Ведомства поспорили о средствах на переселение
россиян с Крайнего Севера
Власти за год не договорились о финансировании переезда
россиян из закрывающихся поселков
Министерства за год не смогли договориться о финансировании переселения
россиян из пяти закрывающихся поселков. В целом на переезд с Крайнего
Севера претендуют 170 тыс. семей, но в бюджет заложены субсидии
менее чем для 1% из них
Минстрой, Минфин и Минэкономразвития почти год не могут урегулировать
разногласия по финансированию мероприятий по переселению граждан
из пяти закрывающихся населенных пунктов на Крайнем Севере и приравненных
к ним территориях, следует из переписки ведомств (есть у РБК, ее
подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документов).
Как следует из доклада замминистра экономического развития Дмитрия
Вахрукова в правительство от мая 2023 года, Минэкономики с августа
2022 года запрашивает у Минстроя и Минфина предложения по решению
проблемы.
Средства ищут на переселение россиян из отдаленных территорий Магаданской
области и Приморского края, а именно сел Таежное и Молодежное, поселков
Мадаун, Транспортный, имени Гастелло Тенькинского района. После
того как вопрос с финансированием будет решен, правительство сможет
согласовать предложения губернаторов этих регионов о закрытии перечисленных
населенных пунктов. Ранее проекты согласующих распоряжений правительства,
подготовленные Минэкономразвития, уже возвращались из аппарата кабмина
в связи с "отсутствием источников финансирования", говорится
в материалах.
Минстрой в переписке настаивает, что перераспределением средств
в рамках уже выделенного в бюджете финансирования профильной госпрограммы
проблему не решить и необходимо изыскивать дополнительные средства.
В Минэкономразвития их оценивают в сумму чуть больше 1 млрд руб.
Минфин же сообщает, что Минстрой не запрашивал финансирование конкретно
этих закрывающихся поселков, но запрашивал деньги в целом на решение
проблемы с переселением жителей из северных населенных пунктов -
и эти суммы в десятки раз превышали заложенные в бюджете. В таком
финансировании ведомству было отказано.
В Минэкономразвития и аппарате правительства перенаправили запрос
РБК в Минвостокразвития, в Минфине - в Минстрой. В указанных ведомствах
не ответили на вопросы РБК. Суть программы переселения
За россиянами, выезжающими из закрывающихся по решению властей населенных
пунктов, с 2012 года законодательно закреплено право получения субсидий
на покупку жилья. Субсидии выдаются из федерального бюджета в рамках
госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации", они рассчитываются
исходя из состава семьи, а также нормативов по размеру жилой площади
на человека и стоимости квадратного метра жилья в целом по России.
Последний показатель утверждается Минстроем: на второе полугодие
2023 года он составляет 93 457 руб. Получить льготу можно только
один раз, для этого необходимо встать на учет и дождаться своей
очереди.
Право на аналогичные субсидии в рамках всей госпрограммы имеют не
только граждане, чьи населенные пункты закрыли, но и те, кто, например,
проработал на Крайнем Севере не менее 15 лет, инвалиды I и II групп,
пенсионеры и безработные, прожившие или проработавшие на этих территориях
определенное количество лет. На переселение всех указанных категорий
(кроме переселенцев из закрывающихся поселков) в действующем законе
о бюджете предусмотрено 4,5 млрд руб. ежегодно. Отказ от перераспределения средств
Минстрой настаивает на недостаточности существующего финансирования
переселения с северных территорий в целом - как в связи с закрытием
населенных пунктов, так и по другим причинам, следует из письма
замминистра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина в Минэкономразвития
(также есть у РБК).
"По состоянию на 1 января 2022 года на учете для переселения
из указанных районов и местностей состояли 170,3 тыс. семей. То
есть предусмотренный федеральным бюджетом объем финансирования (4,5
млрд руб. - РБК) позволяет предоставить жилищные субсидии только
0,59% граждан от общего количества, претендующих на их получение",
- отмечает Стасишин.
В связи с этим обеспечить жильем граждан, выезжающих из закрывающихся
населенных пунктов, за счет перераспределения средств внутри госпрограммы
не представляется возможным, указывает замминистра. Он обращает
внимание, что к решению проблемы привлекаются в том числе частные
компании, например "Норникель". Как сообщили РБК в организации,
"Норникель" действительно софинансирует программу по предоставлению
выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в Норильске,
в районах с благоприятными условиями проживания. В 2021-2024 годах
компания направляет 3,32 млрд руб. на эти цели.
"По мнению Минстроя, переселение граждан из закрывающихся населенных
пунктов, в том числе расположенных на территории Магаданской области
и Приморского края, <...> должно осуществляться за счет выделяемых
дополнительных бюджетных ассигнований", - пишет Стасишин.
Эту позицию в целом разделяет и Минэкономразвития. Ведомство попросило
вице-премьера Марата Хуснуллина выделить дополнительные средства
на переселение россиян из указанных территорий, принимая во внимание
"регулярно поступающие" письма Генеральной прокуратуры,
обращения уполномоченного по правам человека и депутатов Госдумы.
"Минэкономразвития просит вас рассмотреть возможность выделения
Минстрою из резервного фонда правительства Российской Федерации
дополнительных бюджетных ассигнований в целях обеспечения реализации
мероприятий по закрытию населенных пунктов в рамках госпрограммы",
- говорится в докладе Вахрукова.
По оценке Минэка, объем дополнительных средств на эти цели немного
превысит 1 млрд руб. Дискуссия о дополнительном финансировании
При формировании федерального бюджета на 2023-2025 годы Минстрой
предложения по выделению дополнительных средств на реализацию мероприятий
по переселению граждан из закрывающихся населенных пунктов не направлял,
отмечает замминистра финансов Ирина Окладникова (ее письмо в Минэкономразвития
также есть в распоряжении РБК). Вместе с тем Минстрой просил значительно
увеличить финансирование переезда в целом.
"Минстроем была заявлена дополнительная потребность в объеме
258,8 млрд руб. на 2023-2025 годы на обеспечение жильем граждан,
выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
которая не была поддержана правительственной комиссией по бюджетным
проектировкам <...> в связи с необходимостью проработки вопроса
снижения стоимости одного квадратного метра жилья в целях обеспечения
отдельных категорий граждан жильем", - говорится в письме Окладниковой.
Сейчас Минстрой совместно с Минфином продолжают "масштабную
работу" по совершенствованию способов обеспечения жильем отдельных
категорий граждан, в том числе в части применения "альтернативных
механизмов" - рассматривать вопрос финансирования можно будет
после завершения этой работы, заключает замминистра. Федеральный
бюджет на 2024-2026 годы будет готовиться и вноситься в Госдуму
в сентябре. Противоречие в принятии решений
Проблема в том, что решение о переселении людей из населенного пункта
принимает субъект, а финансирование должно происходить за счет средств
федерального бюджета, считает профессор географического факультета
МГУ Наталья Зубаревич. "Переселение происходит еще с 1990-х
годов, и это сложная история. Люди брали ваучеры на покупку жилья,
покупали его, но возвращались к себе (на северные территории)",
- напоминает она.
По мнению эксперта, субсидировать переселение необходимо, особенно
если это касается семей с детьми. "Хотя речь не о больших суммах,
федеральному центру сейчас не до этого", - отмечает она. В
результате кто может, тот уезжает сам. "Остаются старики, маргиналы,
спивающиеся семьи. У нас 10% сельских поселений практически без
населения", - констатирует Зубаревич.
Начиная с 1990-х население Севера России и Нечерноземья сильно сократилось,
закрылись сотни поселений, говорит директор центра экономической
географии и регионалистики в РАНХиГС Степан Земцов. "Чаще всего
это происходит с ресурсным городками, где заканчивается основное
сырье, которое добывали местные жители (уголь, нефть, металлы и
т.д.), или его добыча становится нерентабельной. Если главное предприятие
закрывается, из города быстро уезжает население, его становится
недостаточно для поддержания широкой социальной и жилищно-коммунальной
инфраструктуры, а государству нерентабельно его обслуживание",
- объясняет он.
Кроме жилищных субсидий государство могло бы применять различного
рода беспроцентные ссуды для приобретения жилья, предоставление
арендного государственного жилья в регионе назначения, добавляет
Земцов.
Екатерина ВИНОГРАДОВА, Инна ДЕГОТЬКОВА.
При участии Тимофей ДЗЯДКО. РБК, 4 августа 2023 года