Для цитирования: Щербакова
Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Основным источником расходов на социальную защиту остаются
социальные взносы и отчисления, но в 2013 году их доля снизилась
В ЕС-28 не существует единой системы финансирования
социальной защиты. В целом по Европейскому союзу основным источником
финансирования расходов на социальную защиту являются социальные
взносы и отчисления, которые поступают как от работодателей, оплачивающим
пособия своим работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, так
и от самих защищаемых лиц - экономически занятых и самозанятых,
пенсионеров и других групп населения и домохозяйств. Важную роль
играют также государственные средства, поступающие за счет собираемых
налогов. Кроме этого, некоторая часть расходов на социальную защиту
финансируется за счет других поступлений (налоги на собственность,
дивиденды, проценты, подарки, поступления от частных лотерей и страховых
выплат).
Социальные взносы и отчисления остаются основным источником
расходов на социальную защиту, но в последние годы их доля снижалась
– от 58,3% в 2006 году (рис. 11) до 55,3% в 2012 году (рис. 12).
При этом в большей степени снизилась доля отчислений работодателей
(-2,6 процентного пункта), доля взносов защищаемых лиц снизилась
незначительно (-0,4 процентного пункта), хотя она обеспечивает и
меньшую часть расходов на социальную защиту.
Рисунок 11. Расходы на социальную защиту в ЕС-27*
по источникам поступления, 2006 год, %
* без Хорватии.
Источник: Eurostat (online data code: spr_rec_sumt).
Одновременно возросла доля поступлений государственных
средств на социальную защиту за счет собираемых налогов (+2,4 процентного
пункта). За счет них в 2012 году было профинансировано 40,5% социальных
расходов.
Доля других поступлений также увеличилась (+0,6 процентного
пункта). За счет них в 2012 году было профинансировано 4,1% социальных
расходов.
Рисунок 12. Расходы на социальную защиту в ЕС-27*
по источникам поступления, 2012 год, %
* без Хорватии.
Источник: Eurostat (online data code: spr_rec_sumt).
Средние значения по Европейскому союзу скрывают значительные
национальные различия в схемах финансирования социальных расходов.
Если в таких странах, как Эстония и Чехия более 70% средств на социальную
защиту формируется за счет социальных взносов, то в Дании преобладающая
часть средств на социальную защиту – более 60% - формируется за
счет поступающих налогов. Помимо Дании, в большей степени на государственное
финансирование опираются Великобритания, Ирландия, Кипр, Мальта
и Швеция, в которых до половины средств и более, направляемых на
цели социальной защиты, обеспечивается государственными расходами.
Эти различия связаны с историческими и институциональными
особенностями действующих систем социальной защиты. Североевропейские
страны, в которых преобладает государственное финансирование социальных
расходов, привержены «бевериджианской» традиции, согласно которой
достаточно быть нуждающимся постоянным жителем страны, чтобы претендовать
на социальную помощь. Другие страны привержены «бисмарковской» традиции,
согласно которой социальная защита основывается на концепции страхования
(в форме социальных отчислений и взносов). Со временем структура
средств на социальную защиту по источникам формирования может изменяться.
Так, по данным за 2006 год доля государственных поступлений
на социальную защиту составляла от 18,5% в Нидерландах до 62,8%
в Дании, а доля социальных взносов и отчислений – от 30,8% в Дании
до 80,4% в Эстонии (рис. 13). Доля других поступлений варьировалась
от 0,1% в Эстонии до 18,7% в Польше.
Рисунок 13. Расходы на социальную защиту в странах
ЕС-28 по источникам поступления, 2006 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_rec_sumt).
К 2013 году доля социальных взносов и отчислений как
источника средств на социальную защиту снизилась в большинстве стран
ЕС-28, особенно значительно на Мальте (-16,9 процентного пункта),
в Дании (-11,4), Хорватии, Испании, Болгарии, Чехии и Румынии (на
7-10 процентных пунктов). В семи странах ЕС-28 доля социальных взносов
и отчислений повысилась, особенно заметно в Литве (+6,7 процентного
пункта), Венгрии (+4,8) и Польше (+3,7), менее существенно – в Эстонии,
Словакии, Германии и на Кипре (на 1-2 процентных пунктов). В итоге
дифференциация по этому показателю усилилась – размах вариации увеличился
с 49,6 процентного пункта в 2006 году (от 30,8% в Дании до 80,4%
в Эстонии) до 61,7 процентного пункта в 2013 году (от 19,5% до 81,1%
в тех же странах).
Снижение доли социальных взносов и отчислений как источника
средств на социальную защиту происходило обычно на фоне повышения
доли государственных средств (и, напротив, повышение доли социальных
взносов сопровождалось доли социальных взносов). Повышение доли
государственных расходов произошло в 21 стране ЕС-28. Наиболее значительным
оно было на Мальте (+17,5 процентного пункта), в Дании (+12,8),
Болгарии и Хорватии (на 9 процентных пунктов). Снижение доли государственных
расходов отмечалось в семи странах, наибольшее в Литве (-7,3 процентного
пункта), несколько меньшее в Польше (-4,5) и Венгрии (-3,2), незначительное
– в Германии, Эстонии, Люксембурге и Латвии (на процентный пункт
и менее). В результате дифференциация и по этому показателю усилилась
– размах вариации увеличился с 44,3 процентного пункта в 2006 (от
18,5% в Нидерландах до 62,8% в Дании) до 59,3 процентного пункта
в 2013 году (от 16,4% в Польше до 75,6% в Дании).
Другие поступления играют в большинстве стран ЕС-28
не столь значительную роль, как правило, не достигая 10% от общего
объема социальных расходов. Однако роль этих источников заметно
выше в таких странах, как Польша (19,5% всех поступлений на социальную
защиту в 2013 году), Нидерланды (13,6%) и Греция (12,5%), где она
увеличилась по сравнению с 2006 годом. На Кипре и в Словакии значение
этого источника формирования социальных расходов, напротив, снизилось
по сравнению с 2006 годом.
Рисунок 14. Расходы на социальную защиту в странах
ЕС-28 по источникам поступления, 2013* год, %
* Греция и Польша – 2012 год
Источник: Eurostat (online data code: spr_rec_sumt).
Предполагается, что в долгосрочной перспективе все поступления
на социальную защиту должны быть и израсходованы именно на социальную
защиту. Однако в отдельные периоды этот баланс может нарушаться,
в том числе из-за несоответствия сроков поступления средств (отчислений
на социальные цели) и необходимости их использования (выплат на
соответствующие цели). В 2008-2013 годах поступления средств на
социальную защиту в ЕС-28 ежегодно превосходили расходы на эти цели.
В 2013 году (в последний год, для которого имеются оценки на текущий
момент) поступления на социальную защиту превосходили расходы на
2,3%: поступления составили 29,6% ВВП, расходы -28,9%.
Поступления на социальную защиту превосходили расходы
в 20 странах ЕС-28, в большинстве – не более чем на 8%. В четырех
странах превышение было более значительным: на 9,0% в Болгарии,
на 9,1% в Нидерландах, на 9,6% в Люксембурге, на 9,9% в Ирландии[6].
[6]Social protection statistics
– financing - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Social_protection_statistics_-_financing
|