Говоря о будущем нашего общества, мы сталкиваемся с одной из самых сложных проблем – как обеспечить стабильное и комфортное существование за счет оптимизации плотности населения городов, что в США обычно означает количество жителей на квадратную милю или количество домов на квадратный акр. В разросшихся пригородах, застройка которых началась во второй половине XX века, плотность населения, как правило, была небольшой. Но, несмотря на тогдашнюю популярность жилья в пригородах и довольно высокий спрос на рынке недвижимости, многочисленные исследования показали, что именно это и стало причиной повышения интенсивности автомобильного движения, уровня выбросов углекислого газа, загрязнения атмосферы и водоемов, а также вредного воздействия на здоровье человека.
И все же, причиной целого ряда характерных проблем является высокая плотность населения. Среди отрицательных последствий – шум, транспортные пробки и даже заторы на пешеходных тротуарах (что, возможно, само по себе скорее является предметом шуток, чем экологической проблемой), возникновение локальных очагов скопления отходов и загрязнения атмосферы, и, помимо прочего, оторванность от природы. Я неоднократно подчеркивал, что если мы хотим сохранить рыночный подход к развитию пешеходной доступности, необходимо более внимательно относиться к этим проблемам. Важно обеспечить оптимальную плотность населения и знать, какому населенному пункту придавать соответствующие городские черты.
В некоторой степени, именно это и стало темой нового исследования в области градостроения. У меня есть свои претензии к объектам исследования с низкой плотностью населения и той категоричности, с которой законодатели подходят к вопросам функционального зонирования городских территорий, но, если честно, ни экологи, ни защитники идеи разумного расширения городов даже не попытались с этим разобраться.
Не думаю, что будет справедливо критиковать лучшие из предложенных вариантов решения этих проблем, не предложив чего-то получше. Дело в том, что в большинстве случаев в предлагаемых проектах рассматривается лишь набор параметров вроде «плотность населения + транспорт + многофункциональность + велосипедные полосы + снижение привлекательности автотранспорта и парковок» - чем этих параметров больше, тем лучше, а все остальное – «не наши проблемы».
Я на это смотрю иначе. Честно говоря, нам нужны более сложные и более тщательно проработанные решения. Пусть они будут труднодостижимыми или привязанными к конкретному месту, но они тоже могут сыграть свою важную роль в создании более совершенных условий для жизни наших детей, нас самих и нашей планеты.
И в поисках путей решения этих проблем следует учесть то, что, как показали вышеупомянутые исследования, с одной стороны, расширение пригородов с низкой плотностью населения привело к катастрофической интенсификации автомобильного движения и увеличению загрязнения атмосферы выхлопными газами и водоемов вредными стоками. И, с другой стороны, по достижении относительно высокого уровня плотности населения этих пригородов все попытки устранить эти экологические последствия становятся все менее эффективными. А, следовательно, в данном контексте подобные поселения несостоятельны. На мой взгляд, увеличение численности жителей городов с недостаточной плотностью населения должно происходить постепенно и умеренными темпами. И оно должно сопровождаться существенным снижением воздействия плотности населения на местные условия окружающей среды.
С учетом всего сказанного, есть и будут города и районы, которые по всем меркам можно будет отнести к густонаселенным. Что же необходимо сделать для того, чтобы сделать эти города как можно более пригодными и комфортными для жизни? Urban Land Institute (ULI) – экспертно-аналитический центр в сфере землепользования и недвижимости – предлагает несколько решений. Недавно опубликованный доклад ULI называет «10 принципов существования густонаселенных и пригодных для жизни городов» (10 Principles for Livable, High-Density Cities):
1. Планирование в расчете на дальнейший рост и модернизацию - «В густонаселенном городе единственным решением является использование каждого квадратного сантиметра драгоценной земли с максимальной эффективностью. Однако архитекторам и градостроителям следует делать это так, чтобы не сделать город тесным и непригодным для жизни».
2. Поощрение многообразия и толерантности - «В густонаселенных городах, где люди живут в непосредственной близости друг к другу, важно обеспечить создание условий, в которых разнообразие не приводило бы к разногласиям».
3. Приближение природы к человеку - «Привнося в жизнь города элементы живой природы, можно сгладить жесткий урбанистический ландшафт и создать для жителей оазисы, позволяющие отвлечься от бешеного ритма большого города». В докладе упоминается город Сингапур, чей центр по созданию комфортных и безопасных условий жизни в крупных городах (Centre for Livable Cities) участвовал в софинансировании упомянутого исследования. В этом густонаселенном городе была разработана «стратегия повсеместного озеленения, а парки и водоемы превращены в популярные места активного отдыха горожан… Сегодня проведено озеленение почти половины городской территории, что не только сделало город более красивым, но и позволило улучшить качество воздуха и ослабить жару в условиях тропического климата».
4. Строительство бюджетных многофункциональных жилых комплексов - «Возможность комфортно жить в районе компактной застройки, сравнительно автономном и обеспеченном всей необходимой инфраструктурой, вполне может скрасить существование в большом городе. При высокой плотности культурно-рекреационное обустройство города становится более экономически выгодным».
5. Повышение эффективности публичного пространства - Зачастую участки земли, прилегающие к объектам городской инфраструктуры или окружающие их, не используются и пустуют… Идея заключается в том, чтобы задействовать все городское пространство, в том числе площади вокруг объектов инфраструктуры, и сделать их многофункциональными, полезными для разных категорий людей.
6. Приоритетное развитие экологически чистого транспорта и строительства - «Повсеместное сокращение потребления энергии и энергозависимости способствует привлекательности городов».
7. Ослабление эффекта плотной заселенности путем чередования зданий различной высоты и озелененных разделительных территорий - «Не обязательно, чтобы в густонаселенном городе возводились только высотные здания, стоящие вплотную друг к другу. В Сингапуре высотные здания удачно чередуются с малоэтажными постройками, что позволяет придать городу более самобытный силуэт и уменьшить ощущение загруженности пространства».
8. Создание пространств повышенной безопасности - «Ощущение безопасности и защищенности является важным показателем качества жизни». Городские власти должны улучшать визуальный контроль за публичным пространством и помогать обеспечивать безопасность в кварталах города и пригородах.
9. Поощрение инновационных и нетрадиционных решений - «По мере роста населения и расширения границ города возникают территориальные проблемы и нехватка ресурсов. Часто приходится искать нетрадиционные подходы к решению этих сложных задач. В целях обеспечения водоснабжения в Сингапуре разработали и запатентовали систему регенерации сточных вод NEWater, позволяющую снабжать город питьевой и технической водой, соответствующей санитарно-гигиеническим и промышленным нормам».
10. Содействовать формированию социального партнерства - «Поскольку земельные участки располагаются в непосредственной близости друг от друга, строительство на одном из них может сразу же создать неудобства для жителей соседнего участка. Городские власти и собственники должны действовать сообща и следить за тем, чтобы их действия не стали причиной снижения качества жизни других людей».
По словам специалистов центра ULI, приведенные в публикации 10 принципов были разработаны во время работы двух научно-практических конференций, которые проходили в 2012 году на базе сингапурского центра ULI и его отделения для азиатско-тихоокеанского региона. В конференциях приняли участие 62 специалиста – гуру, эксперты и практики в различных областях градостроения и урбанистики. Полный текст доклада можно скачать здесь.
Кейд БЕНФИЛД (Kaid Benfield). "The Atlantic», 13 февраля 2013 года Опубликовано на InoPressa.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)