|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Высшее образование перестало быть привилегией
В странах ОЭСР все шире распространяется высшее или
третичное образование, в результате чего оно перестало быть привилегией
для меньшей части населения, и сделалось реальностью для большинства.
Быстро растет и развивается международный рынок высшего образования.
В целом по странам ОЭСР в настоящее время учатся около
четверти молодых людей в возрасте 20-29 лет, а в Австралии, Греции,
Дании, Исландии, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции и Словении,
стране-партнере ОЭСР, эта доля составляет 30% и более. Всего лишь
10 лет тому назад, в 1995 году, столь высокая доля учащихся среди
людей этого возраста – 30% - отмечалась лишь в Дании. С тех пор
коэффициент участия молодежи 20-29 лет в образовательных программах
увеличился в 2 раза и более в Греции, Венгрии и Чехии. Коэффициент
перехода к обучению по программам высшего образования академической
направленности (типа А) в целом по ОЭСР увеличился за это время
на 20 процентных пунктов, а в таких странах-членах ОЭСР, как
Австралия, Греция, Италия, Словакия, Чехия, и в стране-партнере
ОЭСР Израиле - на 15 процентных пунктов по сравнению с 2000 годом.
В соответствии с современными уровнями охвата третичным
образованием, чистый (нетто) коэффициент участия в нем условного
поколения превысил 50%. В некоторых странах, по данным за 2006 год,
нетто-коэффициент участия в университетских программах типа А превышает
70% (в Австралии, Исландии, Новой Зеландии, Польше, Финляндии и
Швеции), а в других странах (Великобритании, Греции, Дании, Израиле,
Южной Корее, Российской Федерации и Словении) нетто-коэффициент
участия в программах высшего образования всех типов достигает 80%.
Среди 24 стран ОЭСР, по которым имеются соответствующие
данные, 31% обучающихся по университетским программам типа А не
получают высшего образования. Коэффициент успешного завершения образования
заметно различается по странам. К странам, в которых более ¾
обучающихся по программам типа А успешно завершают этот курс обучения,
относятся Япония (91%), Великобритания (79%), Германия (77%), фламандская
часть Бельгии и Нидерланды (по 76%). Напротив, в таких странах,
как Венгрия, Италия, Новая Зеландия и США успешно завершают обучение
лишь 6 из 10 начавших его. Коэффициент успешного завершения обучения
по программам профессиональной направленности (типа В) еще ниже,
составляя в среднем около 62% и опускаясь даже до трети в Новой
Зеландии, США и Швеции.
Тем не менее, доля получивших высшее образование (обоих
типов) растет от поколения к поколению в большинстве стран (рис.
6). В среднем по странам ОЭСР доля получившихся высшее образование
среди людей 25-34 лет возросла до 33% против 19% среди людей в возрасте
55-64 года. Особенно значительный рост доли лиц с высшим образованием
произошел в Южной Корее (от 11% среди людей 55-64 лет до 53% в возрасте
25-34 года), Японии (с 23% до 54%), Ирландии (с 17% до 42%), Франции
(с 16% до 41%) и Испании (с 15% до 39%). А в Германии и США роста
доли лиц с высшим образованием не наблюдалось.
Рисунок 6. Доля лиц, получивших высшее (третичное) образование,
по возрастным группам, оба пола, 2006 год*, %
* Россия – 2002 год; Бразилия и Чили – 2004 год; Чехия, Польша,
Португалия, Турция – только высшее образование типа А уровня 5
и 6.
Обучение по программам высшего образования в странах
ОЭСР ведется на разных основах. В 5 скандинавских странах, Ирландии,
Польше Чехии обучение по университетских программам типа А бесплатно,
а в США, напротив, плата за обучение в государственных учреждениях
для граждан превышает 5 тысяч долларов. В большинстве стран - членов
и партнеров ОЭСР плата за обучение в частных образовательных учреждениях
выше, чем в государственных. Только в Финляндии и Швеция плата за
обучение не взимается не только в государственных, но и в частных
образовательных учреждениях. В среднем по ОЭСР около 18% государственных
расходов на высшее образование тратится на поддержку студентов,
домохозяйств, других частных лиц в виде грантов, кредитов и субсидий.
В Великобритании, Дании, Нидерландах и Швеции эта доля составляет
до 25% и более, около 33% в Австралии, более 40% в Новой Зеландии,
Норвегии и Чили.
С середины 1970-х годов число студентов, обучающихся
за рубежом, увеличилась более чем в 4 раза – с 0,6 миллиона человек
в 1975 году до 2,9 миллиона человек в 2006 году. Иностранные студенты
концентрируются в небольшом числе стран (рис. 7). Примерно 2/3 из
них обучаются в 7 странах: 49% получают высшее образование в 4 странах
(США, Великобритании, Германии и Франции), еще 16% - в Австралии,
Канаде и Японии. Только мобильность студентов обеспечила в 2004
году экспортную выручку стоимостью более 40 миллиардов долларов
США. Кроме того, растет мобильность преподавателей, образовательных
программ и учреждений. Страны, являющиеся «чистыми экспортерами»
высшего образования, получают выгоды от привлечения высококвалифицированных
мигрантов, позволяющие развивать высокотехнологичную экономику,
а также средства для развития человеческого капитала за счет платы
за обучение иностранных студентов. А страны-«импортеры» высшего
образования получают возможность быстрого наращивания интеллектуального
потенциала, что оказалось особенно эффективным для некоторых стран
Азии и Ближнего Востока.
Рисунок 7. Распределение иностранных студентов, обучающихся
по программам высшего образования (третичного), по странам обучения,
2006 год, %
|