Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Социальные расходы в ЕС-28

В группе G20 на социальную защиту больше всего тратят в ЕС-28 – свыше четверти ВВП

На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП в Латвии до 34% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту остаются социальные взносы и отчисления, но в 2013 году их доля снизилась

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью, болезнями и лечением

Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную защиту в ЕС-28

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП в Латвии до 34% во Франции

Рост расходов на социальную защиту, сопоставленных с величиной ВВП, может быть связан как с ростом объема самих расходов, так и со снижением ВВП, которое наблюдается в период экономических кризисов и рецессии.

При сравнении ЕС-28 с другими странами «двадцатки» Евростат приводит оценки доли расходов на социальную защиту как доли от ВВП за 2003 и 2013 годы. Однако в базе данных Евростата о социальных расходах оценки по ЕС-28 представлены только для 2008-2012 годов, а для ЕС-27 (без Хорватии) – для 2005-2012 годов, причем они совпадают для одних и тех же годов (2008-2012). Они показывают, что до 2007 года расходы на социальную защиту сокращались, снизившись с 26,3% ВВП в 2005 году до 25,4% ВВП в 2007 году, за счет более быстрого роста ВВП по сравнению с абсолютным объемом социальных расходов (рис. 7). Замедление экономического роста в 2008 году и сокращение ВВП в 2009 году в результате финансово-экономического кризиса при сохранении достаточно стабильного роста объемов расходов на социальную защиту привело к заметному повышению их доли в ВВП – до 28,8% в 2009 году. С восстановлением экономического роста расходы на социальную защиту, соотнесенные с величиной ВВП, вновь стали снижаться. Несмотря на экономическую рецессию, темпы прироста ВВП в 2010-2011 годах превышали темы прироста социальных расходов, и в 2011 году социальные расходы снизились до 28,3% ВВП. В 2012 году объем социальных расходов увеличился в большей степени, чем ВВП, и их доля от ВВП возросла до 28,6%.

Рисунок 7. Изменение ВВП и социальных расходов в ЕС-28, 2005-2013* годы, %

* Оценка социальных расходов в процентах от ВВП за 2013 год по: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/
The_EU_in_the_world_-_living_conditions

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum, nama_10_gdp).

Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28 существенно различаются. По данным за 2013 год, они составляли от 14,4% ВВП в Латвии до 33,7% ВВП во Франции (рис. 8). Помимо Франции высоким уровнем социальных расходов отличаются Дания, Греция, Нидерланды, Финляндия, Бельгия и Швеция, в которых расходы на социальную защиту составляют не менее 30% ВВП.

По сравнению с 2003 годом, в большинстве стран ЕС-28 расходы на социальную защиту возросли. Снижение отмечалось в Польше (-3,3 процентного пункта ВВП), Германии (-0,8), Швеции (-0,4), Венгрии (-0,1).

В 2003 году расходы на социальную защиту составляли от 2,6% ВВП в Эстонии до 30,4% в Швеции.

Рисунок 8. Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28, 2003* и 2013** годы, % от ВВП

* Болгария – 2005 год, Хорватия – 2008 год.
** Греция и Польша – 2012 год.

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

Возможно, более наглядно выражение социальных расходов как среднедушевой величины за год (весь объем расходов на социальную защиту соотносится с численностью постоянного населения). В 2013 году расходы на социальную защиту составили от 1017 евро на человека в текущих ценах в Болгарии до 19764 в Люксембурге[4] (рис. 9). Высоким уровнем расходов на социальную защиту, помимо Люксембурга, отличаются также Дания, Швеция, Нидерланды, Финляндия, Австрия, Франция, Бельгия, Германия (от 10 до 15 тысяч евро на человека в год). В среднем по ЕС-28 социальные расходы на душу населения составляли 7618 евро (по данным за 2012 год).

К странам с низким уровнем социальных расходов, помимо Болгарии, относятся Румыния (1066 евро на человека), а также Латвия, Литва и Польша (от 1634 до 1811 евро на человека).

Величина среднедушевых расходов на социальную защиту в постоянных ценах 2005 года увеличивалась в ЕС-28 в среднем на 1,4% в год. Примерно две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 приходится на четыре страны – Великобританию, Германию, Францию и Италию. Самые высокие темпы прироста социальных расходов в 2006-2013 годы наблюдались во Франции (в среднем на 1,5% в год), самые низкие (0,5%) – в Италии. В 2013 году среднедушевые расходы на социальную защиту составляли от 758 евро в Болгарии до 16835 в Люксембурге, а в целом по ЕС-28 – 6777.

Рисунок 9. Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28, 2013* год, € на душу населения в текущих и постоянных (2005 года) ценах

* Греция, Ирландия, Польша и ЕС-28 в целом – 2012 год.

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

Чтобы избежать влияния различий в уровнях цен на одинаковые товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах покупательной силы (СПС)[5] на душу населения. В 2013 году среднедушевые расходы на социальную защиту составляли от 2205 стандартов покупательной силы в Румынии до 14662 в Люксембурге (рис. 10). При использовании такой единицы измерения различия между странами ЕС-28 сократились до 6,7 раза против 19,4 раза при измерении социальных расходов в текущих ценах в евро. Кроме того, изменились ранги стран с самыми высокими и с самыми низкими уровнями среднедушевых расходов на социальную защиту.

Более высокие расходы на социальную защиту, как правило, хотя и не напрямую, связаны с уровнем экономического развития. Величина социальных расходов зависит от особенностей систем социальной защиты, демографических тенденций, уровня безработицы и ряда других социальных, институциональных и экономических факторов.

Между величиной среднедушевых расходов на социальную защиту, выраженных в стандартах покупательной силы (СПС) и в процентах от ВВП наблюдается прямая зависимость. Заметное исключение составляют только Люксембург (самый высокий уровень социальных расходов в СПС на душу населения при относительно низкой доле социальных расходов в процентах от ВВП) и Греция (сравнительно низкий уровень среднедушевых расходов при высокой доле социальных расходов от ВВП). Страны с высокими расходами на социальную защиту в процентах от ВВП (более 28,6%) достаточно однородны по уровню среднедушевых расходов на социальную защиту, выраженных в СПС. Различия относительно невелики и среди стран с низкой долей социальных расходов (менее 18,4% ВВП).

Рисунок 10. Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной силы (СПС) на душу населения и % ВВП

* Греция, Польша и ЕС-28 в целом – 2012 год.

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).


[4] Более высокие показатели по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что социальные пособия (в первую очередь, на лечение и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются гражданам, проживающим за пределами страны.
[5] Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing Power Standards)– единица, независимая от какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе паритетов покупательной способности.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.