Власти дальневосточных регионов определили количество монопрофильных поселков и городов — то есть таких, где имеется только одно градообразующее предприятие, кризис на котором может угрожать (или уже угрожает) жизни всего населенного пункта. Всего на Дальнем Востоке обнаружилось 26 моногородов. Об этом сообщили в пресс-службе полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Согласно поручению президента РФ необходимо разработать «комплексные инвестиционные планы монопрофильных поселений» - так называемые КИПы. Затем эти КИПы передаются в Минрегион и рассматриваются правительственной комиссией. Инвестпланы должны учитывать конкурентные возможности моногородов и быть направлены на создание новых рабочих мест и модернизацию инфраструктуры — прежде всего самих градообразующих предприятий. То есть о расселении даже наиболее проблемных малых городов речи пока не идет: напротив, решено их сохранять и развивать (во всяком случае, пытаться этим заниматься).
Больше всего моногородов и монопоселков оказалось в самом большом субъекте федерации не только Дальнего Востока, но и всей страны — Республике Саха (Якутия). Их 15: алмазные города Мирный и Ленск (градообразующее предприятие — АК «Алроса»), угольная столица южной Якутии – Нерюнгри (холдинг «Якутуголь»), поселки Чернышевский («Теплоэнергосервис»), Светлый (Вилюйская ГЭС-3), Витим («Сургутнефтегаз»), Серебряный Бор (Нерюнгринская ГРЭС), Хани («Коммунальные системы БАМа»), Джебарики-Хая («Шахта Джебарики-Хая»), Звездочка («Дражник»), Солнечный («Золото Ыныкчана»), Монсоголлох («Якутцемент»), Нижний Куранах («Алдан Золото»), Кысыл-Сыр («Якутгазпром») и Депутатский («Сахаолово»). Власти республики уже подготовили КИПы, однако по результатам рассмотрения в Минрегионе они отправлены на доработку, сообщают в полпредстве. Кроме того, в настоящее время разрабатываются КИП агломераций Мирнинского и Нерюнгринского районов.
В Приморском крае расположен, пожалуй, самый известный дальневосточный моногород — Светлогорье, прогремевший на всю страну в связи с тем, что в вольфрамодобывающем поселке остановился комбинат и начался натуральный голод. Светлогорье, расположенное на самом севере Приморья, оторвано от цивилизации: даже попасть в поселок можно только через территорию Хабаровского края. КИП монопоселка Светлогорье (градообразующее предприятие — ООО «Русский вольфрам») уже реализуется, для этого из федерального бюджета выделено 24,02 млн, а из краевого — 162,9 млн рублей.
Начата реализация инвестиционных планов и в других приморских моногородах — «лесной столице» Дальнереченске, а также горнохимическом Дальнегорске. На спасение обособленного Дальнегорска, где расположены предприятия «Бор» и «Дальполиметалл» (в последнее время их работники не раз устраивали акции протеста), из федерального бюджета выделено 170 млн рублей, из краевого — 11,1 млн. Кроме того, подготовлены, но пока не утверждены Минрегионом инвестиционные планы развития поселка Лучегорск и города Арсеньева. В Лучегорске располагается ЛуТЭК — замыкающийся на Дальневосточную генерирующую компанию Лучегорский топливно-энергетический комплекс, в который входят Приморская ГРЭС и местные угольные разрезы. Арсеньев живет за счет авиазавода «Прогресс», вошедшего в холдинг «Вертолеты России», и завода «Аскольд» (выпускает корабельную арматуру). Оба предприятия переживают непростые времена. Если на «Прогрессе» возобновилось, пусть и в небольших объемах, производство боевых вертолетов «Ка-52» по прозвищу «Аллигатор», то «Аскольд» опасается того, что гособоронзаказ на выпуск арматуры для военно-морского флота будет передан на предприятие того же профиля, находящееся в Северодвинске (Архангельская область).
Все упомянутые города находятся в центральной и северной частях Приморья — на расстоянии от 300 до 700 км от Владивостока, подчас на значительном удалении от федеральной трассы «Хабаровск — Владивосток» и Транссибирской магистрали. Так что их население целиком «завязано» на местные предприятия. Не имея какой-либо приемлемой альтернативы (кроме разве что браконьерства и незаконной вырубки кедрача), жителям остается рассчитывать только на власти и собственников градообразующих заводов.
Остальные дальневосточные моногорода находятся в Приамурье, Хабаровском крае и Сахалинской области. По данным полпредства, утвержден КИП рабочего поселка Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края (градообразующее предприятие — ОАО «Ургалуголь»). Также утверждены КИПы поселков Талакан (Бурейская ГЭС), городов Тында (Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД»), Райчихинска (ООО «Амурский уголь»), Зеи (Зейская ГЭС) и Белогорска (ООО «Мост-Восток»). Более того, инвестиционный план Райчихинска уже рассмотрен на правительственной комиссии, а инициаторы данного проекта уже направили документы на рассмотрение во Внешэкономбанк. Пока это прецедент для Дальнего Востока.
Утвержден также комплексный инвестиционный план Курильского городского округа Сахалинской области. Данное муниципальное образование с центром в городе Курильске (остров Итуруп; японцы считают этот остров своим и поэтому включают Курильск в состав уезда Сяна округа Немуро губернаторства Хоккайдо) состоит из островов Итуруп, Уруп, Броутона, Черные Братья, Симушир, а также включает все мелкие острова и скалы, расположенные в пределах 12-мильной зоны вокруг. Предварительно Минрегион одобрил данный план для получения поддержки из федерального бюджета, теперь КИП направлен на согласование в Минэнерго и Росрыболовство.
Спасение и развитие дальневосточных моногородов без натяжки можно сравнить с реанимационными мероприятиями. Согласно озвученным на днях предварительным итогам переписи населения-2010, с 2002 по 2010 год Дальневосточный федеральный округ потерял 6% населения (РФ в целом потеряла 1,6%). В настоящее время на Дальнем Востоке, занимающем треть площади России, живут 6 млн 292 тыс. человек. Прирост населения на 1% зафиксирован только в Якутии, во всех же остальных регионах население уменьшается. Самый населенный субъект ДВФО — Приморье — потерял за эти восемь лет 114,7 тыс. человек (5,5%). В процентном отношении наиболее интенсивно сократилось население северных регионов: Магаданской области (минус 14,1%) и Камчатского края (минус 10,3%). В этих условиях спасение ряда моногородов можно расценивать лишь как консервацию проблемы: вместо расселения жителей и ликвидации умирающих предприятий, власти продолжают вдыхать жизнь в полутрупы (используя для этого федеральные средства или давя на собственников).
Василий АВЧЕНКО «Эксперт Online», 1 апреля 2011 года
Моногорода — на выход
Появились первые моногорода, которые просят федеральный центр не о помощи, а напротив, хотят, чтобы их оставили в покое и лишили господдержки. Отказников будет больше, прогнозируют эксперты.
Министерство экономического развития Карелии попросило Минрегион исключить пять городов республики — Лахденпохья, Пиндуши, Пудож, Надвоицы и Вяртсиля из федерального перечня моногородов (копия письма есть у «Ведомостей»). Главы муниципальных образований попросили об этом сами, уведомляет министерство вице-губернатор Карелии Валентин Лунцевич: они считают, что их города не соответствуют критериям отбора моногородов, претендующих на федеральную поддержку. Так, в их инвестпланах нет проектов стоимостью более 2 млрд руб., указано в письме.
Остались еще пять городов Карелии, включенных в программу помощи моногородам, рассказывает другой чиновник республиканской администрации. Всего в федеральном списке Минрегиона 335 городов, претендующих на поддержку, но в прошлом году средства получили только 35, в этом — всего 15, так что шансы получить помощь невелики, констатирует он.
Карелия будет искать другие способы поддержки, говорит республиканский чиновник. В поселке Вяртсиля за счет ФЦП Росграницы будет расширен пропускной пункт, привел он пример, это позволит снизить безработицу (сейчас около 1%), а по программе Минрегиона пришлось бы завозить рабочую силу. Республика разрабатывает свою программу развития всех населенных пунктов.
Вопрос о выходе карельских городов рассматривается, решения еще нет, говорит представитель Минрегиона. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова, который отвечает в правительстве за поддержку моногородов, не стал комментировать отказ регионов. Города не нужно исключать из федерального списка, говорит чиновник Минрегиона, выйти из программы можно в исключительном случае и решение должно приниматься межведомственной рабочей группой по моногородам. Обращение об исключении города из списка должно быть подписано главой администрации города под его «исключительную ответственность», считает он.
Чтобы получить господдержку, надо написать комплексный инвестиционный план (КИП), просто так денег никто не дает, объясняет другой чиновник Минрегиона: «Им просто лень работать, писать КИПы». Местные власти боятся не необходимости писать отчеты и не мониторинга, они руководствуются соображениями целесообразности, парирует сотрудник администрации Карелии.
Кроме Карелии, никто больше не отказывался от участия в федеральной программе, сообщил чиновник Минрегиона. В Мурманской области в прошлом году помощь из федерального бюджета получили города Ревда и Ковдор, сказал замминистра экономразвития области Виктор Горбунов. Отдачи от господдержки он ожидает только года через три. Мурманская область рассчитывает включить в программу еще пять городов — Кировск, Мончегорск, Туманный, Заполярный и Полярные Зори. В Ленобласти поддержку получило только Пикалево, говорит начальник отдела администрации Ленинградской области Алексей Сергейчук. В 2011 г. область планирует включить в список еще четыре города — Сланцы, Волхов, Сясьстрой и Коммунар.
Карелия приняла рациональное решение, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Отказаться от поддержки решили поселки городского типа или малые города численностью примерно 20 000 человек, говорит она, им не по силам писать КИПы, придуманные Минрегионом: «Крупные инвесторы все равно не пойдут». «Когда стало ясно, что преференций нет, зато есть ответственность, самое разумное — закрыть тему», — говорит она: 10 млрд руб. субсидий на все города — сумма скромная. По ее прогнозам, начинание Карелии подхватят другие регионы, список кандидатов на господдержку может сократиться на треть: «Ведь в [федеральном] списке только 224 являются городами».
Отказников может стать больше, мешать им не надо, солидарен завкафедрой АНХ и руководитель экспертной группы по корректировке стратегии-2020 Вячеслав Глазычев: «Это их суверенное право». Подход к городам должен быть индивидуальным, единое решение для всех готовить КИПы — заблуждение, говорит он. Губернаторам надо лучше работать с городами и готовить их КИПы на сумму, которая им нужна, советует чиновник Белого дома: «Подготовка КИПа — ответственность губернатора, который отчитывается перед президентом».
Евгения ПИСЬМЕННАЯ, Дмитрий КАЗЬМИН, Мария БУРАВЦЕВА. «Ведомости», 1 апреля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)