Согласно опросу компании HeadHunter лишь 19% респондентов ежедневно ездят на работу в другой город. Однако эксперты "Труда" считают, что эта цифра завышена.
Кроме того, кризис изменил портрет приезжего работника. Из-за кризиса мобильность россиян снизилась в разы. Год назад около 700 тысяч жителей нашей страны жили в одном городе, а на работу ездили в другой. Радиус этой миграции составлял примерно 350-400 км. Сегодня немногие готовы тратить несколько часов на дорогу ради зарплаты, которую и так сокращают.
Сотрудники стали увольняться. Ведь, скажем, получая в Дубне 10 тысяч рублей и тратя на поездку от дома до компании 15 минут, нет никакого смысла за 17 тысяч работать в Москве, добираясь туда несколько часов по пробкам на автомобиле или в переполненных электричках и поездах метро. Мобильными остались охранники, работающие сутками или посменно. Съездить в столицу раз в три дня - не проблема, да и платят стражам в Белокаменной больше, чем в Подмосковье.
За год все перевернулось
Год назад большое количество низко- и среднеквалифицированных работников могли найти место в большом городе. Сейчас же все более или менее оплачиваемые места заняли москвичи. Это связано с возросшим уровнем безработицы и прошедшими волнами сокращений. В прошлом году в столицу помимо офисных сотрудников, занимавших низшие ступени карьерной лестницы, ехали медсестры и врачи, водители "скорой помощи" и даже школьные учителя. Теперь офисных служащих из регионов уволили, и они пытаются устроиться по месту жительства. То же самое произошло с уборщицами, офис-менеджерами, кассирами и нянечками в больницах. Работодателю проще нанять человека, имеющего право на работу и проживающего близко к офису. К тому же сейчас предложение даже на эти вакансии сильно превышает спрос.
Спрос на охранников и врачей "скорой помощи" сохранился, констатируют эксперты. Зарплата врача "скорой помощи" в Москве в три раза больше, чем в Твери. Фельдшер в области не получает больше 10 тысяч рублей, тогда как в столице предложения начинаются от 17-25 тысяч. Также сильно пострадали программисты и журналисты.
Как рассказала "Труду" профессор Московского государственного университета Наталья Зубаревич, "компании "пропылесосили" все регионы в поисках нужных специалистов. А когда грянул кризис и пошли сокращения, именно с ними и расстались. Людям ничего не осталось, кроме как вернуться домой и искать хоть какую-то работу там".
Готов работать по ночам
Федор устроился ночным охранником в детский сад в Зеленограде, хотя сам он из Клина. Деньги платили небольшие, но он был согласен "ночевать" вдали от дома. Да, через день нужно было ездить к восьми часам вечера и 12 часов проводить на работе. Сон получался скомканным, потому что по инструкции положено раз в час обходить территорию. Но что еще было делать, если в родном городе бывшему военному, а ныне специалисту по ремонту компьютерной техники просто не найти работу с достойной зарплатой.
Мобильный Запад
В США и странах Европы с такими проблемами никто не сталкивается. Там в порядке вещей жить в пригороде и ездить на работу два часа. Но с учетом западной автомобилизации и качества дорог это никогда не составляло проблемы. По хорошей трассе проехать за два часа 300 км - это нормально. Автобаны с неограниченной скоростью и 8-10-полосные дороги без пробок очень этому способствуют.
Наталья Зубаревич считает, что дело в наших дорогах и менталитете: "В России пока еще не принято ездить на работу из пригорода, проживая в комфортабельном коттедже или доме". По словам эксперта, россияне маломобильны, даже когда речь идет не о мобильности, а о трудовой миграции, или когда люди уезжают на постоянное место жительства в другой город. Примерно 1,3% россиян в год переезжают на новое место. В Европе этот показатель больше в два--три раза, в США - в три--четыре раза. Считается, что житель России меняет место жительства всего два раза в жизни, в то время как американцы переезжают шесть--семь раз.
Наталья Зубаревич считает, что, хотя начиная с 90-х годов прошлого века трудовая мобильность в России растет, кризис не только затормозил эту тенденцию, но и повлиял на снижение показателей. "В пиковую стадию кризиса трудовая мобильность продолжит снижаться", - говорит эксперт. Если кризис примет еще более затяжной характер, люди, не живущие в больших городах, могут лишиться последней возможности зарабатывать больше вдали от дома.
Разница зарплат в городах и областях
10000 руб. платят фельдшеру в Твери
28000 руб. его зарплата в Санкт-Петербурге
30000 руб. платят в Москве
9500 руб. получает охранник в Воронеже
28000 руб. его зарплата в Москве
25000 руб. платят в Санкт-Петербурге
Кто ездил работать в другой город
До кризиса Нянечки в больницах
Секретарши
Офис-менеджеры
Программисты
Журналисты
Врачи "скорой помощи"
Водители "скорой помощи"
Во время кризиса
Охранники
Строители
Слесари высокой квалификации
Инженеры высокой квалификации
Монтажники
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)