Эксперты лаборатории политических исследований Высшей школы экономики завершили проект, посвященный изучению политических взглядов различных групп российского общества. Вот что рассказала Радио Свобода заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара:
— С 2008 года мы проводим интервью с совершенно противоположными группами россиян. Например, мы опросили московских бомжей и депутатов Госдумы. Это были открытые интервью. Мы просили ответить, что, на их взгляд, представляет из себя современная Россия, какой она видится в плане экономическом, политическом, социальном, как они относятся к лидерам государства. Нас также интересовало, какой им представляется Россия в ближайшие 10-15 лет.
Мы ожидали, что депутаты — люди компетентные, информированные и должны владеть экспертным знанием, которое, как мы предполагали, должно радикально отличаться от того, что мы услышим от бездомных. С этой рабочей гипотезы мы и начинали наше исследование. Когда же подвели итоги, увидели совсем иную картину. Среди и тех, и других респондентов образовались две группы. Первая группа, в которую вошли и депутаты, и бомжи, — это люди, которые оптимистически смотрят на Россию. Вторая группа — те, которые смотрят пессимистически. И провести четкую грань между депутатом и бездомным у нас не получилось.
И у тех, и у других, входящих в группу оптимистов, представление о России достаточно мифологизированное. И у тех, и у других очень популярна мифологема, которую мы назвали "особый русский дух". Один из депутатов говорит, например, что русский человек — гений от рождения и, создай ему условия, — он обязательно проявит свои гениальные способности. Или, например, говорит бездомный: если кому-то и заведовать в мире, то это России; у России есть и совесть, и христианство, и мы великие, потому что мы держимся и терпим все. Такая мифологизированность сопровождалась еще и набором метафор: эти люди воспринимали Россию, как правило, как нечто живое. Здесь фигурировал образ России-матушки. Россия-матушка, по словам этих респондентов, сначала пережила клиническую смерть, потом находилась в состоянии комы, потом долго была в реанимации и вот наконец-то встает на ноги или, например, просыпается после длительного сна.
Кроме того, что Россия одушевляется и наделяется вот такими человеческими характеристиками, в представлениях этих респондентов очень четко прослеживается великодержавный пафос: Россия ими воспринимается как великая, непобедимая, могучая, сильная. Опять же отмечу, что этого мнения придерживаются и депутаты, и бездомные. Например, бездомные говорят, что Россия — это великая держава, выше нас никого нет; или так: сегодняшняя Россия — самая сильная держава, которая всегда будет непобедимой. — А что характерно для пессимистов?
— Пессимисты тоже склонны одушевлять страну. И для них Россия тоже является живым существом, но только более несчастным. Для них она ассоциируется с сиротой, без отца и матери, либо выглядит нищей, босой, разоренной. Когда вот этот образ "проговаривался" бездомными, то возникало такое ощущение, что они этот портрет рисуют с самих себя: нищие, босые, разоренные, брошенные, никому не нужные. Кроме того, пессимисты очень сильно сожалеют о распаде Советского Союза, который считали, безусловно, великой страной. — Насколько репрезентативно ваше исследование? Много людей вы опросили?
— Мы опросили 30 депутатов и более 100 бомжей. Но в данном случае неправильно говорить о репрезентативности, потому что это было качественное исследование, в таких исследованиях не применяются счетные методики. Для нас главным было понять, в чем суть их рассуждений, какой смысл они вкладывают в то или иное понятие. — Получается, что качественный уровень российской элиты не слишком высок?
— К сожалению, российская элита себя не ассоциирует с людьми, которые принимают политические решения. И зачастую, когда представитель российской элиты высказывал какое-то мнение, то оно начиналось со слов: "Мы надеемся... Нам хочется верить... Мы полагаем..." Такие высказывания, которые вполне нормально звучат в устах человека, который не имеет отношения к принятию решений, как-то странно слышать от человека, который заседает в российском парламенте.
Что еще мы обнаружили и в той, и в другой группе респондентов? К сожалению, мы диагностировали элементы авторитарного синдрома, который выразился в том, что власть персонифицируется и люди мечтают об отце нации, а не о демократическом руководителе. Есть очень мощный патерналистский запрос, мечта о власти, которая должна защищать и быть сильной. К этому добавляется то, что люди видят в окружающем мире враждебность, присутствие врага. Этот враг олицетворяется другими государствами.
Кроме того, присутствует "россиецентризм": Россия воспринимается как центр мироздания. Причем, к сожалению, никто из участников исследований не упомянул о глобальных угрозах, таких, например, как терроризм, распространение ядерного оружия, угроза экологической катастрофы. Как правило, в качестве угрозы всплывает то, что реальной угрозой, в общем-то, не является. — Чем вы это объясняете? Это недостаток ума, экспертных знаний или что-то другое?
— Что касается наших депутатов, то у меня ощущение, что многие из них были готовы скорее продемонстрировать свою лояльность нежели компетентность. Думающие люди, которые могли бы высказать адекватные суждения, как правило, принадлежали к партии "Единая Россия". И для них демонстрация лояльности оказалась намного более значимой, чем демонстрация компетентности. — Означает ли это, что они уповают на всесилие руководящего тандема?
— Безусловно. Эти люди прекрасно понимают, что они выполняют роль политической массовки, статистов, которые не принимают реальных решений. Больше всего меня поразило, что словарный запас депутатов и бомжей не сильно различается. То есть зачастую, когда я смотрю на результаты исследований, я понимаю: если закрыть подпись и просто читать цитату, вряд ли можно определить, кто это сказал — депутат или бездомный. — Сами депутаты Государственной думы и обычные люди могут ознакомиться с результатами вашего исследования?
— Результаты исследования будут представлены на 12-й Международной апрельской конференции, которая проводится в Высшей школе экономики. А тезисы доклада размещены на сайте ВШЭ в рубрике "Конференция".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)