… о сокращении квот на привлечение трудовых мигрантов и тенденциях миграции на постсоветском пространстве
Право на трудности
Правительство снова сокращает квоту на гастарбайтеров
Намечающийся после кризиса рост российской экономики пока не заставил правительство пересмотреть политику ежегодного сокращения квот на гастарбайтеров. Вчера в Министерстве здравоохранения и социального развития сообщили, что лимит на иностранцев, желающих работать в России у юридических лиц, в будущем году будет сокращен на 200 тыс. человек по сравнению с 2010-м. В ближайшее время предложения министерства, обобщившего заявки из регионов, будут утверждены премьер-министром. Опыт последних лет показывает, что Белый дом не правит цифр, поступающих от кураторов рынка труда.
Согласно расчетам Минздравсоцразвития, в 2011 году иностранным гражданам должно быть выдано не более 1 млн. 745 тыс. разрешений на работу. При этом почти треть этой квоты составляет резерв, который будет использован лишь в том случае, если регионы запросят «сверхнормативных» гастарбайтеров. В 2010-м лимит с учетом резерва составил 1 млн. 944 тыс. разрешений. Как сообщила директор департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития Татьяна Блинова, очередное сокращение квоты объясняется в первую очередь введением новых механизмов привлечения приезжих и расширением категорий трудовых мигрантов, на которых эти квоты не распространяются. Напомним, что теперь упрощенный вариант получения разрешений на работу предусмотрен для гастарбайтеров, нанятых частными лицами, а также для высококвалифицированных иностранных специалистов. Для первых уже работает механизм получения патента стоимостью 1 тыс. руб. в месяц, вторым разрешение будет выдаваться по приглашению принимающей компании. Пока, впрочем, количество выданных патентов существенно меньше урезаемой квоты. Согласно статистике Федеральной миграционной службы, с 1 июля по 15 сентября в России выдано 57 тыс. патентов.
Глобально изменять механизм привлечения рабочей силы и контроля миграционных потоков правительство, судя по всему, не собирается. «Отменять квоты нецелесообразно, поскольку они созданы для того, чтобы защитить российских граждан от конкуренции со стороны иностранцев. Необходимость в этом еще есть», - заявили «Времени новостей» в пресс-службе Минздравсоцразвития.
В некоторых регионах установку на поддержку отечественного работника восприняли предельно серьезно. Так, например, московские чиновники подали недавно рекордно низкую заявку по квотам - в 2011 году Москве, согласно расчетам мэрии, потребуется всего 180 тыс. трудовых мигрантов. В прошлом, кризисном году городу требовалось не менее 250 тыс. гастарбайтеров. Впрочем, столь резкое и очевидно искусственное урезание квот неудивительно, если учесть, что одним из самых ярых сторонников протекционистских мер на рынке труда является мэр Москвы Юрий Лужков, который в ходе своего недавнего выступления на генсовете Федерации независимых профсоюзов России отметил, что «мигранты - это разврат экономической системы».
По мнению председателя Профсоюза трудящихся мигрантов Рената Каримова, в условиях безвизового режима с основными «поставщиками» трудовых мигрантов - государствами Средней Азии, Украиной и Молдавией - лимит является «крайне неэффективным инструментом защиты собственной рабочей силы». «Квоты никого не защищают, поскольку россияне никогда не будут претендовать на место дворника. При этом квоты мешают приезжим легализоваться в России и работать на ее экономику», - отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Каримов. Он уверен, что жесткое квотирование будет все больше криминализировать процесс получения разрешения на работу. «Мне рассказывают, что уже сейчас у подмосковных отделений ФМС мигрантам предлагают оформить документы за 23 тыс. руб.», - рассказал он.
Вячеслав КОЗЛОВ. «Время новостей», 23 сентября 2010 года
Борьба за любовь
Квалифицированные специалисты из СНГ предпочитают России Западную Европу
Вчера Минздравсоцразвития РФ предложило выдать иностранным гражданам в будущем году почти на 200 тыс. меньше разрешений на работу, чем в 2010-м. Министерство объяснило это тем, что летом начали действовать новые механизмы привлечения иностранцев, на которые эти квоты не распространяются. Речь, в частности, идет о высококвалифицированных специалистах. Между тем, как признали участники конференции, состоявшейся в среду в российском НИИ труда и соцстрахования, именно классные спецы даже из стран СНГ едут к нам все менее охотно.
Конференция называлась «Разработка предложений межгосударственного регулирования трудовой миграции России и Белоруссии». Однако в ходе обсуждения ее участники вышли далеко за пределы отношений только между двумя этими странами. По данным НИИ труда, РФ все более зависима от трудовой миграции ближайших соседей. Если до 2000 года из стран СНГ к нам прибывало 50% мигрантов, а вторая половина – из дальнего зарубежья, то сейчас доля Содружества в этом потоке составляет уже 70%. Однако проблема не только в количестве, но и в качестве привлекаемых трудовых ресурсов.
Представляющая Белоруссию заместитель начальника департамента социальной политики Постоянного комитета Союзного государства Ольга Виноградова по этому поводу заметила: «Россия говорит, что ей нужны квалифицированные рабочие руки. Но нам они тоже нужны! Мы их бережем и создаем условия. Более того – за них конкурируют Польша, Франция и Италия, предлагая более выгодные варианты, чем Москва. Поэтому сюда едут не лучшие наши кадры». Действительно, Белоруссия, по словам специалиста, делает ставку на автоматизацию производства, чтобы привлечь свою молодежь, – даже пни в лесу выкорчевывают при помощи пневмопресса. Полным ходом идет заселение «агрогородков», где приглашенным специалистам дают усадьбы с домами, окруженными хорошими дорогами.
Впрочем, не только Белоруссия отправляет лучшие свои кадры на Запад. «Туда же ориентируются и специалисты из Украины и Молдавии. Таким образом, единственное, что пока еще сильно держит постсоветское пространство, – это родственные связи. А трудовая составляющая ослабевает, – констатировал завсектором политики занятости Института макроэкономических исследований Анатолий Топилин. – Модернизация, провозглашенная в России, должна серьезно реализовываться. Иначе мы скоро потеряем привлекательность страны в качестве хорошего работодателя. А миграционная политика должна быть единой для всех стран СНГ, и Белоруссию здесь особо выделять не следует». По мнению ученого, миграционные отношения России и Белоруссии могут стать «полигоном» для отработки расчетных балансов трудовых ресурсов, которые Росстат ведет с советских времен, но почему-то постоянно держит в столе и широко не использует.
Если же говорить о потенциале привлечения работников из соседней страны, то он выглядит весьма ограниченным. И виновата в этом ситуация на рынке труда. Во всяком случае, официальные цифры зарегистрированной безработицы в Белоруссии – 0,8%, у нас – 2,7%. И даже если учесть, что реальное число незанятых, фиксируемое по методике Международной организации труда, обычно втрое больше, чем официальное, разница все равно остается не в пользу России. Так что поток мигрантов - «союзников» может вскоре иссякнуть – искать работу там, где ее меньше, занятие неблагодарное.
Специалисты единодушны: невозможно создать полноценную систему трудовой миграции, не решив проблему предоставления жилья приезжим. Нужны не просто бытовки и сарайчики, а нормальный цивилизованный рынок наемного жилья, в котором обязательно будут участвовать работодатели. Ведь социальное пространство неотъемлемо от людей. И хоть с наступлением финансового кризиса стали высказываться мнения об установлении более жестких ограничений на присутствие трудовых мигрантов на отечественном рынке труда, объективные причины для привлечения (конечно, более дифференцированного) иностранной рабочей силы сохраняются.
«Некоторое сокращение потребности в ее использовании из-за экономического спада отнюдь не решает системных проблем регулирования трудовой миграции, – убеждена специалист отдела трудовой миграции НИИ труда и социального страхования Юлиана Алексенцева. – Даже несмотря на изменения в закон о правовом положении иностранных граждан в РФ, действующие уже три года и предоставляющие преимущества в получении разрешений на временное проживание и трудоустройство гражданам определенных государств, они не решают накопившихся проблем регулирования трудовой миграции. Все упирается в механизм определения потребности в иностранной рабочей силе, без которого невозможно точное ее квотирование».
Анжела ДРУЖИНИНА. «Новые известия», 23 сентября 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)