|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит
его эффективности
Данные обследований ОЭСР свидетельствуют о том, что
обеспечение справедливости и равенства возможностей обучения не
противоречит его эффективности. Это особенно ясно на примере обязательного
базового образования: если учащийся не завершает его, значительные
издержки несет не только он сам, но и общество в целом, поскольку
расходы на поддержание маргинальных групп в обществе очень высоки.
Результаты оценки образовательных достижений учащихся по международной
программе ПИЗА, показывают, что раннее разделение учащихся в рамках
глубоко дифференцированной системы образования не только значительно
ограничивает равенство возможностей обучения, но нередко приводит
и к снижению качества образования в целом.
В последние годы девушки в странах ОЕСД более активны
в процессе обучения, чем юноши. Доля получивших высшее образование
среди женщин больше, чем среди мужчин того же возраста, уже начиная
с поколений родившихся в 1960-е годы, а доля получивших образование
не ниже полного среднего – начиная с поколений родившихся в 1970-е
годы (рис. 14).
Рисунок 14. Доля получивших полное среднее и высшее
образование среди мужчин и женщин разного возраста, 2006, % от общей
численности соответствующей возрастно-половой группы
Средняя продолжительность предстоящего обучения в возрасте
от 15 до 29 лет составляет по ОЭСР в целом для девушек 7 лет,
а для юношей – 6,6 года. В 2006 году она была выше для девушек во
всех странах, кроме Австралии, Австрии, Германии, Мексики, Нидерландов,
Турции, Швейцарии и Японии.
Данные обследований, проведенных в 1990-е годы, свидетельствовали
о том, что дети родителей, получивших высшее образование, в несколько
раз чаще достигали такого же уровня образования, чем дети родителей
с более низкими уровнями образования. Среди стран ОЭСР, по которым
такие расчеты возможны, учащиеся, отцы которых сами имели высшее
образование, вдвое чаще получали высшее образование в Австрии, Великобритании,
Германии, Португалии, Франции. Однако в Испании такое превышение
составляло лишь 1,5 раза, а в Ирландии и того меньше – 1,1 раза.
Кроме того, в странах, обеспечивающих больше равенства в доступности
высшего образования – Финляндии, Ирландии и Испании - качество
полученного образования оказывается более однородным и высоким.
Учащиеся-иммигранты первого поколения значительно отстают
от уроженцев стран, в которых они обучаются, по уровню грамотности,
определяемому по методике ПИЗА (рис. 15 и 16, на которых доля учащихся
с низшими уровнями грамотности для большей наглядности представлена
как отрицательная величина). Особенно выражено такое отставание
в Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции и Швейцарии, хотя в
трех странах традиционной иммиграции – Австралии, Канаде, Новой
Зеландии, также в китайском Макао – такие различия не очень существенны.
Однако важнее то, что учащиеся – иммигранты второго поколения в
некоторых странах уже значительно превосходят учащихся – иммигрантов
первого поколения.
Рисунок 15. Распределение учащихся 15 лет по уровню
математической грамотности* и миграционному статусу**, 2003 год,
%
* Ниже уровня 1 - менее 358 баллов, уровень 1 - от 358 до
420 баллов, уровень 2 - от 421 до 482 баллов, уровень 3 - от 483
до 544 баллов, уровень 4 - от 545 до 606 баллов, уровень 5 и 6
- 607 баллов и выше}
** название страны – ее уроженцы, 1-е – мигранты
первого поколения, 2-е – мигранты второго поколения
Несмотря на то, что для учащихся-иммигрантов первого
поколения особенно характерна низкая математическая грамотность,
они чаще, чем их ровесники из местных уроженцев, проявляли интерес
к изучению математики, были более мотивированы и расположены к обучению
в школе.
Рисунок 16. Распределение учащихся 15 лет по уровню
грамотности (понимания текста)* и миграционному статусу**, 2003
год, %
* Ниже уровня 1 - менее 335 баллов, уровень 1 - от 335 до
407 баллов, уровень 2 - от 408 до 480 баллов, уровень 3 - от 481
до 552 баллов, уровень 4 - от 553 до 626 баллов, уровень 5 - 627
баллов и выше
** уроженцы страны, 1-е – мигранты первого поколения, 2-е –
мигранты второго поколения
Источники: Organization for Economic Co-Operation
and Development
Education Today: the OECD Perspective. – OECD, 2009 – ISBN 978-92-64-05989-4-
http://browse.oecdbookshop.org/oecd/pdfs/browseit/9609021E.PDF
Education at a Glance 2008: OECD Indicators - http://www.oecd.org/dataoecd/23/46/41284038.pdf
Eurostat – Education in Europe - Key statistics 2006.
– Data in focus. – 48/ 2008 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/
product_details/publication?p_product_code=KS-QA-08-042
|