Рынок детских товаров в России растет быстрее рождаемости. Дело не только в улучшении демографической ситуации, но и в изменении потребительского поведения, объясняют эксперты
Объем рынка детских товаров по итогам 2012 г. вырос на 10,5% до 437 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор группы компаний «Детский мир» Валерий Чихраев. В этом году рынок увеличится более чем на 9% до 478 млрд руб., добавляет он.
В декабре президент Владимир Путин назвал показатели рождаемости в стране лучшими за последние 20 лет. По данным Росстата, в 2012 г. в России родилось 1,89 млн детей - на 5,7% больше, чем годом ранее.
Увеличение рождаемости на 1% приводит на рынок около 300 млн руб., в том числе и за счет роста средних расходов на ребенка, подсчитала президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
При этом, по оценкам ассоциации, объем рынка детских товаров в 2013 г. вырастет на 16-17% до $17-20 млрд, а потенциал рынка - $25-30 млрд. То есть ситуацию на рынке одним ростом рождаемости не объяснить.
Рост связан также с изменением потребительских предпочтений, рассуждает Чихраев. Во-первых, для потребителей становится очевидным риск приобретения детских товаров в стихийных местах продаж, на рынках, забота о безопасности и здоровье детей приводит их в торговые сети; во-вторых, увеличиваются затраты на детей (обилие игрушек, модные тренды в одежде и обуви, маркетинговая активность производителей - все это приводит к более частым покупкам), объясняет он.
Товары для новорожденных и игрушки показывают наибольший рост среди категорий, говорит Цицулина. Чихраев утверждает, что наиболее растущим был рынок детской одежды - за год его объем увеличился на 21%.
Значительный рост в этом году показал рынок детского питания - это отражает как позитивную статистику рождаемости, так и увеличение потребления этого продукта, говорит директор по маркетингу отдела детского питания и питания для будущих мам «Нестле России» Елена Шувалова.
Гендиректор Nutricia в России и Казахстане Кристиан Стаммкоеттер подтверждает, что российский рынок детского питания в 2012 г. развивался очень активно. По его оценке, сегмент молочных смесей в России в 2012 г. вырос на 18,9% в деньгах и на 13,6% в объеме продаж. Абсолютных цифр он не называет.
Рост продаж молочных смесей объясняется не только ростом рождаемости, но и увеличением длительности кормления ребенка этими продуктами, говорит Стаммкоеттер. Дело в том, что после года российские мамы преждевременно переводят детей на взрослые продукты, в то время как педиатры рекомендуют кормить ребенка детским питанием до трех лет, объясняет он.
Наиболее высокие темпы роста потребления детских товаров прогнозируются в регионах, в том числе за счет эффекта низкой базы, отмечает Цицулина. Отстаем по смесям
18 кг молочных смесей потребляет за год в России один ребенок в возрасте от года до трех лет, говорит Стаммкоеттер. В Германии и Польше на ребенка приходится около 36 кг, во Франции - 42 кг.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)