Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 995 - 996
22 августа - 4 сентября 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Если быть точным" о смертности от внешних причин в прошлом году
"Коммерсантъ" о качестве статистики причин смертности
"РБК" о восстановлении уровня продолжительности жизни
"Коммерсантъ" о росте заболеваемости сахарным диабетом
"Новые Известия" и "РБК" о заболеваемости детей туберкулезом
"Новые Известия" и "Коммерсантъ" о предложениях Минздрава в сфере репродукции и реакции на это медицинского сообщества
"Если быть точным", "Новые Известия", "Lenta.ru" о борьбе с абортами
"Независимая газета" о долгосрочном тренде снижения рождаемости
"Ведомости" о мерах повышения рождаемости
"РБК" о росте числа рождений и смертей
"Коммерсантъ" о добрачных зачатиях
"Новые Известия" об особенностях заключения повторных браков в Российской империи
"Нож" об эмиграции из России

"Коммерсантъ" о миграции в ЕАЭС
"Коммерсантъ" о возможном оттоке мигрантов из-за курса доллара
"Новые Известия" и "Коммерсантъ" об этнических анклавах и доле детей мигрантов в школах
"РБК" о финансировании программ переселения с Севера
"РБК" о кадровом дефиците в промышленности
"РБК" о среднем классе и бедности в России
"РБК" о когорте высокооплачиваемых россиян
"Новые Известия" об использовании средств маткапитала
"РБК" о реформе накопительной пенсионной системы
"Независимая газета" о сокращении разрыва в пенсиях работающих и неработающих пенсионеров
"Известия" о предложении компенсировать семьям часть расходов на аренду жилья
"Коммерсантъ" о проблемах сельской ипотеки
"The New York Times" о старении населения

о реформе накопительной пенсионной системы

Эксперты РАНХиГС оценили результат введения накопительной пенсии в России C их выводами поспорили Минфин и Центробанк

Эксперты РАНХиГС: результаты реформы пенсионных накоплений неудовлетворительны
Результаты реформы пенсионных накоплений, начатой в 2002 году, нельзя считать удовлетворительными, заявили ученые из РАНХиГС. Власти слишком часто меняли параметры системы, а НПФ недостаточно эффективно инвестировали средства
Решение о введении накопительной пенсии в 2002 году было оправданным и могло способствовать существенному улучшению благосостояния будущих пенсионеров, однако де-факто последствия реформы оказались скорее неудовлетворительными. Это следует из статьи ученых РАНХиГС Александра Абрамова и Марии Черновой "Инвестирование пенсионных накоплений в России: результаты и уроки", опубликованной в научном журнале "Экономическая политика" (РБК ознакомился с текстом).
По словам авторов, их материал является "одной из первых попыток системного осмысления опыта функционирования накопительной пенсии на примере НПФ [негосударственных пенсионных фондов] на 18-летнем временном горизонте". В 2022 году было принято решение начать новую программу - долгосрочных сбережений, которая в том числе позволяет самостоятельно копить на старость. В 2023 году закон о ней подписал президент.
В пресс-службе Минфина РБК заявили, что создание и развитие накопительной составляющей совпало с периодом сложных экономических условий. Тем не менее благодаря программе фонды смогут "эффективно развивать системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также долгосрочных сбережений в Российской Федерации".
РБК направил запросы в крупнейшие НПФ.
Кризис доверия
С самого начала реализации в 2002 году система обязательных пенсионных накоплений (ОПН) сталкивалась с серьезными сложностями, констатируют авторы статьи. Для государства стабильность страховой пенсии (то есть пенсии в рамках традиционной солидарной системы, когда нынешние работники своими взносами оплачивают пенсии пожилых) была более приоритетной задачей, чем развитие системы ОПН: пытаясь достигнуть цели по повышению благосостояния пенсионеров, власти регулярно вводили различные нововведения и ограничения, а также перераспределяли потенциальные взносы в накопительную пенсию на финансирование страховой. Эти изменения во многом снизили эффективность пенсионных накоплений и доверие к ним населения, говорится в статье.
К ключевым корректировкам, негативно повлиявшим на ход реформы, авторы отнесли следующие.
Вывод из системы ОПН мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 годов рождения.
В 2005 году в целях стимулирования выхода серой зарплаты из тени ставка единого социального налога (заменял страховые взносы в России в 2001-2010 годах) была снижена с 28 до 22%. Кроме того, в этом же году из-за роста социальной напряженности на фоне монетизации социальных льгот правительство было вынуждено повысить размеры базовой пенсии всем пенсионерам и ввести дополнительные пенсионные льготы лицам, работавшим в районах Крайнего Севера. В этих условиях было принято решение вывести несколько возрастных когорт из системы накопительной пенсии, что позволило перераспределить их взносы на финансирование страховой пенсии и сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда.
"В общем числе занятых мужчин и женщин, родившихся начиная с 1953 и 1957 годов соответственно, доля указанной средней возрастной когорты составляла в 2004 году около 46%. Это была категория наиболее заинтересованных в накопительной пенсии людей с высокими показателями занятости и уровнем заработка", - отмечается в статье.
Перенос сроков выбора доверительного управляющего накоплениями и непрозрачность НПФ.
Выбор застрахованными лицами доверительного управляющего пенсионными накоплениями вместо лета-осени 2003 года был перенесен на более позднее время, отмечают исследователи из РАНХиГС. Из-за слабости критериев отбора до управления пенсионными накоплениями были допущены 55 частных управляющих компаний, что оказалось слишком много. НПФ пришли на рынок пенсионных накоплений позже, в 2004 году, и стандарты раскрытия информации для них были утверждены не сразу. Результаты инвестиционной деятельности НПФ впервые опубликовали только в 2006 году.
Все это затруднило информированный выбор гражданами частных управляющих компаний и НПФ, констатируется в статье. В 2022 году граждан, которые не сделали такой выбор и оставили средства в управлении ВЭБа ("молчуны"), насчитывалось около 38 млн. НПФ управляют средствами 36,6 млн человек.
Возможность отказаться от накопительной пенсии.
В 2012 году застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе было разрешено выбирать: либо оставить 6% в накопительной пенсии, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части, тем самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10 до 16%.
Заморозка пенсионных накоплений.
Наконец, с 2014 года был введен мораторий на взносы в накопительную пенсию с их зачетом в счет страховой части трудовой пенсии, который в последующем неоднократно продлевался, сейчас - до 2025 года. Как оценивал в 2018 году на тот момент министр труда Максим Топилин, за время заморозки федеральный бюджет сэкономил около 2 трлн руб.
За период 2004-2021 годов общий размер пенсионных накоплений достиг 5 трлн руб., или 3,9% ВВП, говорится в статье. Но в отсутствие моратория на взносы стоимость пенсионных накоплений составила бы в 2021 году 13,9 трлн руб., или 10,6% ВВП, оценили авторы.
Впрочем, даже если бы удалось избежать противоречия между страховой и накопительной пенсией, на 20-летнем временном горизонте преимущества накопительной пенсии не смогли бы проявиться в полной мере, констатируют исследователи. По их оценке, даже при благоприятной ситуации на фондовом рынке для того, чтобы будущая пенсия обеспечивала достойную жизнь и компенсировала хотя бы 75% зарплаты, необходимо инвестировать накопления на протяжении 40 лет.
Помимо перечисленных факторов важнейшим аспектом, негативно повлиявшим на накопительную систему, было то, что источником взносов являлись обязательные платежи работодателя, а сами средства фактически были государственными, считает директор по правовым проектам "СберНПФ" Кирилл Савин. "Население не ощущало эти накопления своей собственностью, поэтому не было интереса и доверия, подавляющее большинство застрахованных даже не знали, где эти средства находятся и каков их размер", - отмечает он.
Неэффективное инвестирование
Введение накопительной пенсии в момент бурного роста внутреннего рынка акций, появления рынка корпоративных облигаций и замедления инфляции позволяло надеяться на заметное улучшение благосостояния будущих пенсионеров, следует из статьи. Однако фактически этого не произошло.
"Наиболее высокие ежегодные темпы роста пенсионных накоплений в размере 52,1% были достигнуты в 2009-2013 годах. <...> В 2004-2008 годах при меньших ставках даже с учетом низкого стартового уровня накопления росли в среднем на 45,4% в год, а в 2014-2021 годах, после введения моратория, - лишь на 7,0% в год", - указывают исследователи.
В результате средняя валовая доходность портфелей НПФ в 2005-2020 годах лишь незначительно переиграла инфляцию, а по критерию чистой доходности фонды существенно уступили и инфляции, и частным управляющим компаниям (ЧУК). "При среднегодовой инфляции 7,8% (за период 2005-2020 годов, по которому имеются данные по НПФ) портфели ЧУК имели доходность 8,2%, НПФ - 8%, а расширенный портфель ВЭБа - 7,3%. По чистой доходности НПФ проигрывают ЧУК и инфляции значительно больше (6,3 против 6,9 и 7,8% соответственно)", - оценили авторы.
"Безусловно, ежегодная доходность, получаемая негосударственными пенсионными фондами по результатам инвестирования с момента начала их деятельности, была недостаточной по ряду объективных причин", - признают в Минфине. Вместе с тем, отмечают там, "введенный Банком России риск-ориентированный надзор, а также изменения регулирования деятельности НПФ (создание системы гарантирования формируемых гражданами средств, увеличение горизонта инвестирования и расширение видов деятельности) дадут возможность в будущем негосударственным пенсионным фондам стать надежным провайдером по формированию дополнительного дохода граждан".
Ученые РАНХиГС выделили несколько проблем НПФ, которые не позволили им добиться высокой доходности накоплений. А именно:
Стратегии активного управления.
Деятельность по активному управлению портфелями НПФ в среднем уменьшала доходность инвестирования пенсионных накоплений на 2,26% в год, а максимальные потери достигали 7,18% годовых, оценили авторы статьи. "Если бы условный фонд не принимал никаких инвестиционных решений, а зафиксировал распределение активов на общеотраслевом долгосрочном уровне и инвестировал в бенчмарки, то он получал бы доходность 9,63% годовых с 2007 по 2020 год (за более ранний период данные отсутствуют)", - говорится в исследовании.
Изменение государственных ограничений по составу и структуре портфелей пенсионных накоплений.
Вводимые государством на разных этапах ограничения по составу и структуре портфелей пенсионных накоплений существенно сужали возможности диверсификации и ограничивали возможности НПФ по получению дополнительной доходности, считают авторы статьи. Так, например, все время менялась предельная доля акций в портфелях ОПН НПФ - от 40 до 65% стоимости активов фондов; корпоративных облигаций - от 50 до 100%, вложений в иные бумаги иностранных эмитентов - от 0 до 20%, денежных средств и депозитов в банках - от 20 до 80%.
"Ограничения на долю акций в размере 40-45% в 2002-2005 годах, равно как и задержка допуска НПФ к обслуживанию пенсионных накоплений в 2004 году, не позволили фондам воспользоваться высокой доходностью акций российских эмитентов, когда среднегодовая доходность индекса Московской биржи, по нашим расчетам, составляла 54,8% в 2002-2006 годах", - говорится в статье.
Кроме того, значительную роль сыграло введение с 2015 года минимальной доходности пенсионных накоплений, равной нулю. "Ввод минимального требования доходности накопительных пенсионных планов снижает заинтересованность их администраторов в выборе оптимальных инвестиционных портфелей и заставляет их принимать решения с оглядкой на состав и структуру портфелей конкурентов", - отмечают авторы. После этого российские НПФ действительно сильно сблизили структуру инвестиций, отдав большее предпочтение облигациям, и начали терять в доходности, следует из статьи. Впрочем, это нововведение позволило предотвратить наиболее грубые нарушения в работе ряда НПФ.
Позиция ЦБ
Вывод авторов статьи о недостаточной эффективности инвестиций и об отрицательном вкладе стратегии активного управления НПФ представляется неочевидным по нескольким причинам, прокомментировали РБК в ЦБ.
Во-первых, НПФ по своей сути является институциональным инвестором, и его портфель активов во многом формируется на основании структуры обязательств. В результате существенная доля от активов портфеля, как правило, должна приходиться не на рисковые активы, а на долговые финансовые инструменты, которые обладают меньшей волатильностью и более предсказуемым графиком платежей.
Во-вторых, бенчмарк для оценки эффективности управления портфелем и вклада стратегии активного управления целесообразно подбирать на основании индивидуальной структуры обязательств фонда, а не использовать только биржевые индексы различных классов активов (как сделали авторы статьи).
В-третьих, требования законодательства к составу и структуре активов портфелей НПФ предусматривают достаточно широкие возможности по инвестированию средств портфелей, в том числе в рисковые активы. Однако концентрационные лимиты на вложения в рисковые активы не заполняются НПФ в полном объеме, указали в ЦБ.
Там также отметили, что рассматривают вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей в рамках программы долгосрочных сбережений.
Цели и средства
Говоря о критериях эффективности системы пенсионных накоплений, важно помнить цели, которые заявлялись при ее создании, считает генеральный директор ООО "Эксперт Бизнес-Решения" Павел Митрофанов. Они были изложены еще в 2013 году в стратегии развития пенсионной системы до 2030 года и звучали так: гарантирование социально приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость. "Под таким углом можно говорить, что по части финансовой устойчивости в итоге добились успеха, а по поводу социально приемлемого уровня - скорее нет", - полагает эксперт.
Эффективность инвестирования накоплений действительно сильно страдала, соглашается он. "Сначала от слишком либеральной инвестиционной декларации, которая позволила бенефициарам целого ряда фондов разворовать их, выводя ликвидные активы в свои бизнесы или офшоры, а на балансах оставляя дефолтные облигации. После сильного ужесточения деклараций фонды потеряли стимулы хоть как-то рисковать и сосредоточились на вложениях в максимально надежные, но низкодоходные инструменты", - констатирует Митрофанов.
Реформа пенсионных накоплений была реализована без учета будущих потребностей Пенсионного фонда, что, как и во многих других странах, привело к изменению регулирования из-за проблем госбюджета, отмечает генеральный директор НПФ "Будущее" Светлана Касина. Накопления в основном формировались десять лет - с 2004 по 2014 год, а за это время случилось два крупнейших фондовых кризиса и были значительные скачки инфляции. "Хорошо, что пенсионные накопления вообще не национализировали, как, например, в Польше или Венгрии", - рассуждает она.
Изменить патернализм
Новая программа сбережений, куда можно будет перевести пенсионные накопления, по мнению Митрофанова, не станет прорывом с точки зрения доходности. "Программа долгосрочных сбережений, кроме названия, в целом не сопровождается либерализацией подхода к регулированию инвестиционных деклараций фондов. Мне кажется, инвестиционные стратегии останутся консервативными, а результат - в лучшем случае на уровне инфляции", - категоричен эксперт.
НПФ в отличие от, например, розничных инвесторов в плане выбора активов играют по установленным для них правилам, констатирует Савин. "На наш взгляд, в будущем НПФ могли бы предлагать клиентам несколько базовых стратегий в зависимости от возраста и склонности к риску, но сейчас для этого нет соответствующей законодательной базы", - сетует он.
По мнению Минфина России, с момента создания накопительной составляющей "удалось изменить патерналистское поведение граждан (когда гражданин считает, что его пенсионный доход должно формировать государство) в сторону понимания необходимости самостоятельного формирования дополнительного дохода к будущей пенсии".

Екатерина ВИНОГРАДОВА. РБК, 2 августа 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.