Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР все шире распространяется высшее или третичное образование, в результате чего оно перестало быть привилегией для меньшей части населения, и сделалось реальностью для большинства. Быстро растет и развивается международный рынок высшего образования.

В целом по странам ОЭСР в настоящее время учатся около четверти молодых людей в возрасте 20-29 лет, а в Австралии, Греции, Дании, Исландии, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции и Словении, стране-партнере ОЭСР, эта доля составляет 30% и более. Всего лишь 10 лет тому назад, в 1995 году, столь высокая доля учащихся среди людей этого возраста – 30% - отмечалась лишь в Дании. С тех пор коэффициент участия молодежи 20-29 лет в образовательных программах увеличился в 2 раза и более в Греции, Венгрии и Чехии. Коэффициент перехода к обучению по программам высшего образования академической направленности (типа А) в целом по ОЭСР увеличился за это время на 20 процентных пунктов,  а в таких странах-членах ОЭСР, как Австралия, Греция, Италия, Словакия, Чехия, и в стране-партнере ОЭСР Израиле - на 15 процентных пунктов по сравнению с 2000 годом.

В соответствии с современными уровнями охвата третичным образованием, чистый (нетто) коэффициент участия в нем условного поколения превысил 50%. В некоторых странах, по данным за 2006 год, нетто-коэффициент участия в университетских программах типа А превышает 70% (в Австралии, Исландии, Новой Зеландии, Польше, Финляндии и Швеции), а в других странах (Великобритании, Греции, Дании, Израиле, Южной Корее, Российской Федерации и Словении) нетто-коэффициент участия в программах высшего образования всех типов достигает 80%.

Среди 24 стран ОЭСР, по которым имеются соответствующие данные, 31% обучающихся по университетским программам типа А не получают высшего образования. Коэффициент успешного завершения образования заметно различается по странам. К странам, в которых более ¾ обучающихся по программам типа А успешно завершают этот курс обучения, относятся Япония (91%), Великобритания (79%), Германия (77%), фламандская часть Бельгии и Нидерланды (по 76%). Напротив, в таких странах, как Венгрия, Италия, Новая Зеландия и США успешно завершают обучение лишь 6 из 10 начавших его. Коэффициент успешного завершения обучения по программам профессиональной направленности (типа В) еще ниже, составляя в среднем около 62% и опускаясь даже до трети в Новой Зеландии, США и Швеции.

Тем не менее, доля получивших высшее образование (обоих типов) растет от поколения к поколению в большинстве стран (рис. 6). В среднем по странам ОЭСР доля получившихся высшее образование среди людей 25-34 лет возросла до 33% против 19% среди людей в возрасте 55-64 года. Особенно значительный рост доли лиц с высшим образованием произошел в Южной Корее (от 11% среди людей 55-64 лет до 53% в возрасте 25-34 года), Японии (с 23% до 54%), Ирландии (с 17% до 42%), Франции (с 16% до 41%) и Испании (с 15% до 39%). А в Германии и США роста доли лиц с высшим образованием не наблюдалось.

Рисунок 6. Доля лиц, получивших высшее (третичное) образование, по возрастным группам, оба пола, 2006 год*, %

* Россия – 2002 год; Бразилия и Чили – 2004 год; Чехия, Польша, Португалия, Турция – только высшее образование типа А уровня 5 и 6.

Обучение по программам высшего образования в странах ОЭСР ведется на разных основах. В 5 скандинавских странах, Ирландии, Польше Чехии обучение по университетских программам типа А бесплатно, а в США, напротив, плата за обучение в государственных учреждениях для граждан превышает 5 тысяч долларов. В большинстве стран - членов и партнеров ОЭСР плата за обучение в частных образовательных учреждениях выше, чем в государственных. Только в Финляндии и Швеция плата за обучение не взимается не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях. В среднем по ОЭСР около 18% государственных расходов на высшее образование тратится на поддержку студентов, домохозяйств, других частных лиц в виде грантов, кредитов и субсидий. В Великобритании, Дании, Нидерландах и Швеции эта доля составляет до 25% и более, около 33% в Австралии, более 40% в Новой Зеландии, Норвегии и Чили.

С середины 1970-х годов число студентов, обучающихся за рубежом, увеличилась более чем в 4 раза – с 0,6 миллиона человек в 1975 году до 2,9 миллиона человек в 2006 году. Иностранные студенты концентрируются в небольшом числе стран (рис. 7). Примерно 2/3 из них обучаются в 7 странах: 49% получают высшее образование в 4 странах (США, Великобритании, Германии и Франции), еще 16% - в Австралии, Канаде и Японии. Только мобильность студентов обеспечила в 2004 году экспортную выручку стоимостью более 40 миллиардов долларов США. Кроме того, растет мобильность преподавателей, образовательных программ и учреждений. Страны, являющиеся «чистыми экспортерами» высшего образования, получают выгоды от привлечения высококвалифицированных мигрантов, позволяющие развивать высокотехнологичную экономику, а также средства для развития человеческого капитала за счет платы за обучение иностранных студентов. А страны-«импортеры» высшего образования получают возможность быстрого наращивания интеллектуального потенциала, что оказалось особенно эффективным для некоторых стран Азии и Ближнего Востока.

Рисунок 7. Распределение иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования (третичного), по странам обучения, 2006 год, %

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.