Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета» о комиссии по демографической политике и нацпроектах
«Время новостей» о финансировании социальных программ
«Профиль» о проблемах социальной сферы в России
«Gzt.ru» о неравенстве в России
«Российская газета» о бедности в России
«Новые известия» о ситуации на рынке труда
«Коммерсантъ» о снижении производительности труда
«Новые известия» о смертности от жары летом 2010 года
«АМИ-ТАСС» о младенческой смертности
«Медицинская газета» о «дневниках здоровья»
«Коммерсантъ» о вакцинации
«Компаньон» о проблемах рождаемости в Японии
«Delfi.lt» о демографической и миграционной ситуации в Литве
«Время новостей» и «Новые известия» о сокращении квот на привлечение трудовых мигрантов и тенденциях миграции на постсоветском пространстве
«Казахстанская правда» о миграционной политике в Казахстане
«Итоги» и "Коммерсантъ" о возможности безвизового будущего России с ЕС

«Деньги» о возможностях эмиграции из России
«Время новостей» о предложении введения 13% подоходного налога для 3% переселенцев в Россию
«Foreign Policy» о роли русских переселенцев в Израиль в ближневосточной урегулировании
«Cursorinfo.co.il» о проблемах палестинских беженцев в Ливане
«Новые известия» об алкопотреблении
«Время новостей» о рекламе пива
«Парламентская газета» о положении пожилых людей
«Росбалт» о пенсионной системе и пенсионном возрасте
«Торгово-промышленные ведомости» о жизни пожилых в Японии
«Известия» об остеопорозе
«Время новостей» о нобелевской оценке ЭКО
«Новые известия» и «Corriere della Sera» о реакции Ватикана на присуждение Нобелевской премии в области медицины
«The New York Times» о дочках-мальчиках в Афганистане
«Коммерсантъ» о привлекательности Нью-Йорка, Лондона и Токио
«RussiaProfile» о докладе о городах и городском развитии

… о докладе о городах и городском развитии

Дыхание города

Мегаполис – жизнь и смерть горожан.

В англоязычном Интернет-журнале RussiaProfile.org вышел очередной специальный доклад. На сей раз его тема – города и городское развитие. В четырнадцати статьях российские и иностранные авторы рассматривают вопросы муниципальной власти, городского планирования, строительства и экологии, а также современное состояние таких городов, как Грозный, Магнитогорск, Владивосток, Казань находящийся на территории Украины преимущественно русский Севастополь. Предлагаем вашему вниманию некоторые статьи из этой серии на русском языке.
Город – технократическое сообщество. И задача сохранения в этом урбанистическом мире благоприятной для человека среды обитания, является одной из приоритетных. С одной стороны человек, сосредотачивая в городе промышленные и интеллектуальные ресурсы, стремится к их максимально эффективному использованию. С другой стороны, чрезмерная урбанизация, губя экологию города, убивает и человека. Ведь человек – это биологический организм и приемлемая чистота окружающих его воздуха, воды и почвы жизненно необходима.
Главным городским загрязнителем вот уже несколько десятилетий остается автотранспорт, более 70% загрязнения атмосферы в городе приходится на автомобили, использующие нефтепродукты в качестве топлива. Машина выбрасывает в воздух огромное количество выхлопных газов. Сегодня практически над всеми развитыми городами мира висит смог – облако, в основном состоящее из выхлопных газов автомашин. К тому же один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, существенно снижая его содержание в атмосфере. Примером тяжелейшей экологической ситуации, сложившейся из-за распространения автомобилей, может служить Япония, где из-за небольших размеров территории на единицу площади приходится в несколько раз больше машин, чем, к примеру, в США и тем более в России. Регулировщики уличного движения в центре Токио вынуждены надевать кислородные маски, менять друг друга каждые два часа и проходить реабилитацию в специальных боксах, наполненных кислородом.
При всех проблемах автотранспорта, сегодня он абсолютно необходим городу. С другой стороны, человечеству нужно решить топливную проблему, постепенно отказываясь от углеводородов и переходя на чистые источники энергии, такие как электроэнергия. Электромобили давно уже бегают по дорогам мира, но пока не получили широкого распространения. Машины на электрической тяге решают еще одну сложную задачу – снижение городского шума до приемлемого уровня. Ведь автомобиль – еще и акустический загрязнитель.
Помимо транспортных артерий город нуждается и в артериях водных, ведь для нормального функционирования город должен потреблять чистую  воду. Крупный город с населением в 1 миллион жителей ежегодно потребляет около 470 миллионов тонн воды. Большая часть этой воды затем уходит из города в виде загрязненных сточных вод. Очистка этой воды и ее повторное использование сегодня рассматривается как один из приоритетов в повышении эффективности городского хозяйства.
Город производит множество отходов. На окружающих его территориях скапливаются миллионы тонн твердых и концентрированных отходов. Наибольшую массу среди  городско мусора составляют зола и  шлаки теплоэлектростанций  и  котельных. Но постепенно, с ростом потребления, свалки и мусорные полигоны с бытовыми отходами, начинают преобладать. Огромное количество пластиковых и других упаковочных материалов, автомобильные шины, строительный мусор и старые вещи – вот то, что составляет основу любой современной городской свалки. Печально, что проблему городского мусора в России, и в частности в Москве, качественно не решили. В ряде префектур столицы а также в Санкт-Петербурге, проводят эксперимент по сбору твердых бытовых отходов в так называемых фандоматах – аппаратах, позволяющих сортировать мусор и выбрасывать его отдельно. Но только экспериментами снизить количество мусора в городах не удастся.
Города служат огромными накопителями и потребителями энергии, ее концентрация и дальнейшее выделение в окружающую среду приводят к тому, что в городской черте температура  воздуха всегда выше, чем на территориях вокруг нее. Это связано и с техногенной  деятельностью, и с нагревом солнцем асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей улиц, площадей, стен и крыш домов.
Город сложным образом формирует многие стороны жизни человека. Экологическую комфортность города принято оценивать через уровень социального благополучия, степень экологической безопасности, занятость и удовлетворенность своей работой, через наличие условий для полноценного отдыха и восстановления сил. Здоровье горожан во многом степени зависит от характеристик экологического социально-культурного комплекса, сложившегося за определенный исторический промежуток. В представлениях футурологов город будущего не только лишен всех недостатков, присущих современных мегаполисам, но и использует отходы деятельности, в том числе мусор, тепловые выбросы, сточные воды, себе на пользу. К сожалению, пока к созданию такого «идеального» поселения приступили только на бумаге.

Андрей РЕЗНИЧЕНКО, руководитель редакции науки и экологии РИА Новости. «RussiaProfile», 5 октября 2010 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru

 

<<< Назад


 

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.