В истории человечества это самая массовая миграция: население Китая перебирается в города настолько стремительно, что к 2030 году примерно каждый восьмой житель планеты будет жить в китайском городе.
Из-за такого колоссального притока населения в городах образуется самая многочисленная в мире колония жителей трущоб. Уже сейчас в Китае насчитывается 220 миллионов рабочих-мигрантов. Эти рабочие живут без «хукоу» - специальной прописки, позволяющей китайцам покупать квартиры или отправлять детей в государственные школы. Без такой прописки эти рабочие у себя дома превратились в граждан второго сорта и живут в убогих комнатушках на окраинах городов – зимой без отопления, а жарким летом – в духоте. Жилища эти перенаселены, люди живут в тесноте, в их распоряжении только общественные туалеты, окруженные кучами мусора.
Некоторые из них живут в огромных городских подвальных помещениях, в которых снимают комнаты без вентиляции – там на всех не хватает кроватей, и они вынуждены спать по очереди. А другим приходится жить на территории фабрик и заводов – рядом с рабочими местами в помещениях, наспех приспособленных для ночлега, или в палатках рядом со стройплощадками. Прошлым летом в одном из дорогих районов Пекина – рядом с элитными домами вырос палаточный городок. Строители спали в зеленых армейских палатках, сушили одежду на веревках, протянутых вдоль тротуаров, а по вечерам играли в настольный теннис.
«Этим людям постоянно диктуют все новые правила игры», - говорит Том Миллер (Tom Miller), автор книги «Миллион китайских горожан: рассказ о самой массовой миграции в истории человечества» (China’s Urban Million: The Story Behind the Greatest Migration in Human History). Миллер работает редактором ежеквартального издания по вопросам экономики Китая China Economic Quarterly, в Китае он живет с 2002 года, и за это время побывал в 85 китайских городах. В его книге приведено хронологическое описание этого бурного роста городского населения и того, как подобная миграция повлияла на жизнь городов.
Он считает, что это влияние пока нельзя назвать положительным. Города, по его словам – это «черт-те что». Пространство в них распределено нерационально, существует множество проблем с уличным движением, повсюду грязь, на тротуарах зияют ямы, куда падают пешеходы. К тому же, города просто некрасивые.
Как считает Миллер, часть вины лежит на Советском Союзе, который развернул строительство громадных зданий и бесконечных проспектов, среди которых человек чувствует себя букашкой. В китайских городах тоже стараются все строить «не хуже», чем в Пекине с его огромными памятниками, олицетворяющими власть. Например, бескрайние просторы площади Тяньаньмэнь с ее многочисленными огнетушителями (чтобы участникам демонстраций протеста было неповадно, если им вдруг захочется поджечь себя), или Дом народных собраний, что раскинулся на площади 171,8 тысяч квадратных метров и в своем зале может вместить 10 тысяч человек.
«Коммунисты, в отличие от других людей, не способны на ностальгические чувства», - отмечает Миллер. А это значит, что они совершенно не считают нужным сохранять, скажем, древние городские стены. «Им важно строить на будущее и создавать такие города, которые станут, в основном, центрами производства. Главное в коммунистическом городе – функциональность».
И города в Китае строились в расчете на то, что люди будут жить там же, где и работают, и никогда никуда ходить не будут. «Но когда происходит изменение строя, и наступает капитализм, люди начинают совершать разные покупки, им приходится передвигаться по городу, и привычная модель (города) вдруг становится неэффективной», - говорит Миллер. Представители быстро растущего в Китае среднего класса хотят разглядывать витрины магазинов «Gucci», покупать BMW и кататься за городом на современных велосипедах с фиксированной передачей.
А города не меняются – они лишь становятся больше. Такие города, как Чунцин (Chongqing), манят к себе миллионы крестьян из провинции, и к 2010 году их население увеличится с 10 миллионов до 20 миллионов жителей. Эти крестьяне поменяют на государственное жилье свои дома и небольшие земельные участки, не дававшие особых урожаев, и переедут в городские квартиры.
«Для тех работников, у которых нет умений и навыков, которые могли бы пригодиться в городе, такое переселение может стать лишь катастрофой - считает Миллер. – Если я крестьянин и поселился в новом высотном доме,… там будет негде держать кур, а сам я не смогу найти работу. Я не умею жить в городе. И в результате такого переселения образуется класс второсортных жителей, которые не в состоянии влиться в общество, нормально жить и работать».
Дебра БРУНО (Debra Bruno). "The Atlantic", 8 февраля 2013 года Опубликовано ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)