|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными
программами охвачено около 70% детей 3-4 лет
В июле 2009 года Организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР)1
представила первый обобщающий доклад “Education Today: The
OECD Perspectives”, в котором сведены важнейшие результаты
специализированных исследований в сфере образования (проводимых,
в основном, начиная с 2002 года, когда был создан специальный Директорат
образования ОЭСР) и основанные на них рекомендации для политиков.
Авторы доклада предостерегают от чрезмерного упрощения приводимых
выводов, отсылая заинтересованных лиц к детальным описаниям соответствующих
обследований, однако даже сжатое изложение основных тенденций современного
образования, их отбор и акценты сами по себе представляют несомненный
интерес.
Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста
приобретает все большую приоритетность во многих странах. Это проявляется
в растущем спросе родителей на такие услуги. С одной стороны, они
обеспечивают получение образования соответствующего уровня, а с
другой - решение задач широкого социального, экономического и образовательного
спектра. Для данной сферы образования характерно существенное разнообразие
участников и партнеров при значительной нехватке инвестиций во многих
странах.
В большинстве стран, хотя и не во всех, процесс образования
начинается задолго до того, как ребенку исполнится 5 лет. В целом
по странам ОЭСР более 2/3 детей в возрасте 3-4 лет (69,4%) участвуют
в каких-то образовательных программах. Охват2
детей этого возраста дошкольным образованием варьируется от 90%
и выше в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Исландии, Испании,
Италии, Новой Зеландии и Франции до менее, чем ¼ в Ирландии,
Корее и менее 5% в Турции (рис. 1).
Рисунок 1. Охват образовательными программами детей
в возрасте 3-4 лет, 2006 год, число посещающих дошкольные учреждения
в возрасте до 5 лет к численности детей в возрасте 3-4 лет3,
%
Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 лет
в Европейском Союзе (ЕС-27) составлял в 2006 году 73,9%, варьируясь
от 1,7% в Ирландии до 99,8% в Бельгии (при отсутствии данных по
Греции и Нидерландам). В возрасте 4 лет этот коэффициент заметно
повышается, составляя в среднем по ЕС-27 86,8% и варьируясь от
41,2% в Польше до 100% в Бельгии, Италии и Франции.
Как показывают обследования ОЭСР, спрос на услуги по
воспитанию и уходу за детьми в возрасте до 3 лет значительно превосходит
предложение во всех странах, кроме скандинавских. Выше всего охват
государственно субсидируемыми программами воспитания и ухода за
детьми младше 3 лет в Дании и Швеции. Помимо этих двух стран, а
также Финляндии (в которой, кстати, охват дошкольным образованием
невысок, составляя в возрасте 3 лет 39,5%, а в возрасте 4 лет –
48,5%), во всех остальных странах (даже если в них законодательством
предусмотрен длительный родительский отпуск по уходу за ребенком)
отмечается значительное превышение спроса над числом имеющихся мест
в детских дошкольных учреждениях. В странах, где государственная
поддержка таких образовательных программ ограничена, работающие
родители вынуждены либо прибегать к рынку частных услуг, на котором
их качество в значительной степени определяется платежеспособностью
клиентов, либо искать неформальное решение проблемы, прибегая к
помощи семьи, друзей и соседей.
Государственная сеть дошкольных учреждений гораздо сильнее
развита в европейских странах ОЭСР, в которых практически повсеместно
принята концепция всеобщей доступности услуг дошкольного образования
для детей в возрасте от 3 до 6 лет. В большинстве из них дети этого
возраста обеспечены, по крайней мере, двухлетним бесплатным государственным
дошкольным образованием. За исключением Ирландии и Нидерландов,
право на бесплатное дошкольное образование по достижении возраста
3 лет, а в некоторых странах и раньше, закреплено законодательно.
Программы раннего дошкольного образования в Европе чаще всего бесплатны
и реализуются в школах. В странах ОЭСР за пределами Европы бесплатные
программы дошкольного образования обычно доступны для детей, начиная
с возраста 5 лет, хотя в Австралии, Южной Корее и некоторых штатах
США достаточно высок охват дошкольным образованием и в возрасте
4 лет.
В странах ОЭСР практикуется два подхода к взаимодействию
дошкольного и начального школьного образования. Во Франции и англоязычных
странах оно рассматривается, прежде всего, с точки зрения школы
и предполагает, что раннее образование должно служить целям общественного
воспитания и готовить ребенка к школе, прививая ему соответствующие
базовые навыки. В странах Скандинавии и Центральной Европы, следующих
традиции социальной педагогики, детский сад рассматривается как
специфический институт, целью которого является поддержка семьи
и широкое развитие способностей детей раннего возраста.
1 Organization for
Economic Co-Operation and Development (OECD). Первоначально (в 1960-1961
годы) в эту организацию вошли Австрия, Бельгия, Великобритания,
Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада,
Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция,
Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия
(1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994),
Чехия (1995), Венгрия, Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000
год). Помимо 30 стран-членов ОЭСР партнерские отношения с данной
организацией поддерживают многие другие страны мира и международные
организации.
2 Охват образовательными
программами определяется отношением числа посещающих соответствующих
образовательных учреждений (или участвующих в этих программах) к
общей численности соответствующей возрастной группы.
Для международных сопоставлений используется Международная стандартная
классификация образования 1997 года (ISCED 1997- см.: http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf
),
которая предусматривает выделение следующих уровней:
- уровень 0 – доначальное (дошкольное) образование, начинается
после достижения ребенком возраста 3 лет; не является обязательным
в большинстве стран;
- уровень 1 – начальное образование (первый этап базового образования),
в зависимости от страны может начинаться с возраста 4-7 лет и
продолжается, как правило, 5-6 лет; обязательно во всех странах;
- уровень 2 – первый этап среднего образования (второй этап базового
образования; низшее или основное среднее образование); завершение
этого этапа обучения обычно совпадает с завершением программы
обязательного образования;
- уровень 3 - второй этап среднего образования (полное или
высшее среднее образование); необходимым условием для него является
завершение образовательных программ низшего уровня; начинается,
как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти
лет; может быть общим или профессиональным или сочетать в себе
обе направленности; обычно позволяет переходить к обучению по
программам уровня 5;
- уровень 4 – послесреднее невысшее образование (подготовка к
обучению по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на
рынок);
- уровень 5 - первый этап высшего образования, длящийся
не менее 2-х лет (подготовка специалистов с академической
или профессиональной ориентацией)
- уровень 6 – второй этап высшего образования (подготовка специалистов
высшей или «продвинутой» квалификации – Ph.D, doctorate).
3 Поскольку в ряде
стран значительное число посещающих дошкольные учреждения моложе
3-х лет, значение коэффициента охвата дошкольным образованием превосходит
100%.
|