Через 15–20 лет главным фактором, влияющим на инвестиционную активность на фондовых рынках, станет демография. Во многих странах процесс старения населения ускорится, что приведет к существенному изменению в поведении инвесторов. Люди в возрасте в первую очередь заинтересованы в сохранении средств, а не в их существенном преумножении. «В развитых странах, за исключением Италии и Японии, инвесторы уже перешли в фазу сохранения активов, — утверждает директор по инвестициям Pioneer Investments Марко Пирондини. — В то же время в развивающихся странах инвесторы склонны к агрессивному наращиванию активов и ориентируются на высокодоходные финансовые инструменты».
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА
Рост инвестиционной деятельности компаний будет переориентирован на страны с положительной демографической динамикой. И такой страной станет не Россия, где, как известно, проблема старения населения будет усугубляться, и даже не Китай, где в долгосрочной перспективе также ожидается сокращение населения. Инвесткомпаниям, по мнению Марко Пирондини, рано или поздно нужно выходить, например, на рынок Индии, где и к 2025 г. прирост населения будет оставаться высоким. На рынках, где возраст большинства инвесторов останется неизменным, через 20 лет наибольшей популярностью все еще будут пользоваться инструменты с высокой доходностью и высоким риском — к таким в первую очередь относятся акции местных компаний.
«Как ни странно это может показаться, но географическая диверсификация инвестиций — это сравнительно новое явление», — говорит Пирондини. Например, европейские инвесторы первоначально вкладывались в активы своих стран, и только в силу того, что в Евросоюзе произошло сближение экономик, стали постепенно выходить за их пределы. До 1980-х гг. в Италии существовали ограничения на вложения в бумаги других государств. Даже в США волна инвестиций в активы неамериканских компаний началась всего 10 лет назад. Ограничения на работу с активами других стран для частного инвестора ослабевают по мере того, как местный фондовый рынок становится более зрелым.
А когда в зрелый возраст вступает сам инвестор, он начинает предпочитать инструменты с фиксированной доходностью. Пройдет несколько лет, и мы станем свидетелями активного появления разного рода сбалансированных продуктов, которые будут гарантировать возвратность капитала или возможность управления рисками. Например, приобретут популярность деривативы: с помощью финансового инжиниринга эти производные инструменты можно настроить таким образом, чтобы держать риски в узде.
ФОНД А-ЛЯ КАРТ
В России сейчас можно предлагать только отдельные продукты, как, например, те же паевые фонды. Через 15–20 лет придет время готовых решений под запрос. Если сейчас точка отсчета деятельности компании — широкая линейка однообразных продуктов, то через 20 лет управляющая компания должна будет понять потребности клиента и с помощью финансового инжиниринга создавать инструменты с учетом его нужд. Продукты, которые сейчас рассматриваются как самостоятельные, станут кирпичиками общего инвестиционного решения.
Сегодняшняя российская мода на отраслевые фонды уйдет. Разве есть компании с мировым именем, визитной карточкой которых является отраслевой фонд? Эти фонды крайне неустойчивы, они не остаются на плаву в долгосрочной перспективе. Их отличие — высокая волатильность. Клиентам она нравится до тех пор, пока работает в их пользу. «Как только тенденция сменяется, деньги уходят и фонд сдувается. Я не думаю, что в тех отраслях, которые пользуются популярностью сейчас, через 15–20 лет мы увидим большое количество крупных фондов», — объясняет Пирондини. Сейчас мало что осталось от фондов, которые вкладывались в бумаги высокотехнологичных компаний, следуя моде 1980-х. Популярность десятка основных отраслей идет по спирали. Сегодня в авангарде снова сырье, золото, сельское хозяйство. А тема высокотехнологичных компаний через несколько лет может вернуться. Возможно, hi-tech станет частью одной из промышленных отраслей. Несмотря на цикличную природу моды на инвестидеи, считает Пирондини, мы всегда будем удивляться, когда какая-то из отраслей выйдет на первый план. И все же при разработке долгосрочных стратегий следует ориентироваться на базовые потребности людей. Например, активный рост бумаг, связанных с инфраструктурой, в развивающихся странах—это тенденция, которая доминирует на местном рынке уже долго, и пока нет признаков, что она уйдет из разряда приоритетных. А сельское хозяйство вообще можно отнести к разряду вечных инвестидей.
На смену увлечению отраслевыми фондами придет спрос на фонды с дополнительными услугами. Уже сейчас в Европе и США есть возможность связать свой текущий счет с размером средств, вложенных в паевой фонд. Клиент может снимать деньги с пластиковой карты или расплачиваться с ее помощью в магазине, а остаток по текущему счету привязан к сальдо в фонде денежного рынка. Аналогично при зачислении средств на текущий банковский счет эта сумма перечисляется в паевой фонд.
Большим спросом в Европе и США сейчас пользуются фонды, связанные со страховой деятельностью. Размер активов таких фондов огромен. Это та область бизнеса, в которой управляющие компании могут смело ожидать роста. Но эксклюзивных продуктов на розничном рынке быть не может. «Какой бы технически сложной ни была структура портфеля, она может быть быстро скопирована конкурентами», — напоминает Пирондини. Защиты идей с помощью патентов в бизнесе управляющих компаний не существует.
Екатерина САМОРОДОВА. «SmartMoney», 14 апреля 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)