|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП
в Латвии до 34% во Франции
Рост расходов на социальную защиту, сопоставленных с
величиной ВВП, может быть связан как с ростом объема самих расходов,
так и со снижением ВВП, которое наблюдается в период экономических
кризисов и рецессии.
При сравнении ЕС-28 с другими странами «двадцатки» Евростат
приводит оценки доли расходов на социальную защиту как доли от ВВП
за 2003 и 2013 годы. Однако в базе данных Евростата о социальных
расходах оценки по ЕС-28 представлены только для 2008-2012 годов,
а для ЕС-27 (без Хорватии) – для 2005-2012 годов, причем они совпадают
для одних и тех же годов (2008-2012). Они показывают, что до 2007
года расходы на социальную защиту сокращались, снизившись с 26,3%
ВВП в 2005 году до 25,4% ВВП в 2007 году, за счет более быстрого
роста ВВП по сравнению с абсолютным объемом социальных расходов
(рис. 7). Замедление экономического роста в 2008 году и сокращение
ВВП в 2009 году в результате финансово-экономического кризиса при
сохранении достаточно стабильного роста объемов расходов на социальную
защиту привело к заметному повышению их доли в ВВП – до 28,8% в
2009 году. С восстановлением экономического роста расходы на социальную
защиту, соотнесенные с величиной ВВП, вновь стали снижаться. Несмотря
на экономическую рецессию, темпы прироста ВВП в 2010-2011 годах
превышали темы прироста социальных расходов, и в 2011 году социальные
расходы снизились до 28,3% ВВП. В 2012 году объем социальных расходов
увеличился в большей степени, чем ВВП, и их доля от ВВП возросла
до 28,6%.
Рисунок 7. Изменение ВВП и социальных расходов
в ЕС-28, 2005-2013* годы, %
* Оценка социальных расходов в процентах от ВВП
за 2013 год по: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/
The_EU_in_the_world_-_living_conditions
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum, nama_10_gdp).
Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28 существенно
различаются. По данным за 2013 год, они составляли от 14,4% ВВП
в Латвии до 33,7% ВВП во Франции (рис. 8). Помимо Франции высоким
уровнем социальных расходов отличаются Дания, Греция, Нидерланды,
Финляндия, Бельгия и Швеция, в которых расходы на социальную защиту
составляют не менее 30% ВВП.
По сравнению с 2003 годом, в большинстве стран ЕС-28
расходы на социальную защиту возросли. Снижение отмечалось в Польше
(-3,3 процентного пункта ВВП), Германии (-0,8), Швеции (-0,4), Венгрии
(-0,1).
В 2003 году расходы на социальную защиту составляли
от 2,6% ВВП в Эстонии до 30,4% в Швеции.
Рисунок 8. Расходы на социальную защиту в странах
ЕС-28, 2003* и 2013** годы, % от ВВП
* Болгария – 2005 год, Хорватия – 2008 год.
** Греция и Польша – 2012 год.
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
Возможно, более наглядно выражение социальных расходов
как среднедушевой величины за год (весь объем расходов на социальную
защиту соотносится с численностью постоянного населения). В 2013
году расходы на социальную защиту составили от 1017 евро на человека
в текущих ценах в Болгарии до 19764 в Люксембурге[4]
(рис. 9). Высоким уровнем расходов на социальную защиту, помимо
Люксембурга, отличаются также Дания, Швеция, Нидерланды, Финляндия,
Австрия, Франция, Бельгия, Германия (от 10 до 15 тысяч евро на человека
в год). В среднем по ЕС-28 социальные расходы на душу населения
составляли 7618 евро (по данным за 2012 год).
К странам с низким уровнем социальных расходов, помимо
Болгарии, относятся Румыния (1066 евро на человека), а также Латвия,
Литва и Польша (от 1634 до 1811 евро на человека).
Величина среднедушевых расходов на социальную защиту
в постоянных ценах 2005 года увеличивалась в ЕС-28 в среднем на
1,4% в год. Примерно две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28
приходится на четыре страны – Великобританию, Германию, Францию
и Италию. Самые высокие темпы прироста социальных расходов в 2006-2013
годы наблюдались во Франции (в среднем на 1,5% в год), самые низкие
(0,5%) – в Италии. В 2013 году среднедушевые расходы на социальную
защиту составляли от 758 евро в Болгарии до 16835 в Люксембурге,
а в целом по ЕС-28 – 6777.
Рисунок 9. Расходы на социальную защиту в странах
ЕС-28, 2013* год, € на душу населения в текущих
и постоянных (2005 года) ценах
* Греция, Ирландия, Польша и ЕС-28 в целом – 2012
год.
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
Чтобы избежать влияния различий в уровнях цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)[5]
на душу населения. В 2013 году среднедушевые расходы на социальную
защиту составляли от 2205 стандартов покупательной силы в Румынии
до 14662 в Люксембурге (рис. 10). При использовании такой единицы
измерения различия между странами ЕС-28 сократились до 6,7 раза
против 19,4 раза при измерении социальных расходов в текущих ценах
в евро. Кроме того, изменились ранги стран с самыми высокими и с
самыми низкими уровнями среднедушевых расходов на социальную защиту.
Более высокие расходы на социальную защиту, как правило,
хотя и не напрямую, связаны с уровнем экономического развития. Величина
социальных расходов зависит от особенностей систем социальной защиты,
демографических тенденций, уровня безработицы и ряда других социальных,
институциональных и экономических факторов.
Между величиной среднедушевых расходов на социальную
защиту, выраженных в стандартах покупательной силы (СПС) и в процентах
от ВВП наблюдается прямая зависимость. Заметное исключение составляют
только Люксембург (самый высокий уровень социальных расходов в СПС
на душу населения при относительно низкой доле социальных расходов
в процентах от ВВП) и Греция (сравнительно низкий уровень среднедушевых
расходов при высокой доле социальных расходов от ВВП). Страны с
высокими расходами на социальную защиту в процентах от ВВП (более
28,6%) достаточно однородны по уровню среднедушевых расходов на
социальную защиту, выраженных в СПС. Различия относительно невелики
и среди стран с низкой долей социальных расходов (менее 18,4% ВВП).
Рисунок 10. Расходы на социальную защиту в странах
ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной силы
(СПС) на душу населения и % ВВП
* Греция, Польша и ЕС-28 в целом – 2012 год.
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
[4] Более высокие показатели
по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что социальные пособия (в
первую очередь, на лечение и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются
гражданам, проживающим за пределами страны.
[5] Стандарт покупательной
силы (PPS, Purchasing Power Standards)– единица, независимая от
какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет
устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость
рассчитывается на основе паритетов покупательной способности.
|