Авторы "молодежной доктрины" призывают учиться
и рожать детей - вслед за Мамоновым
В рамках XII Всемирного русского народного Собора в
Свято-Даниловом монастыре 21 февраля состоялось обсуждение "молодежной
доктрины", о существовании которой сообщалось еще до начала
Собора. Митрополит Кирилл (Гундяев), проводивший этот круглый стол,
поспешил заверить, что представленная публике доктрина "не
является соборным документом". Тем не менее его появление и
обсуждение стало одной из главных новостей на ВРНС. Чтобы выяснить,
что это за доктрина и какое отношение она имеет к Русской Православной
Церкви, корреспондент "НГР" побеседовал с одним из ее
авторов историком Вадимом Венедиктовым.
- Вы принимали участие в подготовке текста "молодежной доктрины".
Не могли бы вы немного рассказать о ней?
- Из десяти авторов и членов редколлегии доктрины "Молодое
поколение России" я являюсь самым молодым и отношусь к тому
поколению, которое принято в Германии именовать "молодыми взрослыми".
Это те люди, которым еще нет тридцати лет. Над текстом доктрины
трудились сорок два человека (авторы, эксперты, консультанты). Можно
сказать, что "Молодое поколение России" - это соль с перцем,
в том смысле, что доктрина приправлена не только солью ученых мужей
и общественно-политических деятелей России, но и перцем молодых
исследователей: историков, филологов, политологов и культурологов.
В некотором смысле сегодняшний текст "доктрины молодых"
является продолжением "русской доктрины", также написанной
под руководством философа Виталия Аверьянова. Поэтому наш документ
можно еще назвать "малой русской доктриной".
- На XII Всемирном русском народном Соборе была поднята тема "пробных
браков". Церковь их осудила. Какое отражение проблемы брака
и семьи нашли в "молодежной доктрине"?
- Церковь всегда особое внимание уделяла брачным и семейным вопросам.
В тексте нашей доктрины объединены мнения церковных и светских деятелей
гуманитарного сообщества, исследующих данную проблематику. В 1990-е
годы в российском обществе был значительно усугублен кризис семьи.
Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной
верности супругов и нерасторжимости браков. Авторы доктрины считают,
что эффективность консолидирующего воспитания в нашей стране будет
зависеть в первую очередь от признания семьи, брака, деторождения
и семейного воспитания основополагающими условиями общественной
и экономической стабильности и безопасности российского общества.
По моему личному наблюдению, сегодня в России реальной "суверенной
демократией" обладают те народы, которые лучше других исполняют
первую заповедь Господа "плодитесь и размножайтесь", которая
в синодальном переводе звучит так: "Раститеся и множитеся,
и наполните землю, и господствуйте ею" (Быт. 1:28).
Если говорить о демографии, то нельзя не вспомнить эпизод, который
произошел около года назад. Мне кажется, что в нем повторилась российская
история XVI века. Известный русский юродивый того времени, именем
которого называют воздвигнутый на Красной площади выдающейся архитектуры
храм, оказывал большое воздействие своими речами на грозного самодержца.
И вот уже современный российский юродивый, Петр Николаевич Мамонов,
произнес в эфире великолепные слова: "Мужчины, давайте уже
не лазать на порносайты, а делом заниматься. Женщины, давайте уже
рожать будем, а не бегать по этим ночным клубам. Потому что это
счастье великое иметь семь человек детей!" По-моему, в этих
словах содержится огромный энергетический потенциал. (Эти слова
были сказаны Мамоновым 27 января 2007 года при награждении премией
"Золотой орел" за лучшую мужскую роль в фильме "Остров".
Первый канал, транслировавший церемонию, вырезал значительную часть
из речи актера. - "НГР").
- На Соборе также неоднократно говорили о необходимости патриотического
воспитания. По-вашему, нужно ли пропагандировать патриотизм? Должны
ли религиозные организации этим заниматься? Или это должно делать
государство с помощью массовых молодежных движений?
- Массовые движения не являются отличительным свойством христианского
истеблишмента. Христианство чуждо уравниловки и монополярности.
Оно признает всю пестроту окружающего нас мира, в нем не существует
лишь белых и черных цветов. Христианство разноцветно - в этом его
сила! Что касается пропаганды патриотизма, то тут нужно определиться
в терминологии. Пропаганда подразумевает некие политтехнологические
приемы: убеждение, внушение, заражение своими мыслями, своим мировосприятием.
Религиозные организации, объединенные, в том числе, и в рамках Всемирного
русского народного Собора, не считают своей обязанностью пропаганду
чего-либо.
Патриотизм же как гражданская ценность, основанная на любви человека
к его Родине, не является сегодня, к сожалению, подлинным ориентиром
для многих представителей правящей элиты и органов государственной
власти. Поэтому сегодня в России складывается парадоксальная ситуация,
когда сама молодежь прививает патриотические ценности своим ровесникам
и пытается даже оказать определенное воздействие на людей старшего
возраста. Но, как известно, "старого учить, что мертвого лечить".
С другой стороны, "молодой старого не поймет". К сожалению,
в этом кроется глубинный конфликт поколений в нашем обществе.
- Что могут православные интеллектуалы предложить для решения проблем
образования? Государству нужны специалисты, а Церковь настаивает,
что образование должно делать человека высокодуховным существом.
Какое отражение нашли в доктрине дискуссии об "Основах православной
культуры"?
- Церковь благословляет каждого христианина к высокодуховному служению
на том месте и в то время, в котором он живет. "The right man
on the right place" ("Нужный человек в нужном месте")
- эта английская поговорка основана на христианской мудрости. Вспомним
также слова знаменитого греческого богослова XVII века Паисия Лигарида:
"Во-первых училища, во-вторых, училища и, в-третьих, училища".
Эта фраза была произнесена за два с половиной столетия до "гения"
русской социальной катастрофы 1917 года. Сегодня молодые православные
интеллектуалы могут предложить для решения образовательных проблем
те знания и навыки, которые они приобрели за годы их обучения в
высшей школе. Духовное воспитание и образование в школе не может
ограничиваться введением специальных дисциплин. Нужно понимать простую
истину: не дети существуют для "Основ православной культуры",
а "Основы православной культуры" существуют для наших
детей.
- Насколько распространены, по-вашему, клерикализм или антиклерикализм
среди современной молодежи?
- Молодежь очень хорошо чувствует фальшь в человеческих отношениях.
В Церкви, как и в любом человеческом сообществе, есть свои праведники
и свои грешники. И очень часто именно последние бывают наиболее
заметны для взора постороннего наблюдателя. Современному молодому
человеку желательно разобраться в самом смысле существования религии.
Религия - это прежде всего связь человека с Богом. В православной
традиции есть все необходимые условия для этой благочестивой связи.
Антиклерикальные настроения современной молодежи выражены, я полагаю,
не в отношении к самому институту Церкви, а к отдельным представителям
церковного бомонда. Но кто никогда не ошибается? Ответ однозначен:
"Errare humanum est" ("Человеку свойственно заблуждаться").
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)