В России растет число женщин-руководителей и урезаются
"семейные" части соцпакетов
Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) проанализировали
возможности и проблемы карьерного роста женщин в России, занятых
в частном секторе. За последний год все больше женщин стало занимать
руководящие должности в крупных компаниях. В то же время исследование
фиксирует снижение расходов компаний на поддержку женщин - так,
существенно, с 67% опрошенных компаний до 39%, сократилось число
компаний, в которых предусмотрены выплаты, связанные с декретным
отпуском, сокращаются и "семейные" составляющие социальных
пакетов.
Согласно исследованию PwC "Карьерные возможности женщин в бизнес-сфере",
в котором приняли участие 59 крупнейших компаний, работающих в России,
доля мужчин в персонале российских компаний за год уменьшилась с
58% до 54%. Исследование PwC показало и возросшие амбиции женщин
- их доля в назначениях на должность руководителей выросла с 20%
в 2007 году до 54% в 2008 году. Опрос, впрочем, показал, что эти
должности требуют меньшего уровня ответственности, чем у мужчин.
Например, больше всего женщин-руководителей работает в должности
директора по управлению персоналом (63%) или главного бухгалтера
(75%), в то время как на позиции финансового директора наблюдается
обратная пропорция: 25% женщин и 75% мужчин. Среди других руководящих
должностей, занимаемых женщинами, чаще всего встречаются: начальник
финансового отдела (16%), начальник отдела рекламы и PR (16%), начальник
юридического отдела (10%). При этом высшее руководство компаний
в значительной степени представлено мужчинами: 91% в должности генерального
директора и 83% в составе совета директоров.
Согласно данным PwC, уровень вознаграждения между мужчинами и женщинами,
занимающими рядовые позиции, примерно одинаков: на отсутствие различий
указало 86% компаний (в 2007 году - 89%). Еще меньше финансовых
различий и между сотрудниками, занимающими высшие руководящие должности
(88%). Подобная ситуация характерна и для годового переменного вознаграждения:
в 88% случаев оно одинаково у мужчин и женщин. Максимальная разница
в вознаграждении зафиксирована в секторе "телекоммуникации":
почти в половине случаев (44%) заработная плата женщин там ниже,
чем зарплата мужчин.
Что касается политики компаний в отношении поддержки женщин, то
здесь результаты опроса PwC не дают повода для оптимизма. Несмотря
на то что большинство респондентов (75%) считает, что декретный
отпуск не оказывает влияния на карьеру женщины, выросла доля тех,
кто признает негативное влияние декретного отпуска, полагая, что
он приостанавливает карьерный рост сотрудниц. "Компании пока
не проявляют заинтересованности в повышении мотивации женщин к раннему
выходу из декретного отпуска",- констатируют авторы исследования.
Такие программы зафиксированы лишь в 10% опрошенных компаний. Одной
из самых распространенных практик в отношении декретного отпуска
является единовременная выплата при выходе в декретный отпуск. Однако
за год ее доля сократилась с 67% в 2007 году до 39% в 2008 году.
Также снизилась доля компаний, предоставляющих единовременную выплату
при возвращении из декретного отпуска (с 24% в 2007 году до 10%
в 2008 году). Также, согласно опросу, в 2008 году уменьшилось количество
программ по улучшению условий труда женщин с детьми. Так, с 47%
до 25% сократилось количество компаний, в которых женщинам предоставляется
медицинская страховка для детей, с 49% до 20% снизилась возможность
работать на неполную ставку, с 42% до 29% сократилось предоставление
гибкого рабочего графика.
Впрочем, из-за кадрового дефицита в опросе зафиксирована положительная
динамика программ, направленных на повышение квалификации женщин
после выхода из декретного отпуска: их число увеличилось с 11% компаний
в 2007 году до 26% в 2008 году. Такую политику эксперты объясняют
тем, что "компании просто стали считать деньги". "В
последние годы наблюдается тенденция, когда компании делают ставку
на экономику управления человеческими ресурсами - сокращают любые
социальные статьи расходов в бюджете компаний: на выплаты молодым
мамам, на поддержку многодетных семей, даже на новогодние подарки
детям",- говорит директор департамента по связям с общественностью
Национального союза кадровиков Мария Маркина. Все это, по ее словам,
естественно, приводит к ухудшению положения женщин - уровень жизни
женщины при уходе в декрет или имеющей детей сокращается в разы,
ей приходится дополнительно работать. "А ведь социальная политика
компаний идет вразрез с демографической политикой государства. К
сожалению, социально ориентированные компании можно пересчитать
практически по пальцам",- отмечает эксперт.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)