В англоязычном Интернет-журнале RussiaProfile.org вышел очередной специальный доклад. На сей раз его тема – города и городское развитие. В четырнадцати статьях российские и иностранные авторы рассматривают вопросы муниципальной власти, городского планирования, строительства и экологии, а также современное состояние таких городов, как Грозный, Магнитогорск, Владивосток, Казань находящийся на территории Украины преимущественно русский Севастополь. Предлагаем вашему вниманию некоторые статьи из этой серии на русском языке.
Город – технократическое сообщество. И задача сохранения в этом урбанистическом мире благоприятной для человека среды обитания, является одной из приоритетных. С одной стороны человек, сосредотачивая в городе промышленные и интеллектуальные ресурсы, стремится к их максимально эффективному использованию. С другой стороны, чрезмерная урбанизация, губя экологию города, убивает и человека. Ведь человек – это биологический организм и приемлемая чистота окружающих его воздуха, воды и почвы жизненно необходима.
Главным городским загрязнителем вот уже несколько десятилетий остается автотранспорт, более 70% загрязнения атмосферы в городе приходится на автомобили, использующие нефтепродукты в качестве топлива. Машина выбрасывает в воздух огромное количество выхлопных газов. Сегодня практически над всеми развитыми городами мира висит смог – облако, в основном состоящее из выхлопных газов автомашин. К тому же один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, существенно снижая его содержание в атмосфере. Примером тяжелейшей экологической ситуации, сложившейся из-за распространения автомобилей, может служить Япония, где из-за небольших размеров территории на единицу площади приходится в несколько раз больше машин, чем, к примеру, в США и тем более в России. Регулировщики уличного движения в центре Токио вынуждены надевать кислородные маски, менять друг друга каждые два часа и проходить реабилитацию в специальных боксах, наполненных кислородом.
При всех проблемах автотранспорта, сегодня он абсолютно необходим городу. С другой стороны, человечеству нужно решить топливную проблему, постепенно отказываясь от углеводородов и переходя на чистые источники энергии, такие как электроэнергия. Электромобили давно уже бегают по дорогам мира, но пока не получили широкого распространения. Машины на электрической тяге решают еще одну сложную задачу – снижение городского шума до приемлемого уровня. Ведь автомобиль – еще и акустический загрязнитель.
Помимо транспортных артерий город нуждается и в артериях водных, ведь для нормального функционирования город должен потреблять чистую воду. Крупный город с населением в 1 миллион жителей ежегодно потребляет около 470 миллионов тонн воды. Большая часть этой воды затем уходит из города в виде загрязненных сточных вод. Очистка этой воды и ее повторное использование сегодня рассматривается как один из приоритетов в повышении эффективности городского хозяйства.
Город производит множество отходов. На окружающих его территориях скапливаются миллионы тонн твердых и концентрированных отходов. Наибольшую массу среди городско мусора составляют зола и шлаки теплоэлектростанций и котельных. Но постепенно, с ростом потребления, свалки и мусорные полигоны с бытовыми отходами, начинают преобладать. Огромное количество пластиковых и других упаковочных материалов, автомобильные шины, строительный мусор и старые вещи – вот то, что составляет основу любой современной городской свалки. Печально, что проблему городского мусора в России, и в частности в Москве, качественно не решили. В ряде префектур столицы а также в Санкт-Петербурге, проводят эксперимент по сбору твердых бытовых отходов в так называемых фандоматах – аппаратах, позволяющих сортировать мусор и выбрасывать его отдельно. Но только экспериментами снизить количество мусора в городах не удастся.
Города служат огромными накопителями и потребителями энергии, ее концентрация и дальнейшее выделение в окружающую среду приводят к тому, что в городской черте температура воздуха всегда выше, чем на территориях вокруг нее. Это связано и с техногенной деятельностью, и с нагревом солнцем асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей улиц, площадей, стен и крыш домов.
Город сложным образом формирует многие стороны жизни человека. Экологическую комфортность города принято оценивать через уровень социального благополучия, степень экологической безопасности, занятость и удовлетворенность своей работой, через наличие условий для полноценного отдыха и восстановления сил. Здоровье горожан во многом степени зависит от характеристик экологического социально-культурного комплекса, сложившегося за определенный исторический промежуток. В представлениях футурологов город будущего не только лишен всех недостатков, присущих современных мегаполисам, но и использует отходы деятельности, в том числе мусор, тепловые выбросы, сточные воды, себе на пользу. К сожалению, пока к созданию такого «идеального» поселения приступили только на бумаге.
Андрей РЕЗНИЧЕНКО, руководитель редакции науки и экологии РИА Новости. «RussiaProfile», 5 октября 2010 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)