Под предлогом сражения с зеленым змием идет борьба лоббистов
Грядет новая кампания по борьбе с алкоголизмом. С 1 июля цены на спиртное существенно повысятся. Еще и продаваться оно будет в строго ограниченное время. И много еще строгостей предлагается. Вот только что они дадут?
Поскольку не первая зима на волка, можно предположить, что дадут они совсем не то, что ожидается, или, если хотите, не то, что декларируется. Первое, что произойдет, – начнется массовое изготовление самогона. Кстати, если говорить о здоровье, то доброкачественный самогон менее вреден, чем паленая водка. Качество продаваемых в нашей торговой сети напитков ниже всякой критики. То, что называется вином, и не вино вовсе, а раствор из порошка, спирта, сахара и вкусовых добавок.
Около трети импортных вин – фальшивые, произведены с помощью химических красителей и ароматизаторов. Стоят при этом дорого. В Германии цена бутылки сухого или полусухого ординарного (но натурального!) вина – 2 евро, то есть меньше 80 руб. Неважно – немецкое это вино или французское, итальянское, греческое, да хоть южноафриканское. А у нас бутылка такого вина стоит дороже водки.
По всему получается – покупай водку (если не варишь самогон). Как будто специально ведут к этому. Тем более появилась замечательная инициатива – приравнять пиво к водке. Недавно с такой инициативой выступил депутат Госдумы Виктор Звагельский. Он же выступает за запрет пластиковой упаковки для пива.
Запрет пластиковых бутылок для алкогольной продукции – одна из выдающихся идей в своем роде выдающегося проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Этот проект, несмотря на негативные заключения МЭРТа, Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты и экспертного отраслевого сообщества, продолжает продвигать Росалкогольрегулирование, решение должна принять правительственная комиссия во главе с Игорем Шуваловым.
Безопасность тут совершенно не причем. Во всем мире и пиво, и вино, и крепкие напитки продаются и в стекле, и в пластике. Рассуждения про заботу о здоровье потребителя, которое пострадает от пластиковой упаковки, просто смешны. Пострадает оно от недоброкачественного пойла, куда его ни наливать, хоть в баккара. Вот что следовало бы отрегулировать Росалкогольрегулированию. Но это, судя по всему, меньше всего его волнует.
Пластиковая тара из полиэтилентерефталата (ПЭТ), которую используют для упаковки пищевых продуктов, признана безопасной на территории ЕС и одобрена для США еще лет десять назад. В Аналитическом центре МГУ имени М.В.Ломоносова специально в соответствии с требованиями Техрегламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» тоже проводились исследования этого пластика, и тоже он признан безопасным. Заключение Минздравсоцразвития: доказательств токсичности тары из ПЭТа при исследовании не обнаружено. «Только что проведена экспертиза качества пива, разлитого в пластиковые бутылки, – сообщил председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков, – все исследованные образцы соответствовали санитарно-гигиеническим нормам».
Во всем мире, в том числе в России, в пластике продаются квас, молочные продукты, газировка, растительные масла, соусы, даже детское питание. Дешевле, легче таскать. В кефире, в квасе содержатся продукты брожения, в соусах – уксус и еще много чего. Ни в какие химические реакции с упаковкой не вступают. Сто раз все досконально проверено и перепроверено. Вроде пока запрета на пластиковую тару для этих продуктов не требуют. Но лиха беда начало. Доберутся и до них. Логика конкурентной борьбы.
Однако уже сейчас, по словам Михаила Аншакова, от запрета на пластиковую тару пострадают потребители не только алкогольной продукции, но и молока, растительного масла, детского питания и многих других товаров, которые также разливаются в пластик. Понятно – стекло гораздо дороже, чем пластик, так что цены повысятся и на молочные продукты, и на детское питание. Такая вот забота о здоровье.
«Мы считаем, что действия разработчиков Технического регламента, направленные на запрет пластиковой тары, больше похожи на лоббистскую деятельность представителей водочной отрасли, заинтересованных в увеличении доли крепкого алкоголя на рынке, чем на стремление повысить безопасность алкогольной продукции», – заявила руководитель Национального антимонопольного общества Наталья Аблушева. Производители пластиковой тары направили письма Дмитрию Медведеву с просьбой исключить запрет на ее использование для алкогольной продукции из Техрегламента Таможенного союза.
Производство и продажа спиртного – дело очень выгодное. Понятно, что вокруг идет конкурентная борьба. Только не надо называть это заботой о здоровье народа.
Ада ГОРБАЧЕВА. «Независимая газета», 8 июня 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)