Как слово наше отзовётся? Вслед за писателем повторить эту фразу (только в форме вопроса) впору парламентариям, принимавшим законы в отношении наших сограждан, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Не будем вновь напоминать о стремительно тающем, как весенний снег, населении северных и приравненных к ним территорий, о значительно уступающих среднероссийским показателям показателях жизни в большинстве северных регионов (по уровню здоровья, трудовой занятости северян, предоставления им различных услуг). Все это - следствие. Возьмем лишь такой конкретный аспект, как действующее сегодня законодательство и правоприменительная практика.
Речь прежде всего идет о дополнениях и изменениях, внесенных Федеральным законом №122-ФЗ в Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и отдельных статьях Трудового кодекса РФ. Серьезную тревогу вызывает ущемление прав трудовой молодежи, в результате чего она при первой возможности в поисках лучшей доли покидает северные территории. А "ущемление" выражается в том, что, в соответствии с существовавшей ранее редакцией статьи 11 закона о государственных гарантиях и компенсациях, молодежи в возрасте до 30 лет выплачивалась в полном размере процентная надбавка к заработной плате с первого дня работы в северных и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах не менее пяти лет, но с 1 января 2005 года законом №122-ФЗ в статью 11 были внесены изменения, исключившие из нее указанное положение. Столь неосторожное вмешательство в законодательство позволило неоднозначно трактовать закон на практике и, по мнению представителей исполнительной власти Карелии, приведет к тому, что "вся молодежь, проживающая на северных территориях не менее пяти лет, утратит право на получение процентных надбавок в полном объеме с первого дня работы", что в свою очередь негативно скажется на демографической ситуации в северных регионах.
Еще один болезненный удар по северянам нанесли изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ вступившим в силу с 1 сентября 2007 года законом №54-ФЗ, которым с указанной даты установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 2300 рублей в месяц. В соответствии с изменениями утратила силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса, которая гласила, что "в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты". Теперь, получается, что вышеназванные выплаты включаются в эти 2300 рублей, теряя свой изначальный стимулирующий смысл.
"Позаботились" законодатели и о труженицах Севера. С 1 января 2005 года утратила силу статья 22 закона о государственных гарантиях и компенсациях, которая устанавливала для женщин-северянок 36-часовую рабочую неделю. Правда, статьей 320 Трудового кодекса РФ 36-часовая неделя для женщин северных и приравненных к ним территорий теперь устанавливается коллективным или трудовым договором. Но и здесь послабление, сделанное федеральными законодателями, сыграло злую шутку с людьми. Как подчеркивают архангельские парламентарии, "отсутствие императивной нормы по данному вопросу зачастую неправильно толкуется работодателями и женщинам приходится работать наравне с мужчинами 40 часов в неделю".
Не обошли стороной нововведения и пенсионеров северных краев. В соответствии со статьей 34 закона о государственных гарантиях и компенсациях постановлением №176 от 1 апреля (не шутка ли?!) 2005 года Правительства страны были определены порядок и условия компенсации расходов пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года. Однако различное толкование и применение гражданами и пенсионными органами правил компенсации породило большое количество судебных исков.
В той же Карелии территориальные органы Пенсионного фонда РФ отказывают в компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно, если пенсионер не имеет документов о предоставлении ему услуг по организации отдыха, то есть путевки, курсовки или другого документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха и т.д. И хотя Верховный Суд РФ в решении от 23 июня 2006 года указал, что по смыслу статьи 34 решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации, пенсионные органы по-прежнему отказывают пенсионерам в такой компенсации, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по его организации.
Впрочем, и другие категории северян в вышеназванном вопросе часто мыкают горе. Анализ показывает, что наиболее массовые нарушения имеют место как раз при предоставлении работникам компенсации оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно. Причем допускаются они в основном работодателями внебюджетного сектора экономики. И здесь нововведения в законодательство оставили лазейки не в пользу человека труда.
В целом же, по мнению, высказанному представителями северных регионов, изменения законодательства, регулирующего установление и порядок реализации государственных гарантий и компенсаций северянам, и практика его применения на деле привели к свертыванию ряда ранее имевшихся гарантий и компенсаций. А это ведет к дестабилизации состояния трудовых ресурсов на северных территориях страны и в недалеком будущем может создать большие проблемы в их освоении и развитии. Печальный вывод.
Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ. «Парламентская газета», 17 января 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)