Эксперты РАНХиГС оценили результат введения накопительной
пенсии в России C их выводами поспорили Минфин и Центробанк
Эксперты РАНХиГС: результаты реформы пенсионных накоплений
неудовлетворительны
Результаты реформы пенсионных накоплений, начатой в 2002 году, нельзя
считать удовлетворительными, заявили ученые из РАНХиГС. Власти слишком
часто меняли параметры системы, а НПФ недостаточно эффективно инвестировали
средства
Решение о введении накопительной пенсии в 2002 году было оправданным
и могло способствовать существенному улучшению благосостояния будущих
пенсионеров, однако де-факто последствия реформы оказались скорее
неудовлетворительными. Это следует из статьи ученых РАНХиГС Александра
Абрамова и Марии Черновой "Инвестирование пенсионных накоплений
в России: результаты и уроки", опубликованной в научном журнале
"Экономическая политика" (РБК ознакомился с текстом).
По словам авторов, их материал является "одной из первых попыток
системного осмысления опыта функционирования накопительной пенсии
на примере НПФ [негосударственных пенсионных фондов] на 18-летнем
временном горизонте". В 2022 году было принято решение начать
новую программу - долгосрочных сбережений, которая в том числе позволяет
самостоятельно копить на старость. В 2023 году закон о ней подписал
президент.
В пресс-службе Минфина РБК заявили, что создание и развитие накопительной
составляющей совпало с периодом сложных экономических условий. Тем
не менее благодаря программе фонды смогут "эффективно развивать
системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также долгосрочных
сбережений в Российской Федерации".
РБК направил запросы в крупнейшие НПФ. Кризис доверия
С самого начала реализации в 2002 году система обязательных пенсионных
накоплений (ОПН) сталкивалась с серьезными сложностями, констатируют
авторы статьи. Для государства стабильность страховой пенсии (то
есть пенсии в рамках традиционной солидарной системы, когда нынешние
работники своими взносами оплачивают пенсии пожилых) была более
приоритетной задачей, чем развитие системы ОПН: пытаясь достигнуть
цели по повышению благосостояния пенсионеров, власти регулярно вводили
различные нововведения и ограничения, а также перераспределяли потенциальные
взносы в накопительную пенсию на финансирование страховой. Эти изменения
во многом снизили эффективность пенсионных накоплений и доверие
к ним населения, говорится в статье.
К ключевым корректировкам, негативно повлиявшим на ход реформы,
авторы отнесли следующие.
Вывод из системы ОПН мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966
годов рождения.
В 2005 году в целях стимулирования выхода серой зарплаты из тени
ставка единого социального налога (заменял страховые взносы в России
в 2001-2010 годах) была снижена с 28 до 22%. Кроме того, в этом
же году из-за роста социальной напряженности на фоне монетизации
социальных льгот правительство было вынуждено повысить размеры базовой
пенсии всем пенсионерам и ввести дополнительные пенсионные льготы
лицам, работавшим в районах Крайнего Севера. В этих условиях было
принято решение вывести несколько возрастных когорт из системы накопительной
пенсии, что позволило перераспределить их взносы на финансирование
страховой пенсии и сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда.
"В общем числе занятых мужчин и женщин, родившихся начиная
с 1953 и 1957 годов соответственно, доля указанной средней возрастной
когорты составляла в 2004 году около 46%. Это была категория наиболее
заинтересованных в накопительной пенсии людей с высокими показателями
занятости и уровнем заработка", - отмечается в статье. Перенос сроков выбора доверительного управляющего накоплениями
и непрозрачность НПФ.
Выбор застрахованными лицами доверительного управляющего пенсионными
накоплениями вместо лета-осени 2003 года был перенесен на более
позднее время, отмечают исследователи из РАНХиГС. Из-за слабости
критериев отбора до управления пенсионными накоплениями были допущены
55 частных управляющих компаний, что оказалось слишком много. НПФ
пришли на рынок пенсионных накоплений позже, в 2004 году, и стандарты
раскрытия информации для них были утверждены не сразу. Результаты
инвестиционной деятельности НПФ впервые опубликовали только в 2006
году.
Все это затруднило информированный выбор гражданами частных управляющих
компаний и НПФ, констатируется в статье. В 2022 году граждан, которые
не сделали такой выбор и оставили средства в управлении ВЭБа ("молчуны"),
насчитывалось около 38 млн. НПФ управляют средствами 36,6 млн человек.
Возможность отказаться от накопительной пенсии.
В 2012 году застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе было
разрешено выбирать: либо оставить 6% в накопительной пенсии, либо
отказаться от дальнейшего формирования накопительной части, тем
самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10 до 16%. Заморозка пенсионных накоплений.
Наконец, с 2014 года был введен мораторий на взносы в накопительную
пенсию с их зачетом в счет страховой части трудовой пенсии, который
в последующем неоднократно продлевался, сейчас - до 2025 года. Как
оценивал в 2018 году на тот момент министр труда Максим Топилин,
за время заморозки федеральный бюджет сэкономил около 2 трлн руб.
За период 2004-2021 годов общий размер пенсионных накоплений достиг
5 трлн руб., или 3,9% ВВП, говорится в статье. Но в отсутствие моратория
на взносы стоимость пенсионных накоплений составила бы в 2021 году
13,9 трлн руб., или 10,6% ВВП, оценили авторы.
Впрочем, даже если бы удалось избежать противоречия между страховой
и накопительной пенсией, на 20-летнем временном горизонте преимущества
накопительной пенсии не смогли бы проявиться в полной мере, констатируют
исследователи. По их оценке, даже при благоприятной ситуации на
фондовом рынке для того, чтобы будущая пенсия обеспечивала достойную
жизнь и компенсировала хотя бы 75% зарплаты, необходимо инвестировать
накопления на протяжении 40 лет.
Помимо перечисленных факторов важнейшим аспектом, негативно повлиявшим
на накопительную систему, было то, что источником взносов являлись
обязательные платежи работодателя, а сами средства фактически были
государственными, считает директор по правовым проектам "СберНПФ"
Кирилл Савин. "Население не ощущало эти накопления своей собственностью,
поэтому не было интереса и доверия, подавляющее большинство застрахованных
даже не знали, где эти средства находятся и каков их размер",
- отмечает он. Неэффективное инвестирование
Введение накопительной пенсии в момент бурного роста внутреннего
рынка акций, появления рынка корпоративных облигаций и замедления
инфляции позволяло надеяться на заметное улучшение благосостояния
будущих пенсионеров, следует из статьи. Однако фактически этого
не произошло.
"Наиболее высокие ежегодные темпы роста пенсионных накоплений
в размере 52,1% были достигнуты в 2009-2013 годах. <...> В
2004-2008 годах при меньших ставках даже с учетом низкого стартового
уровня накопления росли в среднем на 45,4% в год, а в 2014-2021
годах, после введения моратория, - лишь на 7,0% в год", - указывают
исследователи.
В результате средняя валовая доходность портфелей НПФ в 2005-2020
годах лишь незначительно переиграла инфляцию, а по критерию чистой
доходности фонды существенно уступили и инфляции, и частным управляющим
компаниям (ЧУК). "При среднегодовой инфляции 7,8% (за период
2005-2020 годов, по которому имеются данные по НПФ) портфели ЧУК
имели доходность 8,2%, НПФ - 8%, а расширенный портфель ВЭБа - 7,3%.
По чистой доходности НПФ проигрывают ЧУК и инфляции значительно
больше (6,3 против 6,9 и 7,8% соответственно)", - оценили авторы.
"Безусловно, ежегодная доходность, получаемая негосударственными
пенсионными фондами по результатам инвестирования с момента начала
их деятельности, была недостаточной по ряду объективных причин",
- признают в Минфине. Вместе с тем, отмечают там, "введенный
Банком России риск-ориентированный надзор, а также изменения регулирования
деятельности НПФ (создание системы гарантирования формируемых гражданами
средств, увеличение горизонта инвестирования и расширение видов
деятельности) дадут возможность в будущем негосударственным пенсионным
фондам стать надежным провайдером по формированию дополнительного
дохода граждан".
Ученые РАНХиГС выделили несколько проблем НПФ, которые не позволили
им добиться высокой доходности накоплений. А именно: Стратегии активного управления.
Деятельность по активному управлению портфелями НПФ в среднем уменьшала
доходность инвестирования пенсионных накоплений на 2,26% в год,
а максимальные потери достигали 7,18% годовых, оценили авторы статьи.
"Если бы условный фонд не принимал никаких инвестиционных решений,
а зафиксировал распределение активов на общеотраслевом долгосрочном
уровне и инвестировал в бенчмарки, то он получал бы доходность 9,63%
годовых с 2007 по 2020 год (за более ранний период данные отсутствуют)",
- говорится в исследовании.
Изменение государственных ограничений по составу и структуре портфелей
пенсионных накоплений.
Вводимые государством на разных этапах ограничения по составу и
структуре портфелей пенсионных накоплений существенно сужали возможности
диверсификации и ограничивали возможности НПФ по получению дополнительной
доходности, считают авторы статьи. Так, например, все время менялась
предельная доля акций в портфелях ОПН НПФ - от 40 до 65% стоимости
активов фондов; корпоративных облигаций - от 50 до 100%, вложений
в иные бумаги иностранных эмитентов - от 0 до 20%, денежных средств
и депозитов в банках - от 20 до 80%.
"Ограничения на долю акций в размере 40-45% в 2002-2005 годах,
равно как и задержка допуска НПФ к обслуживанию пенсионных накоплений
в 2004 году, не позволили фондам воспользоваться высокой доходностью
акций российских эмитентов, когда среднегодовая доходность индекса
Московской биржи, по нашим расчетам, составляла 54,8% в 2002-2006
годах", - говорится в статье.
Кроме того, значительную роль сыграло введение с 2015 года минимальной
доходности пенсионных накоплений, равной нулю. "Ввод минимального
требования доходности накопительных пенсионных планов снижает заинтересованность
их администраторов в выборе оптимальных инвестиционных портфелей
и заставляет их принимать решения с оглядкой на состав и структуру
портфелей конкурентов", - отмечают авторы. После этого российские
НПФ действительно сильно сблизили структуру инвестиций, отдав большее
предпочтение облигациям, и начали терять в доходности, следует из
статьи. Впрочем, это нововведение позволило предотвратить наиболее
грубые нарушения в работе ряда НПФ. Позиция ЦБ
Вывод авторов статьи о недостаточной эффективности инвестиций и
об отрицательном вкладе стратегии активного управления НПФ представляется
неочевидным по нескольким причинам, прокомментировали РБК в ЦБ.
Во-первых, НПФ по своей сути является институциональным инвестором,
и его портфель активов во многом формируется на основании структуры
обязательств. В результате существенная доля от активов портфеля,
как правило, должна приходиться не на рисковые активы, а на долговые
финансовые инструменты, которые обладают меньшей волатильностью
и более предсказуемым графиком платежей.
Во-вторых, бенчмарк для оценки эффективности управления портфелем
и вклада стратегии активного управления целесообразно подбирать
на основании индивидуальной структуры обязательств фонда, а не использовать
только биржевые индексы различных классов активов (как сделали авторы
статьи).
В-третьих, требования законодательства к составу и структуре активов
портфелей НПФ предусматривают достаточно широкие возможности по
инвестированию средств портфелей, в том числе в рисковые активы.
Однако концентрационные лимиты на вложения в рисковые активы не
заполняются НПФ в полном объеме, указали в ЦБ.
Там также отметили, что рассматривают вопрос о расширении инвестиционных
возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре
их инвестиционных портфелей в рамках программы долгосрочных сбережений.
Цели и средства
Говоря о критериях эффективности системы пенсионных накоплений,
важно помнить цели, которые заявлялись при ее создании, считает
генеральный директор ООО "Эксперт Бизнес-Решения" Павел
Митрофанов. Они были изложены еще в 2013 году в стратегии развития
пенсионной системы до 2030 года и звучали так: гарантирование социально
приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость.
"Под таким углом можно говорить, что по части финансовой устойчивости
в итоге добились успеха, а по поводу социально приемлемого уровня
- скорее нет", - полагает эксперт.
Эффективность инвестирования накоплений действительно сильно страдала,
соглашается он. "Сначала от слишком либеральной инвестиционной
декларации, которая позволила бенефициарам целого ряда фондов разворовать
их, выводя ликвидные активы в свои бизнесы или офшоры, а на балансах
оставляя дефолтные облигации. После сильного ужесточения деклараций
фонды потеряли стимулы хоть как-то рисковать и сосредоточились на
вложениях в максимально надежные, но низкодоходные инструменты",
- констатирует Митрофанов.
Реформа пенсионных накоплений была реализована без учета будущих
потребностей Пенсионного фонда, что, как и во многих других странах,
привело к изменению регулирования из-за проблем госбюджета, отмечает
генеральный директор НПФ "Будущее" Светлана Касина. Накопления
в основном формировались десять лет - с 2004 по 2014 год, а за это
время случилось два крупнейших фондовых кризиса и были значительные
скачки инфляции. "Хорошо, что пенсионные накопления вообще
не национализировали, как, например, в Польше или Венгрии",
- рассуждает она. Изменить патернализм
Новая программа сбережений, куда можно будет перевести пенсионные
накопления, по мнению Митрофанова, не станет прорывом с точки зрения
доходности. "Программа долгосрочных сбережений, кроме названия,
в целом не сопровождается либерализацией подхода к регулированию
инвестиционных деклараций фондов. Мне кажется, инвестиционные стратегии
останутся консервативными, а результат - в лучшем случае на уровне
инфляции", - категоричен эксперт.
НПФ в отличие от, например, розничных инвесторов в плане выбора
активов играют по установленным для них правилам, констатирует Савин.
"На наш взгляд, в будущем НПФ могли бы предлагать клиентам
несколько базовых стратегий в зависимости от возраста и склонности
к риску, но сейчас для этого нет соответствующей законодательной
базы", - сетует он.
По мнению Минфина России, с момента создания накопительной составляющей
"удалось изменить патерналистское поведение граждан (когда
гражданин считает, что его пенсионный доход должно формировать государство)
в сторону понимания необходимости самостоятельного формирования
дополнительного дохода к будущей пенсии".