. С неуспевающими детьми психолог работает индивидуально,
в основу обучения закладывая понятие "успешность".
"Успешные" дети из 462-й школы в свободное от занятий
время ездят на экскурсии - в Псков, Новгород, по Золотому кольцу
России, не забывают и питерские музеи, впитывая богатейшую культуру
края, ставшего для них второй родиной. Их учителя недавно собрались
на научно-практический семинар "Образование в полиэтнической
школе: проблемы и перспективы развития" и предложили организовать
специальные курсы русского языка для детей мигрантов 6-7 лет, посоветовали
изыскать в городском бюджете дополнительные средства для поддержки
учителей, работающих в школах с многонациональным контингентом.
Возможно, это действительно лучше, чем создавать коррекционные классы
и школы для детей с задержкой языкового развития. Для того чтобы
завтра на наших улицах не появилось целое коррекционное поколение.
Филипп МОСТОЦКИЙ. "Росбалт", 17 октября
2005 года
|