|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными 
              программами охвачено около 70% детей 3-4 лет В июле 2009 года Организация экономического сотрудничества 
              и развития (ОЭСР)1 
              представила первый обобщающий доклад “Education Today: The 
              OECD Perspectives”, в котором сведены важнейшие результаты 
              специализированных исследований в сфере образования (проводимых, 
              в основном, начиная с 2002 года, когда был создан специальный Директорат 
              образования ОЭСР) и основанные на них рекомендации для политиков. 
              Авторы доклада предостерегают от чрезмерного упрощения приводимых 
              выводов, отсылая заинтересованных лиц к детальным описаниям соответствующих 
              обследований, однако даже сжатое изложение основных тенденций современного 
              образования, их отбор и акценты сами по себе представляют несомненный 
              интерес. Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста 
              приобретает все большую приоритетность во многих странах. Это проявляется 
              в растущем спросе родителей на такие услуги. С одной стороны, они 
              обеспечивают получение образования соответствующего уровня, а с 
              другой - решение задач широкого социального, экономического и образовательного 
              спектра. Для данной сферы образования характерно существенное разнообразие 
              участников и партнеров при значительной нехватке инвестиций во многих 
              странах. В большинстве стран, хотя и не во всех, процесс образования 
              начинается задолго до того, как ребенку исполнится 5 лет. В целом 
              по странам ОЭСР более 2/3 детей в возрасте 3-4 лет (69,4%) участвуют 
              в каких-то образовательных программах. Охват2 
              детей этого возраста дошкольным образованием варьируется от 90% 
              и выше в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Исландии, Испании, 
              Италии, Новой Зеландии и Франции до менее, чем ¼ в Ирландии, 
              Корее и менее 5% в Турции  (рис. 1). 
 Рисунок 1. Охват образовательными программами детей 
              в возрасте 3-4 лет, 2006 год, число посещающих дошкольные учреждения 
              в возрасте до 5 лет к численности детей в возрасте 3-4 лет3, 
              % Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 лет 
              в Европейском Союзе (ЕС-27) составлял в 2006 году 73,9%, варьируясь 
              от 1,7% в Ирландии до 99,8% в Бельгии (при отсутствии данных по 
              Греции и Нидерландам). В возрасте 4 лет этот коэффициент заметно 
              повышается, составляя в среднем по ЕС-27 86,8% и варьируясь  от 
              41,2% в Польше до 100% в Бельгии, Италии и Франции. Как показывают обследования ОЭСР, спрос на услуги по 
              воспитанию и уходу за детьми в возрасте до 3 лет значительно превосходит 
              предложение во всех странах, кроме скандинавских. Выше всего охват 
              государственно субсидируемыми программами воспитания и ухода за 
              детьми младше 3 лет в Дании и Швеции. Помимо этих двух стран, а 
              также Финляндии (в которой, кстати, охват дошкольным образованием 
              невысок, составляя в возрасте 3 лет 39,5%, а в возрасте 4 лет – 
              48,5%), во всех остальных странах (даже если в них законодательством 
              предусмотрен длительный родительский отпуск по уходу за ребенком) 
              отмечается значительное превышение спроса над числом имеющихся мест 
              в детских дошкольных учреждениях. В странах, где государственная 
              поддержка таких образовательных программ ограничена, работающие 
              родители вынуждены либо прибегать к рынку частных услуг, на котором 
              их качество в значительной степени определяется платежеспособностью 
              клиентов, либо искать неформальное решение проблемы, прибегая к 
              помощи семьи, друзей и соседей.  Государственная сеть дошкольных учреждений гораздо сильнее 
              развита в европейских странах ОЭСР, в которых практически повсеместно 
              принята концепция всеобщей доступности услуг дошкольного образования 
              для детей в возрасте от 3 до 6 лет. В большинстве из них дети этого 
              возраста обеспечены, по крайней мере, двухлетним бесплатным государственным 
              дошкольным образованием. За исключением Ирландии и Нидерландов, 
              право на бесплатное дошкольное образование по достижении возраста 
              3 лет, а в некоторых странах и раньше, закреплено законодательно. 
              Программы раннего дошкольного образования в Европе чаще всего бесплатны 
              и реализуются в школах. В странах ОЭСР за пределами Европы бесплатные 
              программы дошкольного образования обычно доступны для детей, начиная 
              с возраста 5 лет, хотя в Австралии, Южной Корее и некоторых штатах 
              США достаточно высок охват дошкольным образованием и в возрасте 
              4 лет. В странах ОЭСР практикуется два подхода к взаимодействию 
              дошкольного и начального школьного образования. Во Франции и англоязычных 
              странах оно рассматривается, прежде всего, с точки зрения школы 
              и предполагает, что раннее образование должно служить целям общественного 
              воспитания и готовить ребенка к школе, прививая ему соответствующие 
              базовые навыки. В странах Скандинавии и Центральной Европы, следующих 
              традиции социальной педагогики, детский сад рассматривается как 
              специфический институт, целью которого является поддержка семьи 
              и широкое развитие способностей детей раннего возраста. 
 1 Organization for 
              Economic Co-Operation and Development (OECD). Первоначально (в 1960-1961 
              годы) в эту организацию вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, 
              Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, 
              Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, 
              Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия 
              (1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), 
              Чехия (1995), Венгрия, Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000 
              год). Помимо 30 стран-членов ОЭСР партнерские отношения с данной 
              организацией поддерживают многие другие страны мира и международные 
              организации. 2 Охват образовательными 
              программами определяется отношением числа посещающих соответствующих 
              образовательных учреждений (или участвующих в этих программах) к 
              общей численности соответствующей возрастной группы.Для международных сопоставлений используется Международная стандартная 
              классификация образования 1997 года (ISCED 1997- см.: http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf 
              ),
 которая предусматривает выделение следующих уровней: 
              уровень 0 – доначальное (дошкольное) образование, начинается 
                после достижения ребенком возраста 3 лет; не является обязательным 
                в большинстве стран;уровень 1 – начальное образование (первый этап базового образования), 
                в зависимости от страны может начинаться с возраста 4-7 лет и 
                продолжается, как правило, 5-6 лет; обязательно во всех странах;уровень 2 – первый этап среднего образования (второй этап базового 
                образования; низшее или основное среднее образование); завершение 
                этого этапа обучения обычно совпадает с завершением программы 
                обязательного образования;уровень 3 -  второй этап среднего образования (полное или 
                высшее среднее образование); необходимым условием для него является 
                завершение образовательных программ низшего уровня; начинается, 
                как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти 
                лет; может быть общим или профессиональным или сочетать в себе 
                обе направленности; обычно позволяет переходить к обучению по 
                программам уровня 5;уровень 4 – послесреднее невысшее образование (подготовка к 
                обучению по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на 
                рынок);уровень 5  - первый этап высшего образования, длящийся 
                не менее 2-х лет  (подготовка специалистов с академической 
                или профессиональной ориентацией)уровень 6 – второй этап высшего образования (подготовка специалистов 
                высшей или «продвинутой» квалификации – Ph.D, doctorate). 3 Поскольку в ряде 
              стран значительное число посещающих дошкольные учреждения моложе 
              3-х лет, значение коэффициента охвата дошкольным образованием превосходит 
              100%.  
              
             |