В России снова занялись выработкой государственной политики в сфере занятости населения. Этому было посвящено целое совещание, которое Президент России некоторое время назад провел в Элисте. Возвращение к этой проблематике вызывает сомнения двух видов. Первое по поводу конкретных способов повышения уровня занятости населения, которые собираются применять органы государственного управления. Второе – о том, нужны ли эти способы вообще, так как ситуация с безработицей у нас в стране является не такой уж напряженной.
Способы, которые Правительство собирается использовать (или уже использует) для преодоления высокой безработицы, большой новизной не отличаются. Федеральное и региональные правительства приняли (или готовиться принять) разного рода программы помощи, которые включают в себя и пособия по безработице, и программы самозанятости населения, и субсидии на открытие малого бизнеса, и обучение новым, более востребованным профессиям. Кое-какой эффект эти меры, безусловно, принесли и еще принесут, однако надо понимать, что они носят краткосрочный характер и вызваны, в первую очередь, текущими кризисными явлениями. Но если кризис закончится, то необходимость в этих мерах отпадет сама по себе.
К слову, некоторые другие меры по преодолению кризисных явлений, которые принимались Правительством, дали, на наш взгляд, гораздо больший эффект. Например, программа утилизации старых автомобилей помогла достаточно быстро восстановить производство на крупных автозаводах, и позволила удержать занятость на приемлемом уровне. Причем занятость поддерживалась и на автосборочных предприятиях, и на предприятиях-смежниках и, что самое главное, - на предприятиях, которые производят товары потребительского назначения, которые приобретаются рабочими автопредприятий.
Поэтому ответ на вопрос, нужны ли нам специальные приемы для борьбы с безработицей, несмотря на свою видимую простоту, на самом деле не так однозначен. C одной стороны, в хозяйстве, которое пережило большую встряску и резкий рост безработицы, все силы должны быть направлены на преодоление ее последствий. Но с другой, после того, как кризисные явления преодолены, и проблема избыточного предложения на рынке труда уже не так актуальна, можно спокойно посмотреть на более отдаленную перспективу, не сильно отвлекаясь на текущие трудности. И вот, если мы посмотрим на перспективу развития российского рынка труда, то увидим, что никакой проблемы с безработицей у нас как раз и не возникнет.
Проблемы с безработицей не будет не потому, что органы госвласти примут какие-то правильные решения, а потому, что складывающаяся демографическая ситуация не оставит для безработицы ни малейшего шанса.
Дело в том, что за обсуждениями проблемы безработицы во время кризиса все как-то подзабыли, что Россия уже давно вошла в зону отрицательного демографического роста, когда смертность превышает рождаемость и поэтому никакого естественного прироста населения не происходит. Более того, поскольку эта тенденция является устойчивой и длится уже второе десятилетие, то наступил момент, когда предложение новых рабочих рук, впервые поступающих на рынок труда, стало сокращаться в абсолютных цифрах. Дети, родившиеся в 1990, 1991, 1992 и далее годах, выросли, и стали взрослыми, однако их оказалось гораздо меньше, чем тех, кто родился в 1989, 1988 и более ранних годах. И эта разница в поступлении новых рабочих рук на российский рынок труда с каждым новым годом будет все увеличиваться и увеличиваться.
Так, если сравнить численность населения России, входящего в возрастные когорты в возрасте 20-24 лет и 25-29 лет, с численностью населения, входящего в когорту 15-19 лет, то разрыв между ними виден невооруженным взглядом. В настоящее время в когорту 20-24 года входит 12.3 млн. человек, и в когорту 25-29 лет тоже 12.3 млн. человек. А вот в когорту 15-19 лет, которая находится на подходе к рынку труда, входит всего 8,5 млн. человек. В следующей за ней когорте 10-14 лет дела обстоят еще хуже – в нее входит 6,5 млн. человек, что, как нетрудно заметить, почти в два раза меньше, чем в когортах 20-24 и 25-29 лет.
Однако абсолютные цифры нового предложения рабочих рук еще не дают полного представления о ситуации на рынке труда. Все-таки эти новые рабочие руки или только замещают, или только дополняют уже существующий кадровый потенциал экономики, но не формируют его полностью. Поэтому для полноты картины надо сравнить поступление новых рабочих рук на рынок труда с оттоком рабочих рук с этого рынка, то есть с количеством лиц, которые из категории занятых в самое ближайшее время будут переходить в категорию пенсионеров.
Для мужчин эта когорта включает возраста с 55 по 59 лет, и ее численность равна 4,2 млн. чел. Для женщин эта когорта включает возраста с 50 по 54 года, и ее численность составляет 6,1 млн. чел. То есть в ближайшие 5 лет на пенсию выйдет 10,3 млн. чел., а им на замену придет только 8,5 млн. чел. Поэтому полного замещения выбывающих кадров новыми у нас не будет, а возникнет дефицит, пока относительно небольшой, нового предложения рабочих рук.
Но в дальнейшем этот дефицит будет только расширяться. Если сравнить между собой численность следующих когорт занятых и приходящих им на замену граждан, то ситуация на рынке труда будет выглядеть так. Через пять лет к пенсионному рубежу подойдет когорта, в которую сейчас входят мужчины в возрасте 50-54 года и женщины в возрасте 45-49 лет. Численность мужской когорты – 5,1 млн. чел., численность женской когорты – 5,9 млн. чел. Итого, через пять лет поступающие на рынок труда молодые кадры должны будут заместить выбытие 11 млн. человек. Но вот этого точно не произойдет, потому что численность замещающей когорты (население в возрасте 10-14 лет) составляет, как мы указывали выше, только 6.5 млн. человек. И дефицит кадров составит уже 4,5 млн. чел.
Таким образом, за следующие 10 лет накопленная нехватка рабочих рук составит 6 млн. человек; а эта цифра практически полностью совпадает с численностью безработных в российской экономике.
Пока производственный сектор сокращения предложения на рынке труда еще не чувствует, так как, во-первых, в нем доминируют люди, родившиеся в более благоприятный демографический период; а во-вторых, во время кризиса рабочие руки и не особо нужны. Но зато сокращение рождаемости уже очень хорошо на себе чувствует сектор образования. Причем среднее образование это чувствует уже несколько лет подряд, что выражается не только в сокращении количества учащихся, но и в ликвидации школ, которые не могут набрать необходимого контингента. Аналогичные процессы в скором времени начнутся и в среднем специальном, и в высшем образовании.
Поэтому после того, как экономика России восстановится до докризисного уровня (судя по положению дел в промышленности, ждать этого осталось недолго), вопрос о кадровом потенциале снова встанет на повестке дня. Поэтому, не сильно греша против истины, можно сказать, что нас должна волновать не столько проблема безработицы, сколько проблема нехватки новых рабочих рук.
Вероятно, уже через пять лет количество рабочих рук будет соответствовать количеству рабочих мест, а потом количество рабочих рук будет уже меньше количества рабочих мест. Соответственно, проблема безработицы как таковая исчезнет сама по себе, без всякого внешнего воздействия, и поэтому разного рода программы занятости, в том числе и те, которые обсуждались на совещании в Элисте, потеряют свою значимость, и их можно будет сократить или вовсе закрыть.
Правда, несмотря на то, что баланс на рынке труда будет достигнут автоматически, все равно останутся, как минимум, две традиционные структурные проблемы, решать которые придется в «ручном» режиме: несоответствие квалификации рабочей силы имеющимся и будущим рабочим местам; и неравномерное размещение рабочих мест и рабочей силы по территории страны.
Хотя, конечно, эти проблемы более или менее спокойно решаются и сейчас, особенно проблема квалификации кадров, однако к моменту достижения равновесия одного автоматизма будет уже не хватать. Придется применить серьезные административные воздействия, по сравнению с которыми нынешние мероприятия по борьбе с безработицей будут казаться очень слабыми.
Поэтому если уж Правительство решило всерьез озаботиться проблемами занятности, то ему, как представляется, имеет смысл заняться поиском ответа на следующий вопрос: что будет дешевле – переносить рабочие места к местам проживания рабочей силы или, наоборот, переносить места проживания к рабочим местам? Именно этот вопрос, как представляется, будет наиболее актуальным в свете предстоящих кардинальных изменений на российском рынке труда.
Пока Правительство собирается только составлять баланс трудовых ресурсов. Это, безусловно, правильно, так как ситуация с трудовыми ресурсами у нас скоро будет очень напряженной. Ведь мы сделали расчеты будущих значений экономически активного населения страны в предположении, что количество рабочих мест останется неизменным. Но если российская экономика будет на подъеме и спрос на труд будет расти, то ситуация с трудовым обеспечением существенно ухудшится. И тогда балансовые выкладки статистических органов будут очень кстати.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)