|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит 
              его эффективности Данные обследований ОЭСР свидетельствуют о том, что 
              обеспечение справедливости и равенства возможностей обучения не 
              противоречит его эффективности. Это особенно ясно на примере обязательного 
              базового образования: если учащийся не завершает его, значительные 
              издержки несет не только он сам, но и общество в целом, поскольку 
              расходы на поддержание маргинальных групп в обществе очень высоки. 
              Результаты оценки образовательных достижений учащихся по международной 
              программе ПИЗА, показывают, что раннее разделение учащихся в рамках 
              глубоко дифференцированной системы образования не только значительно 
              ограничивает равенство возможностей обучения, но нередко приводит 
              и к снижению качества образования в целом. В последние годы девушки в странах ОЕСД более активны 
              в процессе обучения, чем юноши.  Доля получивших высшее образование 
              среди женщин больше, чем среди мужчин того же возраста, уже начиная 
              с поколений родившихся в 1960-е годы, а доля получивших образование 
              не ниже полного среднего – начиная с поколений родившихся в 1970-е 
              годы  (рис. 14).  
 Рисунок 14. Доля получивших полное среднее и высшее 
              образование среди мужчин и женщин разного возраста, 2006, % от общей 
              численности соответствующей возрастно-половой группы Средняя продолжительность предстоящего обучения в возрасте 
              от 15 до 29 лет составляет по  ОЭСР в целом для девушек 7 лет, 
              а для юношей – 6,6 года. В 2006 году она была выше для девушек во 
              всех странах, кроме Австралии, Австрии, Германии, Мексики, Нидерландов, 
              Турции, Швейцарии и Японии. Данные обследований, проведенных в 1990-е годы, свидетельствовали 
              о том, что дети родителей, получивших высшее образование, в несколько 
              раз чаще достигали такого же уровня образования, чем дети родителей 
              с более низкими уровнями образования. Среди стран ОЭСР, по которым 
              такие расчеты возможны, учащиеся, отцы которых сами имели высшее 
              образование, вдвое чаще получали высшее образование в Австрии, Великобритании, 
              Германии, Португалии, Франции. Однако в Испании такое превышение 
              составляло лишь 1,5 раза, а в Ирландии и того меньше – 1,1 раза. 
              Кроме того, в странах, обеспечивающих больше равенства в доступности 
              высшего образования – Финляндии, Ирландии и Испании -  качество 
              полученного образования  оказывается более однородным и высоким. 
             Учащиеся-иммигранты первого поколения значительно отстают 
              от уроженцев стран, в которых они обучаются, по уровню грамотности, 
              определяемому по методике ПИЗА (рис. 15 и 16, на которых доля учащихся 
              с низшими уровнями грамотности для большей наглядности представлена 
              как отрицательная величина). Особенно выражено такое отставание 
              в Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции и Швейцарии, хотя в 
              трех странах традиционной иммиграции – Австралии, Канаде, Новой 
              Зеландии, также в китайском Макао – такие различия не очень существенны. 
              Однако важнее то, что учащиеся – иммигранты второго поколения в 
              некоторых странах уже значительно превосходят учащихся – иммигрантов 
              первого поколения. 
 Рисунок 15. Распределение учащихся 15 лет по уровню 
              математической грамотности* и миграционному статусу**, 2003 год, 
              %  
              * Ниже уровня 1 - менее 358 баллов, уровень 1 - от 358 до 
                420 баллов, уровень 2 - от 421 до 482 баллов, уровень 3 - от 483 
                до 544 баллов, уровень 4 - от 545 до 606 баллов, уровень 5 и 6 
                - 607 баллов и выше}** название страны – ее уроженцы, 1-е – мигранты 
                первого поколения, 2-е – мигранты второго поколения
 Несмотря на то, что для учащихся-иммигрантов первого 
              поколения особенно характерна низкая математическая грамотность, 
              они чаще, чем их ровесники из местных уроженцев, проявляли интерес 
              к изучению математики, были более мотивированы и расположены к обучению 
              в школе. 
 Рисунок 16. Распределение учащихся 15 лет по уровню 
              грамотности (понимания текста)* и миграционному статусу**, 2003 
              год, % 
              * Ниже уровня 1 - менее 335 баллов, уровень 1 - от 335 до 
                407 баллов, уровень 2 - от 408 до 480 баллов, уровень 3 - от 481 
                до 552 баллов, уровень 4 - от 553 до 626 баллов, уровень 5 - 627 
                баллов и выше ** уроженцы страны, 1-е – мигранты первого поколения, 2-е – 
                мигранты второго поколения
 Источники: Organization for Economic Co-Operation 
              and DevelopmentEducation Today: the OECD Perspective. – OECD, 2009 – ISBN 978-92-64-05989-4- 
              http://browse.oecdbookshop.org/oecd/pdfs/browseit/9609021E.PDF
 Education at a Glance 2008: OECD Indicators - http://www.oecd.org/dataoecd/23/46/41284038.pdf
 Eurostat – Education in Europe - Key statistics 2006. 
              – Data  in focus. – 48/ 2008 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/
 product_details/publication?p_product_code=KS-QA-08-042
  
              
             |