|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1%
населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения
40 лет и старше
С возрастом участие в образовательных программах резко
снижается. Если в среднем по странам ОЭСР в образовательных программах
разного типа, полное и неполное время участвуют 25,1% людей в возрасте
20-29 лет, то в возрасте 30-39 лет – уже только 5,7%, 40 лет и старше
– лишь 1,4%.
В некоторых странах коэффициенты участия в образовании
заметно выше (рис. 8). Так, в Австралии, Исландии, Новой Зеландии,
Финляндии и Швеции учится каждый десятый среди людей в возрасте
30-39 лет. Несмотря на то, что многие страны не могут представить
данные об участии в образовании людей 40 лет и старше, сравнительно
высокие коэффициенты участия данной возрастной группы в образовательных
группах характерны для Австралии (5,9%), Новой Зеландии (5,1%),
Бельгии (3,7%), Исландии (3,4%), Финляндии (3,2%) и Швеции (3,0%).
В других странах ОЭСР участие население 30 лет и старше
в образовательных программах значительно ниже. Так среди людей 30-39
лет обучаются по тем или иным программам менее 3% в Нидерландах
(2,7%), Франции (2,6%), Германии (2,5%), Южной Корее (2,1%), Турции
(1,6%) и Люксембурге (0,8%). Отсутствие данных затрудняет соответствующие
расчеты по возрастной группе 40 лет и старше, однако ясно, что значение
коэффициента участия в образовательных программам представителей
этой группы не превышает 0,5% в Австрии, Германии, Ирландии, Италии,
Люксембурге, Португалии, Словакии, Турции, Швейцарии, Чехии, Южной
Корее.
Рисунок 8. Охват образованием населения 20 лет и старше,
2006 год, % учащихся (полное и неполное время в формальной системе
образования) к общей численности соответствующих возрастных групп
Среди стран ОЭСР в целом (по данным обследования 2003
года, проведенного в 22 странах) 18% населения 25-64 лет принимают
участие в неформальных образовательных программах, связанных с работой
и не относящихся к действующей системе образования. Среди мужчин
данного возраста эта доля несколько выше (19% против 17% среди женщин).
В большей степени вовлеченность в подобные образовательные программы
характерна для лиц с высшим образованием (31% среди мужчин и 32%
среди женщин), в наименьшей степени – для лиц, получивших лишь среднее
образование низшей ступени (7% среди мужчин и 6% среди женщин).
Наибольшие развитие такие формы обучения получили в Швеции (40%),
Дании (39%), США (37%) и Финляндии (36%). По количеству времени,
затраченного на такое образование, лидировали Дания, Финляндия,
Франция и Швейцария, где оно превышало 1000 часов.
Коэффициент участия в подобных образовательных программах
резко снижается с увеличением возраста и снижением квалификации.
Низкая распространенность таких программ связана не только с недостаточным
инвестированием в образование для взрослых, но и с низкой заинтересованностью
в них людей старших возрастов. Хотя именно продолжающееся обучение
и включенность в социальную жизнь особенно важны в обществе, столкнувшемся
с проблемой прогрессирующего старения населения.
Обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни, определено
в качестве долгосрочной цели в области образования и профессиональной
подготовки. Ожидаемая в возрасте 5 лет продолжительность обучения
в странах ОЭСР, по данным за 2004 год, составляет в среднем 17,4
года, варьируясь от 12,6 года в Турции до 20,7 года в Австралии
и Великобритании (рис. 9).
Рисунок 9. Ожидаемое время обучения в возрасте 5 лет
и старше, 2004 год, лет
|