|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Высшее образование перестало быть привилегией В странах ОЭСР все шире распространяется высшее или 
              третичное образование, в результате чего оно перестало быть привилегией 
              для меньшей части населения, и сделалось реальностью для большинства. 
              Быстро растет и развивается международный рынок высшего образования. В целом по странам ОЭСР в настоящее время учатся около 
              четверти молодых людей в возрасте 20-29 лет, а в Австралии, Греции, 
              Дании, Исландии, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции и Словении, 
              стране-партнере ОЭСР, эта доля составляет 30% и более. Всего лишь 
              10 лет тому назад, в 1995 году, столь высокая доля учащихся среди 
              людей этого возраста – 30% - отмечалась лишь в Дании. С тех пор 
              коэффициент участия молодежи 20-29 лет в образовательных программах 
              увеличился в 2 раза и более в Греции, Венгрии и Чехии. Коэффициент 
              перехода к обучению по программам высшего образования академической 
              направленности (типа А) в целом по ОЭСР увеличился за это время 
              на 20 процентных пунктов,  а в таких странах-членах ОЭСР, как 
              Австралия, Греция, Италия, Словакия, Чехия, и в стране-партнере 
              ОЭСР Израиле - на 15 процентных пунктов по сравнению с 2000 годом. В соответствии с современными уровнями охвата третичным 
              образованием, чистый (нетто) коэффициент участия в нем условного 
              поколения превысил 50%. В некоторых странах, по данным за 2006 год, 
              нетто-коэффициент участия в университетских программах типа А превышает 
              70% (в Австралии, Исландии, Новой Зеландии, Польше, Финляндии и 
              Швеции), а в других странах (Великобритании, Греции, Дании, Израиле, 
              Южной Корее, Российской Федерации и Словении) нетто-коэффициент 
              участия в программах высшего образования всех типов достигает 80%. Среди 24 стран ОЭСР, по которым имеются соответствующие 
              данные, 31% обучающихся по университетским программам типа А не 
              получают высшего образования. Коэффициент успешного завершения образования 
              заметно различается по странам. К странам, в которых более ¾ 
              обучающихся по программам типа А успешно завершают этот курс обучения, 
              относятся Япония (91%), Великобритания (79%), Германия (77%), фламандская 
              часть Бельгии и Нидерланды (по 76%). Напротив, в таких странах, 
              как Венгрия, Италия, Новая Зеландия и США успешно завершают обучение 
              лишь 6 из 10 начавших его. Коэффициент успешного завершения обучения 
              по программам профессиональной направленности (типа В) еще ниже, 
              составляя в среднем около 62% и опускаясь даже до трети в Новой 
              Зеландии, США и Швеции.  Тем не менее, доля получивших высшее образование (обоих 
              типов) растет от поколения к поколению в большинстве стран (рис. 
              6). В среднем по странам ОЭСР доля получившихся высшее образование 
              среди людей 25-34 лет возросла до 33% против 19% среди людей в возрасте 
              55-64 года. Особенно значительный рост доли лиц с высшим образованием 
              произошел в Южной Корее (от 11% среди людей 55-64 лет до 53% в возрасте 
              25-34 года), Японии (с 23% до 54%), Ирландии (с 17% до 42%), Франции 
              (с 16% до 41%) и Испании (с 15% до 39%). А в Германии и США роста 
              доли лиц с высшим образованием не наблюдалось. 
 Рисунок 6. Доля лиц, получивших высшее (третичное) образование, 
              по возрастным группам, оба пола, 2006 год*, % 
              * Россия – 2002 год; Бразилия и Чили – 2004 год; Чехия, Польша, 
                Португалия, Турция – только высшее образование типа А уровня 5 
                и 6. Обучение по программам высшего образования в странах 
              ОЭСР ведется на разных основах. В 5 скандинавских странах, Ирландии, 
              Польше Чехии обучение по университетских программам типа А бесплатно, 
              а в США, напротив, плата за обучение в государственных учреждениях 
              для граждан превышает 5 тысяч долларов. В большинстве стран - членов 
              и партнеров ОЭСР плата за обучение в частных образовательных учреждениях 
              выше, чем в государственных. Только в Финляндии и Швеция плата за 
              обучение не взимается не только в государственных, но и в частных 
              образовательных учреждениях. В среднем по ОЭСР около 18% государственных 
              расходов на высшее образование тратится на поддержку студентов, 
              домохозяйств, других частных лиц в виде грантов, кредитов и субсидий. 
              В Великобритании, Дании, Нидерландах и Швеции эта доля составляет 
              до 25% и более, около 33% в Австралии, более 40% в Новой Зеландии, 
              Норвегии и Чили. С середины 1970-х годов число студентов, обучающихся 
              за рубежом, увеличилась более чем в 4 раза – с 0,6 миллиона человек 
              в 1975 году до 2,9 миллиона человек в 2006 году. Иностранные студенты 
              концентрируются в небольшом числе стран (рис. 7). Примерно 2/3 из 
              них обучаются в 7 странах: 49% получают высшее образование в 4 странах 
              (США, Великобритании, Германии и Франции), еще 16% - в Австралии, 
              Канаде и Японии. Только мобильность студентов обеспечила в 2004 
              году экспортную выручку стоимостью более 40 миллиардов долларов 
              США. Кроме того, растет мобильность преподавателей, образовательных 
              программ и учреждений. Страны, являющиеся «чистыми экспортерами» 
              высшего образования, получают выгоды от привлечения высококвалифицированных 
              мигрантов, позволяющие развивать высокотехнологичную экономику, 
              а также средства для развития человеческого капитала за счет платы 
              за обучение иностранных студентов. А страны-«импортеры» высшего 
              образования получают возможность быстрого наращивания интеллектуального 
              потенциала, что оказалось особенно эффективным для некоторых стран 
              Азии и Ближнего Востока. 
 Рисунок 7. Распределение иностранных студентов, обучающихся 
              по программам высшего образования (третичного), по странам обучения, 
              2006 год, %  
              
             |