Госдума одобрила исправленный вариант законопроекта об опеке
Федеральные законодатели, одобрившие вчера во втором и, по сути, окончательном чтении новую редакцию закона "Об опеке и попечительстве", уверены, что документ достиг "политического компромисса". "Он учел все основные претензии гражданского общества, в частности, такая форма устройства детей-сирот в семьи, как патронат, признана необходимым вариантом опеки и попечительства", - заявила "Времени новостей" председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Елена Мизулина. Однако представители детских правозащитных организаций, которым в прошлом году удалось заставить депутатов основательно переписать реформаторский документ, настаивают на "камуфляжности" поправок и невозможности сохранить систему патроната на практике, когда закон будет принят. Напомним, что первый вариант закона, который, по мнению детских правозащитников, совершенно не отвечал заявленным президентом Владимиром Путиным приоритетам семейного воспитания в стране, был принят Госдумой в конце 2007 года. Но с помощью многочисленных петиций в Кремль общественникам удалось найти союзников в высших эшелонах власти. В начале апреля обеспокоенность по поводу появления довольно жесткого законопроекта об опеке и попечительстве выразил избранный президент Дмитрий Медведев, потребовавший доработать документ, с тем чтобы сохранить хорошо зарекомендовавшие себя институты устройства сирот в семьи.
Теперь защитники патроната утверждают, что авторы законопроекта - руководитель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и возглавляющая теперь комитет по труду и социальной политике Екатерина Лахова - отнеслись к переработке формально. Накануне вчерашнего обсуждения подправленного законопроекта группа специалистов по работе с детьми-сиротами и представителей общественной организации "Право ребенка" выступила с очередной критикой в адрес документа. Как пояснила вчера в своем обращении к СМИ директор центра патронатного воспитания детского дома №19 Мария Терновская, после детального рассмотрения новой редакции законопроекта специалисты убедились, что депутаты не учли практический опыт работы по патронатному воспитанию и предпочли заменить существующую систему "иной формой с тем же названием". Г-жа Терновская полагает, что в новой форме патроната не предусмотрено активное сопровождение принимающих сирот семей, а также отсутствуют гарантии "выплат на патронат из федерального бюджета".
Однако, по мнению Елены Мизулиной, "эта критика ничуть не умаляет значимости достигнутого в результате работы политического компромисса". "Теперь патронатная семья является законным представителем детей, чего и добивались правозащитники, вопрос остался по поводу сопровождения патронатного воспитания, он до конца не урегулирован, но ведь наряду с этим законопроектом будут сделаны поправки в действующее семейное законодательство, будет выпущено семь постановлений правительства. Документ оставляет возможность сохранить практику разграничения полномочий между воспитателем и детским учреждением на региональном уровне", - рассказала г-жа Мизулина. Редакторы документа поспешили вчера успокоить семьи, которые уже заключили договор патроната на основе региональных законов. В частности, по словам Павла Крашенинникова, договоры между органами опеки и семьями, взявшими на воспитание детей до 1 сентября 2008 года, когда закон должен вступить в силу, сохранят свою силу. "Субъекты должны будут привести свое законодательство в соответствие с федеральным, но на уже созданные патронатные семьи до совершеннолетия детей будут распространяться ранее установленные регионом правила", - уточнила г-жа Мизулина.
Лояльные власти общественники, считающие "серьезной победой" уже то, что законодатели ввели понятие "патронат" в качестве полноценной формы опекунства над сиротами, также полагают, что уже достаточно широко применяемый на практике институт нуждается в совершенствовании. "Такая форма, как патронат, активно применяется уже в 42 регионах страны и является ступенью к самой оптимальной и желанной форме - усыновлению, - рассказала "Времени новостей" председатель комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты Александра Очирова. - 20% патронатных воспитателей приходят к усыновлению". Представители гражданского общества, по ее словам, намерены представить свои предложения по "усовершенствованию технологии создания патронатной семьи" на парламентских слушаниях в Госдуме 15 мая. Впрочем, в самой нижней палате парламента не готовы "править такой удачный компромисс". "Возможность вернуться к поправкам есть, но не уверена, что будет такого рода необходимость", - заявила г-жа Мизулина.
Юлия ХОМЧЕНКО. «Время новостей», 10 апреля 2008 года
"Не имея родного угла"
Правозащитники требуют остановить принятие закона "Об опеке и попечительстве"
Сегодня на суд Госдумы будет представлен проект закона "Об опеке и попечительстве". Законопроект - совместное детище главы комитета по законодательству Павла Крашенинникова и зампреда комитета по труду и социальной политике Екатерины Лаховой - рассматривается уже во втором чтении, и не исключено, что именно он будет принят в нынешней редакции. Накануне группа специалистов по работе с детьми-сиротами и правозащитников из общественной организации "Право ребенка" выступила с открытым письмом, адресованным действующему президенту Владимиру Путину, избранному главе государства Дмитрию Медведеву, премьеру Виктору Зубкову и спикерам палат парламента. Авторы обращения опасаются, что с принятием этого закона в России будет фактически уничтожена система социального патроната и патронатного воспитания.
Имеется в виду форма устройства сироты в приемную семью при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и попечительства. Такая взаимная ответственность, по словам правозащитников и педагогов, "позволяет успешно решать зачастую непростые проблемы, возникающие при передаче ребенка в новую семью, особенно когда это ребенок из социально неблагополучной среды или выросший в детском доме, или с ограниченными возможностями здоровья - а таких среди детей-сирот более 90%".
Как рассказала вчера на пресс-конференции одна из авторов обращения, директор центра патронатного воспитания детского дома №19 Мария Терновская, работа по патронатной помощи детям ведется уже 12 лет. Сейчас такие программы реализуются в 42 регионах России. Патронат де-факто уже вошел в семейно-правовую практику, более того - в некоторых субъектах федерации (например, в Москве, Калининградской области и Башкирии) были приняты законы, регулирующие патронатную деятельность. Если Госдума одобрит законопроект Крашенинникова и Лаховой в нынешнем виде, то региональное законодательство о патронате придется отменить - ведь в федеральном законе ничего не говорится о таком институте. "Принятие законопроектов прекратит деятельность организаций, осуществляющих патронатное воспитание, они утратят многоплановый функционал, возлагаемый на них в соответствии с договором о патронатном воспитании, - говорится в обращении. - Новые законы сделают недействительными договоры о патронатном воспитании, в результате чего будут расформированы все 3607 ныне существующих патронатных семей, в которых воспитываются 5124 детей".
Законопроект, который сегодня станет предметом обсуждения в Госдуме, формально содержит понятие "патронатное воспитание". Но с существенной оговоркой: когда договор о патронатном воспитании истекает, патронатные семьи должны вернуть детей в интернат или заключить новый договор на принципиально иных условиях, в том числе из субъектов договора исключается профессиональная сопровождающая организация по патронату. "С отказом в федеральном финансировании патронатные семьи станут невыгодны дотационным регионам", - считают "подписанты". Это обстоятельство, по их мнению, "повлечет за собой перевод детей на другие формы устройства, лишение семей профессиональной помощи и, как следствие, массовый возврат сирот в детские дома".
Законодательные новшества не только не пойдут на пользу сиротам и детям, чьи папы и мамы лишены родительских прав (число таких детей в России растет с каждым годом - только в 2003 - 2007 годах оно увеличилось на 16 тысяч). Авторы открытого письма указывают на то, что позиция законодателей не соответствует наказу президента. Причем речь идет и о Владимире Путине, и о Дмитрии Медведеве. Два года назад в послании Федеральному Собранию действующий глава государства призвал "создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях". Что касается новоизбранного президента Медведева, то неделю назад на совещании в Кремле он выразил свое недовольство законопроектом Крашенинникова и Лаховой и потребовал его доработать. Но, как подчеркивают авторы письма, доработанный вариант не сильно отличается от того варианта, который не удовлетворил г-на Медведева.
Михаил МОШКИН. «Время новостей», 9 апреля 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)