Для цитирования: Щербакова
Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную
защиту в ЕС-28
Некоторые социальные пособия, предоставляемые в денежной
форме, подлежат налогообложению. Поэтому часть социальных пособий
потенциально может быть возвращена в государственную казну через
налоги и социальные взносы, и, таким образом, валовые социальные
расходы (сами пособия без учета административных издержек и прочих
расходов) могут превышать так называемые «чистые» расходы. Действительно,
по данным за 2012 год почти 8% валовых социальных расходов вернулись
в фискальную систему: валовые социальные расходы составили 28,4%
ВВП, чистые – 26,1% ВВП, или 92,1% от валовых социальных расходов
(рис. 19). В большинстве стран Восточной Европы (Болгарии, Чехии,
Хорватии, Венгрии, Румынии, Литве, Словакии и Словении), а также
в Ирландии, на Кипре и Мальте в фискальную систему возвращается
относительно небольшая часть - менее 3% - валовых социальных расходов.
В странах Северной Европы (Дании, Финляндии и Швеции), в некоторых
странах Центральной Европы (Бельгии, Германии, Люксембурге, Нидерландах
и Австрии), а также в Италии и Польше в фискальную систему возвращается
более 7,5% валовых социальных расходов. В Дании и Нидерландах эта
величина превышает 15%. В целом, доля возвращаемых средств выше
в странах с более высоким уровнем валовых социальных расходов, а
использование показателя чистых социальных расходов сокращает различия
между странами. Так, если величина валовых социальных расходов варьируется
от 13,8% ВВП в Латвии до 33,1% ВВП в Дании, то величина чистых социальных
расходов – от 13,3% ВВП в Латвии до 30,8% ВВП в Ирландии.
Рисунок 19. Общие (валовые) и чистые социальные
расходы в странах ЕС-28, 2012 год, % от ВВП
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).
На величину возвращаемых в фискальную систему валовых
социальных расходов влияет доля пособий, подлежащих налогообложению,
и применяемые ставки налогообложения.
По данным за 2012 год, в целом по ЕС-28 54,1% суммы
предоставленных социальных пособий подлежали налогообложению (рис.
20). Еще 11,0% были также предоставлены в денежной форме, но не
подлежали налогообложению, а 34,9% были предоставлены в натуральной
форме (жилье, лечение и т.п.) и обычно освобождены от налогообложения.
Важно отметить, что часть получателей пособий, подлежащих налогообложению,
освобождаются от уплаты налогов и взносов, если совокупные доходы
меньше минимального порогового уровня, начиная с которого налоги
взимаются.
В большинстве стран ЕС-28 более половины валовых социальных
расходов подлежат налогообложению. Исключение составляют Болгария,
Чехия, Словакия, Литва, Кипр и Великобритания. Выше всего доля социальных
пособий, подлежащих налогообложению, в Польше (71,2%), в Греции,
Италии, Эстонии, Латвии и Франции она превышает 60%, хотя в Эстонии,
Франции и Латвии в фискальную систему возвращается менее 3% валовых
социальных расходов. С другой стороны, в Болгарии, Чехии, Словакии,
Ирландии и Литве менее 10% суммы социальных пособий подлежат налогообложению.
Доля социальных расходов, предоставляемых в натуральной
форме, составляет от 19,0% на Кипре до 45,8% в Швеции. Помимо Швеции
она высока в Дании (41,2%), Великобритании, Нидерландах, Финляндии
(по 39%), а также в Германии, Франции и Ирландии (36-37%).
Рисунок 20. Распределение социальных пособий
в странах ЕС-28 по форме предоставления, 2012 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben, spr_exp_eur).
Средняя комбинированная ставка налогообложения (всех
налогов и социальных взносов), применявшаяся к социальным пособиям
в Европейском союзе в 2012 году, составляла 14,6%. Ее величина варьировалась
от 2,2% в Румынии до 32,5% в Нидерландах (рис. 21).
По отношению ко всем социальным выплатам комбинированная
ставка налогообложения в среднем составила 7,9% (поскольку только
54,1% совокупность стоимости социальных пособий подлежит налогообложению).
В Нидерландах она превышала 18%, в Дании составила почти 16%. В
Ирландии, Словакии, Чехии и Болгарии ее величина была несущественной
(менее 1%), поскольку доля пособий, подлежащих налогообложению,
незначительна, хотя применяемая ставка налогообложения достаточно
высока.
Рисунок 21. Комбинированная ставка налогообложения
социальных расходов в странах ЕС-28, 2012 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).
Величина части валовых социальных расходов, возвращаемых
в фискальную систему, различается в зависимости от назначения социальной
помощи. Если доля чистых социальных затрат в расходах на обеспечение
жильем составляет 100% (предоставляется в натуральной форме), то
в расходах на социальную защиту в связи со старостью – 86,8% (рис.
22). В социальных пособиях, предоставляемых с предварительной проверкой
денежных доходов защищаемых, она близка к 100% (выплачиваются при
определенном, низком уровне доходов), а в сумме социальных пособий,
выплачиваемых без предварительной проверки денежных доходов, - 91,3%.
Рисунок 22. Доля чистых расходов по отдельным
видам социальных расходов в ЕС-28, 2012 год, % от общих расходов
соответствующего вида
* на рис. 22-24 - пособия группам населения с низкими
доходами, которые не могут быть отнесены к иным областям социальной
политики, реабилитация лиц, зависимых от алкоголя и наркотических
веществ, и иные социальные услуги
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).
Различия в доле чистых расходов по отдельным видам социальных
расходов связаны с разными формами их предоставления. Если поддержка
в обеспечении жильем предоставляется только в натуральной форме,
то в поддержке по случаю смерти члена семьи помощь в натуральной
форме незначительна (0,8% по данным за 2012 год). Невелика она и
в расходах на социальную защиту в связи со старостью (3,9%) и безработицей
(6,0%). Более существенная часть помощи предоставляется в натуральной
форме при социальной защите семей с детьми (32,1%) и инвалидов (27,7%),
в связи с болезнью и лечением (88,1%) и другими видами социальной
поддержки (28,3%).
В социальных расходах на поддержку семей с детьми, инвалидов,
безработных и других уязвимых групп населения значительна часть
помощи, предоставляемой в денежной форме, но не подлежащей налогообложению
(рис. 23).
Рисунок 23. Распределение социальных расходов
отдельных видов по форме предоставления, ЕС-28, 2012 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben, spr_exp_eur
and spr_exp_fto).
В результате, выше всего комбинированная ставка налогообложения
социальных пособий, подлежащих налогообложению, которые выплачиваются
в связи с болезнью (25,8%) (рис. 24). Ниже комбинированная ставка
налогообложения социальных пособий, подлежащих налогообложению,
которые выплачиваются по старости (14,6%), инвалидности (13,5%),
в связи со смертью члена семьи (12,4%), по безработице (11,8%),
на поддержку семей с детьми (9,7%) и другие виды социальной поддержки
(8,7%).
Из-за разного состава социальной помощи по формам предоставления
комбинированные ставки налогообложения всех социальных пособий определенного
назначения предстают несколько иными. Выше всего она для социальных
расходов по старости (13,2%) и по случаю смерти члена семьи (11,4%),
а ниже всего – для социальных расходов на поддержку семей с детьми
(2,1%), в связи с болезнью и лечением (2,9%) и другими видами социальной
поддержки (2,5%). Расходы на обеспечение жильем, как уже говорилось,
налогообложению не подлежат, так как предоставляются только в натуральной
форме.
Рисунок 24. Комбинированная ставка налогообложения
социальных расходов по отдельным видам, ЕС-28, 2012 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).
Источники: Eurostat –
ESSPROS Manual and user guidelines. The European System
of integrated Social PROtection Statistics (ESSPROS) / Methodologies
and Working papers. 2012 edition – http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guidelines/-/KS-RA-12-014
;
EU in the world - 2016 edition
http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-statistical-books/-/KS-EX-16-001
Social protection statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Social_protection_statistics
;
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/social_protection/introduction
|