Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

С возрастом участие в образовательных программах резко снижается. Если в среднем по странам ОЭСР в образовательных программах разного типа, полное и неполное время участвуют 25,1% людей в возрасте 20-29 лет, то в возрасте 30-39 лет – уже только 5,7%, 40 лет и старше – лишь 1,4%.

В некоторых странах коэффициенты участия в образовании заметно выше (рис. 8). Так, в Австралии, Исландии, Новой Зеландии, Финляндии и Швеции учится каждый десятый среди людей в возрасте 30-39 лет. Несмотря на то, что многие страны не могут представить данные об участии в образовании людей 40 лет и старше, сравнительно высокие коэффициенты участия данной возрастной группы в образовательных группах характерны для Австралии (5,9%), Новой Зеландии (5,1%), Бельгии (3,7%), Исландии (3,4%), Финляндии (3,2%) и Швеции (3,0%).

В других странах ОЭСР участие население 30 лет и старше в образовательных программах значительно ниже. Так среди людей 30-39 лет обучаются по тем или иным программам менее 3% в Нидерландах (2,7%), Франции (2,6%), Германии (2,5%), Южной Корее (2,1%), Турции (1,6%) и Люксембурге (0,8%). Отсутствие данных затрудняет соответствующие расчеты по возрастной группе 40 лет и старше, однако ясно, что значение коэффициента участия в образовательных программам представителей этой группы не превышает 0,5% в Австрии, Германии, Ирландии, Италии, Люксембурге, Португалии, Словакии, Турции, Швейцарии, Чехии, Южной Корее.

Рисунок 8. Охват образованием населения 20 лет и старше, 2006 год, % учащихся (полное и неполное время в формальной системе образования) к общей численности соответствующих возрастных групп

Среди стран ОЭСР в целом (по данным обследования 2003 года, проведенного в 22 странах) 18% населения 25-64 лет принимают участие в неформальных образовательных программах, связанных с работой и не относящихся к действующей системе образования. Среди мужчин данного возраста эта доля несколько выше (19% против 17% среди женщин). В большей степени вовлеченность в подобные образовательные программы характерна для лиц с высшим образованием (31% среди мужчин и 32% среди женщин), в наименьшей степени – для лиц, получивших лишь среднее образование низшей ступени (7% среди мужчин и 6% среди женщин). Наибольшие развитие такие формы обучения получили в Швеции (40%), Дании (39%), США (37%) и Финляндии (36%). По количеству времени, затраченного на такое образование, лидировали Дания, Финляндия, Франция и Швейцария, где оно превышало 1000 часов.

Коэффициент участия в подобных образовательных программах резко снижается с увеличением возраста и снижением квалификации. Низкая распространенность таких программ связана не только с недостаточным инвестированием в образование для взрослых, но и с низкой заинтересованностью в них людей старших возрастов. Хотя именно продолжающееся обучение и включенность в социальную жизнь особенно важны в обществе, столкнувшемся с проблемой прогрессирующего старения населения.

Обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни, определено в качестве долгосрочной цели в области образования и профессиональной подготовки. Ожидаемая в возрасте 5 лет продолжительность обучения в странах ОЭСР, по данным за 2004 год, составляет в среднем 17,4 года, варьируясь от 12,6 года в Турции до 20,7 года в Австралии и Великобритании (рис. 9).

Рисунок 9. Ожидаемое время обучения в возрасте 5 лет и старше, 2004 год, лет

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.