Для цитирования: Щербакова
Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны
со старостью, болезнями и лечением
Различаются не только схемы финансирования расходов
на социальную защиту, но и их распределение по целям назначения
в отдельных странах Европейского союза.
Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат
или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также
в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. В ЕС-28
выделяются 8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:
- с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска
по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского
назначения);
- с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение
товарами и услугами для инвалидов, исключая медицинские услуги);
- со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии
при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами
пожилых людей, за исключением связанных с лечением, медицинской
помощью и помощью инвалидам, которые входят в другие области социальной
защиты);
- со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери
кормильца, оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи
умершего);
- с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход
за детьми (кроме медицинского обслуживания), поддержка уровня
доходов во время отпуска по беременности, родам и уходу за детьми,
выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
- с безработицей (компенсационные выплаты, выходные
пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам,
диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое
общественными организациями);
- с необходимостью поддержания стандарта жилищных
условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
- с другими целями социальной политики (пособия группам
населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к
перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация
лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные
услуги).
В целом по ЕС-28 непосредственно на социальные пособия
в 2012 году было направлено 96,1% всех социальных расходов, а 3,9%
расходов составили административные издержки (расходы на управление
и администрирование системы социальной защиты) и прочие расходы,
включая трансферты (рис. 15). Доля административных издержек и прочих
расходов варьировалась среди стран ЕС-28 от 1,0% в Венгрии до 6,7%
в Нидерландах.
Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны
со старостью (38,4% в 2012 году), болезнями и лечением (27,9%).
Третье место с довольно большим отрывом занимают расходы, связанные
с поддержкой семей с детьми (8,1%), четвертое – расходы на смягчение
рисков, связанных с инвалидностью (7,0%). Меньшие и примерно одинаковые
средств тратятся на поддержку в связи со смертью члена семьи и смягчение
рисков, связанных с безработицей. На жилье и другие цели социальной
политики, призванной смягчать последствия социальной уязвимости
расходуется примерно по 2% от общей суммы расходов на социальную
защиту.
Рисунок 15. Распределение расходов на социальную
защиту в ЕС-28 по назначению, 2012 год, %
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
Распределение пособий на социальную защиту значительно
различается по странам ЕС-28.
По данным за 2013 год, на различные пособия по старости
было направлено от 27% всех пособий на социальную защиту в Ирландии
до 53% в Латвии (рис. 16). Совокупная доля расходов на пособия в
связи со старостью и болезнями и лечением составила от 55% в Люксембурге
до 77% в Румынии.
На социальную помощь семьям с детьми приходится от 3%
всех социальных пособий в Нидерландах до 16% в Люксембурге, на социальную
помощью в связи с инвалидностью – от 3% на Кипре до 17% в Хорватии.
На поддержку в связи со смертью члена семьи тратится
менее процента всех социальных пособий в Великобритании и Эстонии,
тогда как в Польше -11%, Испании и Хорватии – по 10%, на Мальте
и в Италии – по 9% от всех общей суммы пособий на социальную защиту.
Удельный вес пособий в связи с безработицей особенно
велик в Ирландии (15%), Испании (13%) и Бельгии (12%), тогда как
в Румынии он составляет всего 1%, а в Польше, Великобритании, Венгрии
и Хорватии – по 2% от всех социальных пособий.
На поддержку в обеспечении жильем больше всего тратится
в Великобритании (5% от общей суммы социальных пособий), несколько
меньше во Франции (3%), Дании, Германии, Ирландии, Финляндии, Швеции,
Венгрии и на Кипре (по 2%).
На другие цели социальной защиты в относительном выражении
больше всего тратится в Нидерландах и на Кипре (по 5% от общей суммы
социальных пособий), несколько меньше в Литве и Дании (по 4%).
Рисунок 16. Распределение пособий на социальную
защиту в странах ЕС-28 по назначению, 2013* год, %
* ЕС-28, Греция и Польша – 2012 год
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
Чтобы сравнивать абсолютные величины пособий разного
назначения, можно воспользоваться среднедушевыми значениями различного
измерения.
Так, среднедушевой размер всех социальных пособий в
связи со старостью составлял в 2013 году от 441 евро в Болгарии
до 5707 евро в Люксембурге (рис. 17). В 9 странах ЕС-28 (Болгарии,
Румынии, Хорватии, Литве, Латвии, Польше, Эстонии, Словакии и Венгрии)
он не достигал 1000 евро на человека в год, а в трех странах (в
Люксембурге, Швеции и Дании) превышал 5000 евро на человека в год.
Если учесть различия в уровне цен, дифференциация снизится
с почти 13 раз между наибольшим и наименьшим значением в евро до
4,7 раза между значениями, пересчитанными по паритету покупательной
способности (от 944 стандартов покупательной силы в Хорватии до
4438 в Австрии). Изменятся и ранги стран по величине пособий по
старости.
Рисунок 17. Средний размер выплат на пособия
по старости в странах ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной
силы и евро на душу населения
* Греция, Польша и ЕС-28 – 2012 год
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
Среднедушевая величина всех пособий, предназначенных
для поддержки семей с детьми, варьировалась от 84 евро на человека
в Польше (по данным 2012 года) до 3094 евро на человека в Люксембурге
(рис. 18). Помимо Люксембурга, значительные средства на поддержку
семьи с детьми, хотя и по крайней мере вдвое меньшие, направляются
в Дании (1678 евро на человека), Швеции (1402), Финляндии (1213),
Ирландии (1082), Германии (1076) и Австрии (1069), тогда как в среднем
по ЕС-28 – 618 евро на человека, по данным за 2012 год. В то же
время в Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии, Хорватии и Португалии
на поддержку семьи с детьми расходуется меньше, чем по 200 евро
на человека в год. Таким образом, различия между странами по этому
показателю достигают почти 37 раз.
При пересчете по паритету покупательной способности,
среднедушевая величина совокупных пособий на поддержку семей с детьми
составила в 2013 году от 161 стандарта покупательной силы на человека
в Польше (по данным 2012 года) до 2295 СПС на человека в Люксембурге,
различия снизились до 14 раз. Ранги стран также несколько изменились.
На втором месте после Люксембурга осталась Дания (1201 СПС на человека),
Германия (1052) переместилась на третье место, а Швеция (985) –
на четвертое.
Рисунок 18. Средний размер выплат на пособия
семьям с детьми в странах ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной
силы (СПС) и евро на душу населения
* Греция, Польша и ЕС-28 – 2012 год
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).
|