… о псевдоуспехах социально-экономической
политики
Розовый телевизор
Социально-экономическая статистика как инструмент пропаганды
В социальной политике, как в капле воды, отражается
тип государства, которое эту политику проводит. С данной точки зрения
интересно понять: что это утверждение значит для современной России?
Требуются овации
Как мне представляется, от нашего государства сейчас сильно попахивает
авторитаризмом. Причем в его архаичной форме. Попробую доказать
это утверждение.
В государствах авторитарно-прогрессивного типа правящая элита пытается
сделать что-то позитивное для общества: так было в США времен Великой
депрессии, в деголлевской Франции, в Чили при Пиночете. Но у нас
даже нет этого. Почему? Потому что любое авторитарно-архаическое
государство занимается собственноручным разворовыванием собственности
и погрязает в повальной коррупции. И так как им управляют, по точному
выражению Владимира Путина, "в ручном режиме", то качество
государственного управления ниже всякой критики.
Как показывает история, авторитарно-архаичное государство, как правило,
не удовлетворено тем, что ему дают спокойно выполнять свою главную
функцию (см. выше). Ему хочется, чтобы граждане еще и рукоплескали
своим мудрым руководителям, которые только и думают, как сделать
лучше жизнь народа. Вот тут и рождается промывающая мозги пропаганда,
умело манипулирующая статистикой.
В начале 60-х годов в Советском Союзе для черно-белых телевизоров
продавались цветные пластиковые накладки на экран. Вот вам и цветное
телевидение, например, розовое. Хочу привести примеры из социальной
сферы, когда всех нас (возможно, и себя тоже, что было бы совсем
плохим диагнозом) пытаются обмануть при помощи розовых накладок
на отнюдь не розовую реальную действительность.
Корзина корзине рознь
Первый пример - инфляция. Да, рост цен, рассчитанный по роскошной
корзине, которая на самом деле характерна для потребления только
верхней части среднего класса, действительно в прошлому году составил
11,9%. Но по той потребительской корзине, которая отражает жизнь
половины населения (пенсионеры, бюджетники и пр.), инфляция, даже
по официальным данным, в два раза больше, причем уже не первый год.
Если посчитать среднюю пенсию именно по этой корзине, то она за
последние два года вообще не повысилась. Да и зарплата бюджетников
в сопоставлении с корзиной бюджетника выросла за 2006-2007 годы
весьма символически: например, в образовании - не более чем на 17%.
И когда проводятся социологические обследования, то на вопрос -
какую инфляцию вы ощущаете? - люди отвечают: 25% в год. Они лучше
знают, как они живут. Но власть пытается убедить пенсионеров, что
их жизнь улучшается, а учителя вообще как сыр в масле катаются.
Второй - уровень бедности. ВВП у нас, как известно, достиг предреформенного
уровня. Так давайте введем черту бедности, которая действовала в
1991 году и называется "минимальный потребительский бюджет"
(примерно в два раза превышает "прожиточный минимум").
Но тогда у нас получится, что бедных - не 15%, о чем триумфально
любят докладывать, а не менее трети населения. При этом лишь у четверти
семей есть сбережения, а соотношение среднего дохода 10% самых богатых
и 10% самых бедных наших сограждан продолжает расти и уже достигло
почти 17 раз.
Третий. Сейчас стали говорить о среднем классе и о том, что будет
его быстрый рост. Надо сказать, что по всем классическим признакам
у нас сейчас средний класс составляет не более 10% населения. Если
не хватает какого-то одного признака, то наберется 20-25%. Но, как
показывает социология, в последнее время численность среднего класса
стала уменьшаться, потому что все социальные лифты оборвались и
попасть в этот слой или даже в его предбанник ("минус один
признак") снизу не так-то просто. А тут еще в Концепции долгосрочного
развития страны до 2020 года, подготовленной Минэкономразвития,
предусматривается, что к означенному сроку у нас к среднему классу
будет относиться 52% населения! Правда, президент Путин поднял планку
еще выше - 60-70%. Начинаешь искать механизмы, которые помогут этого
добиться. И тут появляется еще один признак нашей архаичной авторитарности.
Демографическое дежавю
Еще в советское время нам говорили: вот план на 20 лет вперед, согласно
которому мы в первые 15 лет ничего менять не будем (например, расходы
на социальную сферу), а потом что-то капнет, и у нас сразу же появится
какой-то значимый результат. За этим стоит очень простая установка:
или мы не доживем, или вы не доживете до того момента, когда можно
будет сопоставить желаемое с действительным. А пока: верьте нам,
люди! В названной Концепции расходы на здравоохранение (доля в ВВП)
до 2017 года практически не повышаются, то же самое с расходами
на образование. С культурой - еще хуже. Про пенсии - ни слова о
необходимых затратах. Но в 2018 году наше милостивое государство
начнет вкладывать чуть-чуть побольше в здравоохранение и образование
- и к 2020 году мы получим феноменальные результаты. Например, среднюю
продолжительность жизни 75 лет (при нынешней - 65 лет). Очень напоминает
историю, когда в начале 60-х годов было объявлено, что к 1980 году
в СССР будет построена материально-техническая база коммунизма.
И последнее - демография. Эта наука стоит на трех основных явлениях:
рождаемость, смертность и миграция. Любое авторитарное государство
сосредотачивается прежде всего на "стимулировании" рождаемости:
вспомним Италию времен Муссолини или нацистскую Германию. За этим
стоит стремление, во-первых, получить дополнительное "пушечное
мясо" и, во-вторых, показать обществу, что оно процветает,
раз рождается так много детей. А что в России главная демографическая
проблема - это сверхсмертность и что наша продолжительность жизни
позорно низка - об этом говорится через запятую, на втором плане.
Увеличение рождаемости началось еще до демографических инициатив
2006 года и объясняется двумя простыми вещами: вхождением в детородный
возраст многочисленного поколения женщин - внучек тех, кто появился
на свет во время послевоенного бэби-бума, и более ранним рождением
и без того запланированных вторых и третьих детей. А это обернется
провалом в численности рожденных детей уже через несколько лет.
В начале 1980-х годов советское руководство тоже пыталось решать
демографическую проблему в основном за счет увеличения денежных
пособий, связанных с рождением ребенка и уходом за ним. Если где
и выросла рождаемость, то у маргинальных родителей, для которых
повышенное пособие по уходу за ребенком - источник собственного
(а не ребенка!) существования. А если уж говорить о миграции, то
понятно, что нам без нее никак не обойтись. Но авторитарное государство
этому всегда противится. Лучше закрыть границы и ходить в валенках
и телогрейках, чем пустить в страну миллионы людей, часто с другой
культурой, с которыми нужно сотрудничать и, в конечном счете, адаптировать
их к нашим традициям. Но для этого нужна тонкая политика, которая
требует демократических процедур и развитого гражданского общества.
Проблемы, которые назрели в социальной сфере, угрожают существованию
страны. Поэтому требуются не пропагандистские трюки, приуроченные
к очередным выборам, а фундаментальные реформы, меняющие не только
социальные и экономические, но и политические реалии. Только так.
Евгений Шлемович ГОНТМАХЕР - руководитель Центра
социальной политики Института экономики РАН. "Независимая газета",
4 марта 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)