Новые поправки к закону «О рекламе», внесенные в правительство Министерством здравоохранения и социального развития, должны фактически полностью ликвидировать рекламу пива во всех средствах массовой информации и в кино. Именно этот напиток сегодня является основной причиной алкоголизма, особенно у молодых людей, считают чиновники. Как сообщила вчера министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, выступая на конференции «Наркология-2010», из 3,25 млн. зарегистрированных в России наркологических больных 82% - это больные алкоголизмом.
Если поправки, уже одобренные Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития и Министерством финансов, найдут поддержку в правительстве и Госдуме, то статьи «Реклама алкогольной продукции» и «Реклама пива и напитков, изготовленных на его основе» ныне действующего закона «О рекламе» будут значительно изменены. В частности, имеющийся в действующем законе запрет на использование в рекламных текстах «утверждения о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека» будет дополнен запретом на упоминание каких-либо полезных веществ, в том числе витаминов и минералов, содержащихся в пенном напитке.
Сейчас реклама пива запрещена «на всех видах транспортных средств общего пользования», но поправки требуют ограничить ее теперь и в зданиях (и на зданиях), непосредственно связанных с транспортом. Надо полагать, что это не только вокзалы, аэропорты и троллейбусные парки, но и станции метрополитена, где алкостикеры регулярно появляются. По большому счету, Минздравсоцразвития оставляет рекламу пива исключительно отраслевым печатным изданиям, которые предназначены для работников ритейла. Еще можно будет нечто печатно-рекламное выставлять около полок с пивом в супермаркетах, но внесенные поправки обязывают рекламодателя даже при размещении плакатов или щитов в торговых залах 20% их площади отводить под предупреждения о вреде алкоголя (предыдущая версия закона довольствовалась 10%).
Категорически будет запрещено проводить рекламные акции с раздачей образцов пивной продукции где-либо, кроме все тех же стационарных торговых точек. Разумеется, несовершеннолетних любителей пива в этот момент не должно быть поблизости. Нельзя привлекать падких на подарки любителей пива дополнительными стимулами - такими как стаканы, сумки, кепки и билеты на футбол. Также им нельзя будет предлагать заниматься сбором пробок, этикеток или жестяных колечек для вскрытия пивных банок - за весь этот мусор никаких сувениров им больше не дадут. Существует в проекте поправок в закон «О рекламе» и предупреждение, направленное против так называемых зонтичных брендов, переносящих торговые знаки, уже ассоциирующиеся у потребителей с пивом, на другие товары и услуги.
«Поправки к закону «О рекламе», направленные на ограничение рекламы пива и напитков, его содержащих, были подготовлены специалистами Минздравсоцразвития совместно с НИИ наркологии и юристами», - сообщила «Времени новостей» помощник министра София Малявина. По ее словам, цель министерства - это усиление запретительных мер в отношении рекламы алкогольной продукции в целом и пива в частности. «Это далеко не последний шаг в борьбе с распространением алкоголя, возможно, в дальнейшем ограничений будет еще больше», - отметила г-жа Малявина. Напомним, что рекламные поправки ведомство Татьяны Голиковой обязалось подготовить ровно год назад, в сентябре 2009 года, после того как президент Дмитрий Медведев дал соответствующее поручение. И сейчас, и тогда необходимость изменения законодательства обосновывалась тем, что 80% выпиваемого в России алкоголя - это пиво, и только 13% приходится на водку, 6% на вино.
«Это очень странная арифметика, не без умысла распространяемая Минздравсоцразвития», - сказал «Времени новостей» председатель исполнительного комитета Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов. По его словам, измерять долю потребления алкогольного напитка во всем мире принято по содержанию чистого спирта в них. А 80% - это доля пива на рынке, если учитывать весь продаваемый объем этого напитка. Если же говорить о потребляемом спирте, то с пивом его потребляется только 20%, а более 60% россияне выпивают в виде водки и крепких алкогольных напитков. «Я думаю, что регулировать потребление алкоголя нужно ограничивая потребление именно крепких напитков, и делать это необходимо фискальными методами», - говорит г-н Мамонтов. По его мнению, реальное положение дел можно оценить по тому, насколько в стране доступен крепкий алкоголь. Так, в СССР стоимость бутылки водки была равна стоимости примерно десяти бутылок пива, сейчас же за 150 руб. - цену средней по качеству поллитровки - можно купить только три-четыре бутылки пива. Так что крен госполитики в сторону продвижения крепких напитков очевиден, считает представитель пивной индустрии.
Галина ПАПЕРНАЯ. «Время новостей», 6 октября 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)