… об особенностях
заключения повторных браков в Российской империи
Вдова - не сирота: даже в XIX веке жениться на
вдове было выгодно
В крестьянской традиции в XIX веке жениться на вдове
считалось позором. На этот счет существовало много поговорок. Однако
в Москве из-за жилищного вопроса брак между молодым мужчиной и старше
его женщиной, но с деньгами и жилплощадью считался очень привлекательным.
Положение женщин, чей муж умер, было в российском обществе до революции
не однозначным, хотя и были исключения, обнаружила после анализа
метрических книг Никитского и Замоскворецкого сороков за 1810, 1821,
1841 и 1859 годы доцент Московского городского педагогического университета
(МГПУ) Александра Емельянова. В крестьянских общинах молодые мужчины
могли жениться на вдовах со значительным понижением своего социального
статуса. Но в Москве все было по-другому. Как показало исследование
историка, большинство вдов-мещанок вступали в брак с холостяками.
В патриархальном обществе считалось, что овдовев, мужчины должны
жениться вновь. Это отразилось и в многочисленных пословицах. "Возьми,
вдовец, себе жену, а деткам - мачеху!" призывала мужчин народная
мудрость. И действительно: каждый четвёртый находил себе пару. К
женщинам, потерявшим партнера, общество относилось сурово: "Анна
семь лет с мужем жила, а до семидесяти вдовой была". Только
4% овдовевших женщин вступали в повторный брак.
Конечно, вдовцы и вдовы могли соединиться в брачных узах, тем более,
что поверье гласило, что в загробном мире каждый их них встретится
с первым партнером. Девушек тоже отдавали замуж за вдовцов, а вот
с вдовами во многих губерниях подход был другой.
В Москве все обстояло с точностью до наоборот. Доля холостых, никогда
не женатых мужчин, которые вступили в брак со вдовами, составляла
от 70% до 87% в разные годы. Мещанки, которые вступали во второй
брак, могли быть и на 5, и на 10 лет моложе своих повторных суженых.
И вдовы, и вдовцы вступали снова в брак практически в одной пропорции:
52% и 48%.
А виноват в этом был все тот же проклятый "квартирный вопрос",
о котором уже в 20-м веке писал Михаил Булгаков.
Мещанство активно пополнялось за счет вольноотпущенных крестьян
и небогатых разночинцев, у которых не было своей собственности во
второй столице. Если у вдовы была хоть какая-то недвижимость, она
была чрезвычайно востребована на брачном рынке.
Свадьбы между такими парами игрались без долгих прелюдий. Романтические
отношения не играли никакой роли, все происходило через посредников.
Купцы пользовались услугами профессиональных свах, а мещане полагались
на вкус родственников. Главное условия брака - у невесты должна
быть собственность. Для этого перед принятием решения о браке устраивались
смотрины, когда семья жениха оценивала жилищные условия для своего
сына.
Со свадьбой не тянули - если осмотр оказывался удовлетворительным,
через неделю-полторы молодые уже жили в законном браке. Деньгами
на свадьбе не швырялись, все было скромно и чинно. Только дворяне
праздновали по-европейски, с мальчишниками и балами после венчания.
Был еще один город в Российской империи, где ситуация со вдовами
резко отличалась от общей. Речь идет о Севастополе, где на одну
женщину приходилось 9-10 молодых здоровых мужчин. Демографический
разрыв был так велик, что вдовы выходили замуж не раз и не два.
Некоторые ухитрялись сочетаться узами законного брака по три раза,
что для остальной страны было просто невозможно представить. Так
что поговорки про горькую вдовью долю в Севастополе не действовали.
Скорее, обстановка напоминала оперетту Легара.