Сергей Гуриев, Олег Цывинский: Смертность на дорогах — следствие коррупции
По сравнению с выборами и протестами получение водительских прав за взятку или вождение автомобиля в нетрезвом состоянии — проблемы, казалось бы, второго плана. Но это вопросы жизни и смерти. По данным ГИБДД, в 2011 г. в России произошло около 100 000 аварий, в них погибло 28 000 человек, а 250 000 получили увечья. По вине нетрезвых водителей произошло 7% аварий, на них пришлось 11% всех погибших. Скорее всего, процент аварий с участием пьяных водителей выше, чем по официальным данным. В июне 2012 г. в Госдуму поступит законопроект, предлагающий за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии лишать прав пожизненно. Законопроект будет выставлен на общественное обсуждение. Очевидно, что вопрос безопасности на дорогах в целом и пьяных водителей в частности — одна из самых важных проблем, влияющих на качество жизни, а порой и на саму жизнь россиян.
Действительно ли коррупцию следует винить в ДТП? Марианн Бертранд
и Симеон Дьянков с коллегами изучили процедуру получения прав 822
претендентами в Нью-Дели в Индии (и опубликовали результаты в Quarterly
Journal of Economics). Всех участников исследования разделили случайным
образом на три группы. В первой группе выплачивался значительный
денежный бонус, если участник исследования сможет получить права
за 31 день (30 дней — абсолютный минимум для получения прав в Индии).
Второй группе предлагался не бонус, а бесплатный урок вождения.
Третьей — контрольной — группе не причитался ни бонус, ни бесплатный
урок. Оказалось, что участники из первой группы смогли получить
права на 40% быстрее и прошли испытания на 20 процентных пунктов
успешнее, чем две другие группы. Итак, те, кто хотел получить права
быстрее и был готов за это платить, действительно получили их быстрее.
Но после получения прав авторы исследования — неожиданно для водителей
— провели независимый экзамен по вождению. Оказалось, что водители
из бонусной группы сдали экзамен не лучше, а хуже водителей из контрольной
группы. Из тех, кто получил права, 69% в бонусной группе (против
61% в контрольной группе) провалили экзамен. Провалом считался такой
результат, который независимый инструктор отказывался засчитывать.
Впрочем, тот факт, что процент провала в контрольной группе был
очень высок, означает, что и в целом полицейские инспекторы не заинтересованы
в эффективной проверке знаний.
Авторы исследования провели еще один тест. Они наняли актеров, которые говорили посредникам (посредники фактически относят взятки полицейским), что они не умеют водить машину. В 100% случаев посредники гарантировали получение прав. Это исследование подтверждает, что взятки не только ускоряют получение прав, но и порождают водителей, не умеющих водить, что, безусловно, приводит и к значительно более высокому проценту ДТП.
Вождение в нетрезвом состоянии — это не только российская проблема. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах с низким уровнем доходов от 33 до 69% всех погибших водителей и от 8 до 29% водителей, получивших увечья, были в состоянии алкогольного опьянения. ВОЗ прогнозирует, что к 2020 г. потери общества от смертей и увечий в результате ДТП будут на третьем по значимости месте среди всех причин (сейчас — на девятом). Многочисленные исследования указывают на то, что проверки водителей полицией позволяют снизить число происшествий и смертей на 17-20%.
Впрочем, лишь недавно исследователю Абиджиту Банержи с коллегами
удалось установить именно причинно-следственную связь между проверками
на дорогах и количеством пьяных водителей (статья «Преступление,
наказание и мониторинг»). В период 2010-2011 гг. авторы статьи провели
«натурный эксперимент» в 223 полицейских участках в индийском штате
Раджастан. В 180 из этих участков полицейские случайным образом
устраивали одну, две или три облавы на пьяных водителей в разных
местах либо в постоянном месте. Посты останавливали машины и проверяли
водителей на алкотестере либо случайно (например, каждого 10-го),
либо по решению самих полицейских. Часть облав проводилась
не местными полицейскими, а резервистами, которым был обещан перевод
на работу в лучший полицейский участок (это самый сильный стимул
для рядовых индийских полицейских) и деятельность которых проверялась
более тщательно. Результаты исследования подтверждают, что проведение
облав увеличивает риски для пьяных водителей, вызванные арестом
или дополнительным временем на объезд постов, и поэтому снижает
процент пьяных водителей. Пожалуй, самым интересным результатом
исследования стало то, что полицейские из резерва добились значительно
лучших результатов. Они останавливали на 50% больше машин и проводили
больше времени на постах, что увеличило число задержанных пьяных
водителей вдвое.
Конечно, Индия не Россия — коррупция там все же поменьше (95-е место,
по данным Transparency International, против российского 143-го).
Но снижение количества прав, выданных за взятки, и числа пьяных
водителей на дорогах — посильная задача для нового министра внутренних
дел. Более того, результаты такой работы легко оценить; они вряд
ли зависят от цены на нефть, глобальных кризисов или происков зарубежных
врагов. Именно такие малые дела в значительной степени определяют
качество жизни и поддержку избирателей.
Авторы — ректор Российской экономической школы; профессор Йельского университета и Российской экономической школы
Сергей ГУРИЕВ, Олег ЦЫВИНСКИЙ. «Ведомости», 5 июня 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)