Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Социальные расходы в ЕС-28

В группе G20 на социальную защиту больше всего тратят в ЕС-28 – свыше четверти ВВП

На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП в Латвии до 34% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту остаются социальные взносы и отчисления, но в 2013 году их доля снизилась

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью, болезнями и лечением

Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную защиту в ЕС-28

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью, болезнями и лечением

Различаются не только схемы финансирования расходов на социальную защиту, но и их распределение по целям назначения в отдельных странах Европейского союза.

Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. В ЕС-28 выделяются 8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:

  1. с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского назначения);
  2. с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение товарами и услугами для инвалидов, исключая медицинские услуги);
  3. со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами пожилых людей, за исключением связанных с лечением, медицинской помощью и помощью инвалидам, которые входят в другие области социальной защиты);
  4. со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца, оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи умершего);
  5. с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход за детьми (кроме медицинского обслуживания), поддержка уровня доходов во время отпуска по беременности, родам и уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
  6. с безработицей (компенсационные выплаты, выходные пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам, диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое общественными организациями);
  7. с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
  8. с другими целями социальной политики (пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные услуги).

В целом по ЕС-28 непосредственно на социальные пособия в 2012 году было направлено 96,1% всех социальных расходов, а 3,9% расходов составили административные издержки (расходы на управление и администрирование системы социальной защиты) и прочие расходы, включая трансферты (рис. 15). Доля административных издержек и прочих расходов варьировалась среди стран ЕС-28 от 1,0% в Венгрии до 6,7% в Нидерландах.

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью (38,4% в 2012 году), болезнями и лечением (27,9%). Третье место с довольно большим отрывом занимают расходы, связанные с поддержкой семей с детьми (8,1%), четвертое – расходы на смягчение рисков, связанных с инвалидностью (7,0%). Меньшие и примерно одинаковые средств тратятся на поддержку в связи со смертью члена семьи и смягчение рисков, связанных с безработицей. На жилье и другие цели социальной политики, призванной смягчать последствия социальной уязвимости расходуется примерно по 2% от общей суммы расходов на социальную защиту.

Рисунок 15. Распределение расходов на социальную защиту в ЕС-28 по назначению, 2012 год, %

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

Распределение пособий на социальную защиту значительно различается по странам ЕС-28.

По данным за 2013 год, на различные пособия по старости было направлено от 27% всех пособий на социальную защиту в Ирландии до 53% в Латвии (рис. 16). Совокупная доля расходов на пособия в связи со старостью и болезнями и лечением составила от 55% в Люксембурге до 77% в Румынии.

На социальную помощь семьям с детьми приходится от 3% всех социальных пособий в Нидерландах до 16% в Люксембурге, на социальную помощью в связи с инвалидностью – от 3% на Кипре до 17% в Хорватии.

На поддержку в связи со смертью члена семьи тратится менее процента всех социальных пособий в Великобритании и Эстонии, тогда как в Польше -11%, Испании и Хорватии – по 10%, на Мальте и в Италии – по 9% от всех общей суммы пособий на социальную защиту.

Удельный вес пособий в связи с безработицей особенно велик в Ирландии (15%), Испании (13%) и Бельгии (12%), тогда как в Румынии он составляет всего 1%, а в Польше, Великобритании, Венгрии и Хорватии – по 2% от всех социальных пособий.

На поддержку в обеспечении жильем больше всего тратится в Великобритании (5% от общей суммы социальных пособий), несколько меньше во Франции (3%), Дании, Германии, Ирландии, Финляндии, Швеции, Венгрии и на Кипре (по 2%).

На другие цели социальной защиты в относительном выражении больше всего тратится в Нидерландах и на Кипре (по 5% от общей суммы социальных пособий), несколько меньше в Литве и Дании (по 4%).

Рисунок 16. Распределение пособий на социальную защиту в странах ЕС-28 по назначению, 2013* год, %

* ЕС-28, Греция и Польша – 2012 год

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

Чтобы сравнивать абсолютные величины пособий разного назначения, можно воспользоваться среднедушевыми значениями различного измерения.

Так, среднедушевой размер всех социальных пособий в связи со старостью составлял в 2013 году от 441 евро в Болгарии до 5707 евро в Люксембурге (рис. 17). В 9 странах ЕС-28 (Болгарии, Румынии, Хорватии, Литве, Латвии, Польше, Эстонии, Словакии и Венгрии) он не достигал 1000 евро на человека в год, а в трех странах (в Люксембурге, Швеции и Дании) превышал 5000 евро на человека в год.

Если учесть различия в уровне цен, дифференциация снизится с почти 13 раз между наибольшим и наименьшим значением в евро до 4,7 раза между значениями, пересчитанными по паритету покупательной способности (от 944 стандартов покупательной силы в Хорватии до 4438 в Австрии). Изменятся и ранги стран по величине пособий по старости.

Рисунок 17. Средний размер выплат на пособия по старости в странах ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной силы и евро на душу населения

* Греция, Польша и ЕС-28 – 2012 год

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

Среднедушевая величина всех пособий, предназначенных для поддержки семей с детьми, варьировалась от 84 евро на человека в Польше (по данным 2012 года) до 3094 евро на человека в Люксембурге (рис. 18). Помимо Люксембурга, значительные средства на поддержку семьи с детьми, хотя и по крайней мере вдвое меньшие, направляются в Дании (1678 евро на человека), Швеции (1402), Финляндии (1213), Ирландии (1082), Германии (1076) и Австрии (1069), тогда как в среднем по ЕС-28 – 618 евро на человека, по данным за 2012 год. В то же время в Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии, Хорватии и Португалии на поддержку семьи с детьми расходуется меньше, чем по 200 евро на человека в год. Таким образом, различия между странами по этому показателю достигают почти 37 раз.

При пересчете по паритету покупательной способности, среднедушевая величина совокупных пособий на поддержку семей с детьми составила в 2013 году от 161 стандарта покупательной силы на человека в Польше (по данным 2012 года) до 2295 СПС на человека в Люксембурге, различия снизились до 14 раз. Ранги стран также несколько изменились. На втором месте после Люксембурга осталась Дания (1201 СПС на человека), Германия (1052) переместилась на третье место, а Швеция (985) – на четвертое.

Рисунок 18. Средний размер выплат на пособия семьям с детьми в странах ЕС-28, 2013* год, стандартов покупательной силы (СПС) и евро на душу населения

* Греция, Польша и ЕС-28 – 2012 год

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.