|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Получение полного среднего образования, выходящего за
пределы обязательного, все больше становится нормой
Получение полного среднего образования, выходящего за
пределы обязательного, все больше становится нормой для молодых
поколений стран ОЭСР, хотя определенные различия наблюдаются в сочетании
программ общего и профессионального образовании, обучения и занятости.
Среди молодежи в возрасте 17 лет в среднем по странам
ОЭСР продолжают обучение по программам среднего образования 82%.
Во многих странах - в Бельгии, Венгрии. Германии, Норвегии, Польше,
Словакии, Чехии. Финляндии, Швеции, Южной Корее, Японии, эта доля
превышает 90%, но в некоторых не достигает и половины (43% в Мексике,
34% в Турции). В Австрии 15% этой возрастной группы обучаются по
программе послесреднего невысшего образования, а в некоторых странах
- уже по программам высшего образования: в Греции – 14%, Канаде
– 7%, Ирландии, Нидерландах, Турции – по 6%, Австралии и Новой
Зеландии – по 4%.
Среди молодежи в возрасте 18 лет в странах ОЭСР обучение
продолжают ¾ (73%). При этом в одних странах подавляющее большинство
из них еще продолжает обучение по программам среднего образования
(80-90% в Германии, Дании, Норвегии и Чехии, 92% в Польше, 93% в
Финляндии и Швеции), а в других значительная часть уже переходит
к обучению по программам высшего образования (69% в Греции, 66%
в Южной Корее, 40% в США, 36% в Бельгии и Канаде, 34% в Ирландии).
Примерно 26% молодежи 18 лет в Австрии и Ирландии обучаются по программам
послесреднего невысшего образования.
Получение полного среднего образования стало нормой
за последние 20-30 лет (рис. 4). Если среди современной молодежи
доля получивших образование не ниже полного среднего (включая послесреднее
невысшее) составляет 78%, то среди лиц 45-54 лет – 65%, а 55-64
лет – лишь 55%. В некоторых странах разрыв в уровнях образования
молодых и старших поколений еще значительнее. За 30 лет доля получившихся
образование не ниже полного среднего увеличилась в Греции с 34%
до 75%, в Испании – с 27% до 64%, а Южной Корее – с 37% до 97%.
Однако в некоторых странах – Португалии, Турция – доля получивших
образование не ниже полного среднего не достигает и половины среди
молодых поколений.
Рисунок 4. Доля лиц, получивших образование не ниже
полного среднего (послесреднего невысшего), по возрастным группам,
2005 год, % к общей численности соответствующей возрастной группы
С учетом текущих коэффициентов участия молодежи 15-29
лет в различных образовательных программах, ожидаемое время обучения
в этом возрастном интервале в странах ОЭСР составляет 6,7 года,
или почти половину предстоящих 15 лет жизни для подростков 15 лет
(рис. 5). Ожидаемое время обучения в этом возрастном интервале составляет
8 лет и более в Дании, Финляндии (для женщин), Германии (для мужчин),
Исландии, Нидерландах (для мужчин), Польше (для женщин) и Швеции
(для женщин). Ожидаемая продолжительность обучения для женщин данного
возраста выше, чем для мужчин, кроме таких стран, как Австралия,
Австрия, Германия, Япония, Мексика, Нидерланды, Швейцария и Турция.
Чуть более половины (53,8%) получающих послесреднее
невысшее образование обучаются по общеобразовательным программам,
а остальные по программам профессиональной подготовки, сочетая учебу
с работой. Более 65% получающих послесреднее невысшее образование
обучаются по общеобразовательным программам в Греции, Венгрии, Ирландии,
Канаде, Мексике, Португалии, США, Южной Корее, Японии. С другой
стороны, более 65% учащихся этой ступени получают профессиональную
подготовку в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Словакии, Чехии и Финляндии.
Если в одних странах обучение стараются не сочетать
с экономической занятостью, и период совмещения учебы с работой
не превышает в среднем 12 месяцев, то в других используется смешанная
модель образования. В Австралии, Великобритании, Дании, Исландии,
Нидерландах, Швейцарии почти половина ожидаемого периода обучения
в этих возрастах предполагает двойной статус обучающегося и работающего,
включая участвующих в обучающих программах по месту работы.
Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность предстоящей учебы
и экономической активности для молодежи 15-29* лет, оба пола, 2006
год, лет
*Япония – в возрасте 15-24 года
Некоторая часть молодежи нигде не учится и не работает.
В целом по ОЭСР нигде не учится и не работает 6,5% молодежи в возрасте
15-19 лет и почти вдвое больше – 14,6% - в возрасте 20-24
года. Особенно высока доля нигде не учащихся и не работающих подростков
15-19 лет в Турции (37,7% в 2005 году), Мексике (17% в 2004 году),
Италии (11,8% в 2006 году), Новой Зеландии (11,3%) и Испании (10,3%),
а среди молодежи 20-24 лет – в той же Турции (47,1%), Мексике (27,4%),
Италии и Словакии (по 22,8%), Польше (22,8%).
Молодые люди в возрасте 20-24 года, прервавшие обучение,
не получив полного среднего образования, испытывают значительные
трудности при переходе от образования к занятости и подвержены высокому
риску маргинализации. Число попадающих в эту группу риска варьировалось
в 2002 году от 4,6% в Норвегии до 48,8% в Португалии.
|