Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Социальные расходы в ЕС-28

В группе G20 на социальную защиту больше всего тратят в ЕС-28 – свыше четверти ВВП

На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП в Латвии до 34% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту остаются социальные взносы и отчисления, но в 2013 году их доля снизилась

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью, болезнями и лечением

Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную защиту в ЕС-28

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную защиту в ЕС-28

Некоторые социальные пособия, предоставляемые в денежной форме, подлежат налогообложению. Поэтому часть социальных пособий потенциально может быть возвращена в государственную казну через налоги и социальные взносы, и, таким образом, валовые социальные расходы (сами пособия без учета административных издержек и прочих расходов) могут превышать так называемые «чистые» расходы. Действительно, по данным за 2012 год почти 8% валовых социальных расходов вернулись в фискальную систему: валовые социальные расходы составили 28,4% ВВП, чистые – 26,1% ВВП, или 92,1% от валовых социальных расходов (рис. 19). В большинстве стран Восточной Европы (Болгарии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Литве, Словакии и Словении), а также в Ирландии, на Кипре и Мальте в фискальную систему возвращается относительно небольшая часть - менее 3% - валовых социальных расходов. В странах Северной Европы (Дании, Финляндии и Швеции), в некоторых странах Центральной Европы (Бельгии, Германии, Люксембурге, Нидерландах и Австрии), а также в Италии и Польше в фискальную систему возвращается более 7,5% валовых социальных расходов. В Дании и Нидерландах эта величина превышает 15%. В целом, доля возвращаемых средств выше в странах с более высоким уровнем валовых социальных расходов, а использование показателя чистых социальных расходов сокращает различия между странами. Так, если величина валовых социальных расходов варьируется от 13,8% ВВП в Латвии до 33,1% ВВП в Дании, то величина чистых социальных расходов – от 13,3% ВВП в Латвии до 30,8% ВВП в Ирландии.

Рисунок 19. Общие (валовые) и чистые социальные расходы в странах ЕС-28, 2012 год, % от ВВП

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).

На величину возвращаемых в фискальную систему валовых социальных расходов влияет доля пособий, подлежащих налогообложению, и применяемые ставки налогообложения.

По данным за 2012 год, в целом по ЕС-28 54,1% суммы предоставленных социальных пособий подлежали налогообложению (рис. 20). Еще 11,0% были также предоставлены в денежной форме, но не подлежали налогообложению, а 34,9% были предоставлены в натуральной форме (жилье, лечение и т.п.) и обычно освобождены от налогообложения. Важно отметить, что часть получателей пособий, подлежащих налогообложению, освобождаются от уплаты налогов и взносов, если совокупные доходы меньше минимального порогового уровня, начиная с которого налоги взимаются.

В большинстве стран ЕС-28 более половины валовых социальных расходов подлежат налогообложению. Исключение составляют Болгария, Чехия, Словакия, Литва, Кипр и Великобритания. Выше всего доля социальных пособий, подлежащих налогообложению, в Польше (71,2%), в Греции, Италии, Эстонии, Латвии и Франции она превышает 60%, хотя в Эстонии, Франции и Латвии в фискальную систему возвращается менее 3% валовых социальных расходов. С другой стороны, в Болгарии, Чехии, Словакии, Ирландии и Литве менее 10% суммы социальных пособий подлежат налогообложению.

Доля социальных расходов, предоставляемых в натуральной форме, составляет от 19,0% на Кипре до 45,8% в Швеции. Помимо Швеции она высока в Дании (41,2%), Великобритании, Нидерландах, Финляндии (по 39%), а также в Германии, Франции и Ирландии (36-37%).

Рисунок 20. Распределение социальных пособий в странах ЕС-28 по форме предоставления, 2012 год, %

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben, spr_exp_eur).

Средняя комбинированная ставка налогообложения (всех налогов и социальных взносов), применявшаяся к социальным пособиям в Европейском союзе в 2012 году, составляла 14,6%. Ее величина варьировалась от 2,2% в Румынии до 32,5% в Нидерландах (рис. 21).

По отношению ко всем социальным выплатам комбинированная ставка налогообложения в среднем составила 7,9% (поскольку только 54,1% совокупность стоимости социальных пособий подлежит налогообложению). В Нидерландах она превышала 18%, в Дании составила почти 16%. В Ирландии, Словакии, Чехии и Болгарии ее величина была несущественной (менее 1%), поскольку доля пособий, подлежащих налогообложению, незначительна, хотя применяемая ставка налогообложения достаточно высока.

Рисунок 21. Комбинированная ставка налогообложения социальных расходов в странах ЕС-28, 2012 год, %

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).

Величина части валовых социальных расходов, возвращаемых в фискальную систему, различается в зависимости от назначения социальной помощи. Если доля чистых социальных затрат в расходах на обеспечение жильем составляет 100% (предоставляется в натуральной форме), то в расходах на социальную защиту в связи со старостью – 86,8% (рис. 22). В социальных пособиях, предоставляемых с предварительной проверкой денежных доходов защищаемых, она близка к 100% (выплачиваются при определенном, низком уровне доходов), а в сумме социальных пособий, выплачиваемых без предварительной проверки денежных доходов, - 91,3%.

Рисунок 22. Доля чистых расходов по отдельным видам социальных расходов в ЕС-28, 2012 год, % от общих расходов соответствующего вида

* на рис. 22-24 - пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к иным областям социальной политики, реабилитация лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные услуги

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).

Различия в доле чистых расходов по отдельным видам социальных расходов связаны с разными формами их предоставления. Если поддержка в обеспечении жильем предоставляется только в натуральной форме, то в поддержке по случаю смерти члена семьи помощь в натуральной форме незначительна (0,8% по данным за 2012 год). Невелика она и в расходах на социальную защиту в связи со старостью (3,9%) и безработицей (6,0%). Более существенная часть помощи предоставляется в натуральной форме при социальной защите семей с детьми (32,1%) и инвалидов (27,7%), в связи с болезнью и лечением (88,1%) и другими видами социальной поддержки (28,3%).

В социальных расходах на поддержку семей с детьми, инвалидов, безработных и других уязвимых групп населения значительна часть помощи, предоставляемой в денежной форме, но не подлежащей налогообложению (рис. 23).

Рисунок 23. Распределение социальных расходов отдельных видов по форме предоставления, ЕС-28, 2012 год, %

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben, spr_exp_eur and spr_exp_fto).

В результате, выше всего комбинированная ставка налогообложения социальных пособий, подлежащих налогообложению, которые выплачиваются в связи с болезнью (25,8%) (рис. 24). Ниже комбинированная ставка налогообложения социальных пособий, подлежащих налогообложению, которые выплачиваются по старости (14,6%), инвалидности (13,5%), в связи со смертью члена семьи (12,4%), по безработице (11,8%), на поддержку семей с детьми (9,7%) и другие виды социальной поддержки (8,7%).

Из-за разного состава социальной помощи по формам предоставления комбинированные ставки налогообложения всех социальных пособий определенного назначения предстают несколько иными. Выше всего она для социальных расходов по старости (13,2%) и по случаю смерти члена семьи (11,4%), а ниже всего – для социальных расходов на поддержку семей с детьми (2,1%), в связи с болезнью и лечением (2,9%) и другими видами социальной поддержки (2,5%). Расходы на обеспечение жильем, как уже говорилось, налогообложению не подлежат, так как предоставляются только в натуральной форме.

Рисунок 24. Комбинированная ставка налогообложения социальных расходов по отдельным видам, ЕС-28, 2012 год, %

Источник: Eurostat (online data code: spr_net_ben).

Источники: Eurostat –

ESSPROS Manual and user guidelines. The European System of integrated Social PROtection Statistics (ESSPROS) / Methodologies and Working papers. 2012 edition – http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guidelines/-/KS-RA-12-014 ;

EU in the world - 2016 edition
http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-statistical-books/-/KS-EX-16-001

Social protection statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Social_protection_statistics ;

Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/social_protection/introduction

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.