Минздравсоцразвития займется организацией помощи при ДТП
Количество людей, ежегодно гибнущих на дорогах России, сопоставимо с населением небольшого города. Но при своевременно оказанной медицинской помощи число погибших было бы значительно меньше. По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, на совершенствование организации медпомощи пострадавшим при ДТП в 2008-2010 годах планируется выделить 7,4 млрд. рублей из федерального бюджета.
В 2006 году в РФ было зарегистрировано 230 тысяч ДТП, в результате которых 285 тысяч человек получили ранения, 37,9 тысячи человек погибли. В России до приезда в больницы умирает 10,8% пострадавших, а в больницах - еще 13%. В развитых зарубежных странах этот показатель - 2-3%. Практика показывает, что почти в 20% случаев можно избежать смертельных исходов в ДТП при минимальной подготовке участников дорожного движения. Лучшие результаты достигаются в течение 30 минут оказания медицинской помощи с момента получения травм. Через час вероятность и количество смертельных исходов вырастает на треть, через три часа - на 60%, через шесть часов - на 90%.
Как рассказала в интервью «Газете» завкафедрой фундаментальной и клинической неврологии РГМУ, член-корреспондент РАМН Вероника Скворцова, идеология организации помощи при ДТП должна быть универсальной. Для ее эффективности к месту происшествия необходимо приблизить межрегиональные центры оказания помощи, а над ними по кустовому методу должны находиться центры оказания высокотехнологической медицинской помощи, полагает эксперт. В зависимости от плотности населения их может быть один-два на куст.
Снижение смертности зависит от трех основных причин: быстроты получения информации о ДТП, времени начала оказания медицинской помощи и постоянной готовности больниц, расположенных вдоль трасс. 7,4 млрд. рублей, которые Минздравсоцразвития планирует выделить из федерального бюджета на совершенствование организации медпомощи пострадавшим при ДТП в 2008-2010 годах, пойдут в регионы в виде субсидий на приобретение медоборудования и закупку спецтранспорта. Основным критерием отбора регионов и федеральных медицинских учреждений станет наличие федеральных автотрасс, на которых происходят ДТП с самым большим числом пострадавших. Это трассы М-4 "Дон" (Москва - Новороссийск), М-3 "Украина" (Москва - Киев), М-5 "Урал" (Москва - Челябинск), М-6 "Каспий" (Москва - Астрахань), М-7 "Волга" (Москва - Уфа), М-8 "Холмогоры" (Москва - Архангельск) и М-53 "Байкал". Если планы ведомств удастся воплотить, то ежегодная смертность в результате ДТП сократится на 2,7 тысячи случаев, а инвалидность уменьшится до уровня 8 тысяч случаев в год.
В 2008 году работа по совершенствованию организации медицинской помощи будет начата в восьми регионах, которые расположены вдоль двух федеральных трасс - М-4 "Дон" и М-3 "Украина". В этих регионах оснастят оборудованием областные лечебные учреждения, районные больницы с травматологическими отделениями, а также обычные районные больницы. Также планируется закупить для этих регионов около 170 реанимобилей.
Ирина ВЛАСОВА. «Газета», 11 декабря 2007 г.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев: "Ситуацию на дорогах сравнивают с боевыми действиями"
С начала года на российских дорогах погибло больше 27 тысяч человек. И печальная статистика год от года только хуже. Кто виноват? Виноваты все. Водители, которые садятся за руль пьяными или слишком "лихачат". Милиционеры, которые не умеют оказывать первую медицинскую помощь или делают это из рук вон плохо. Чиновники, которым не удается привести в божеский вид "дороги смерти" - федеральные трассы, где гибнет больше всего людей. В конце прошлой недели на совещании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева представители министерств и ведомств обсуждали, как сократить количество смертей с 27 хотя бы до 16 на сотню ДТП.
Смертность в России падает, не устают напоминать нам чиновники о своих достижениях, подкрепленных статистическими данными. Есть только один изъян в этой радужной картине: на фоне сокращения числа умерших от сердечно-сосудистых заболеваний (самая распространенная причина смерти у нас) растет количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях. По данным ГИБДД, за десять месяцев этого года в России произошло 193973 ДТП, в результате которых 27289 человек погибли и 243077 получили ранения.
В этих сухих цифрах, как заметил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, — огромные человеческие трагедии. Но есть и сугубо экономический ущерб от ДТП: в 2005 году государство потеряло 369 млрд. рублей, а в прошлом году уже 470 млрд. рублей. Разбрасываться людскими жизнями мы уже просто не можем себе позволить. Поэтому чиновники и подготовили программу действий на 2008—2010 годы. План-минимум — через три года снизить количество смертей на сто ДТП — с 27 до 16.
Первое и основное условие — строительство медицинских центров вдоль федеральных трасс. Ведь от скорости оказания квалифицированной медпомощи в большинстве случаев зависит, выживет пострадавший или нет. По оценкам специалистов, если не помочь человеку в течение часа, то он умрет с вероятностью 30%, в течение трех часов — 60%, а через шесть часов шансы уже практически нулевые.
— К 1 июня 2008 года в регионах должны быть выделены помещения под медицинское оборудование, подготовлены врачи и закреплены зоны ответственности больниц вдоль трасс, — сообщил Медведев.
На это регионы получат субсидии из федерального бюджета. По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, на три года выделено 7,4 млрд. рублей, из них 2,6 млрд. — уже на следующий год. Большую часть денег получат восемь регионов, по территории которых проходят самые травматичные федеральные трассы, или, как их называют, "дороги смерти". Тут бесспорное лидерство, кстати, у М4 "Дон". "Дорогу надо достроить и обеспечить там безопасность", — заявила Голикова.
Но только новых медцентров недостаточно. Замглавы МВД Александр Чекалин предложил отправлять всех милиционеров на квалифицированные курсы оказания первой помощи, а в автошколы приглашать профессиональных медиков, "а то наши водители не владеют навыками оказания самопомощи". Еще одна идея — организовать дежурство на этих самых "дорогах смерти". Причем дежурить должны комплексные бригады, состоящие из милиционеров, спасателей и медиков. Такой же состав планируется отправлять и на все ДТП, едва на пульт поступит сигнал. А то сейчас сначала на место прибывает милиция, а после такой "разведки" к месту подтягиваются представители МЧС и "скорая". Вот уже где промедление действительно смерти подобно.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)