Rambler's Top100

№ 285 - 286
16 - 29 апреля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Финансовые известия" о демографических и экономических перспективах России к 2020 году
"Российская газета" о демографии и нацпроектах
"The New Times" о демографических успехах
"Литературная газета" о проблемах стимулирования рождаемости
"Наша версия" о господдержке молодых семей
"Коммерсантъ-Власть" о материнском капитале для зарубежных россиян
"Российская газета - Неделя" о результате рассмотрения КС иска по размеру декретных выплат
"Главред" о перспективах рождаемости на Украине
"Белорусские новости" о национальной программе дембезопасности в Белоруссии
"Новые известия" о проблемах внебрачной рождаемости
"Культура" о кризисе брака
"Трибуна" о проблемах родовспоможения в России
"The Guardian" о бессмысленности американских программ по удержанию подростков от секса
"Огонек" о "воздержании" и подражании Бушу в России
"Independent" о влиянии курения на пол будущего ребенка
"Известия" о проблемах российского здравоохранения
"Труд-7" об опасностях новых инфекций

"Известия", "Московский комсомолец" и "Вечерняя Москва" об алкогольных проблемах России
"Ведомости" и "Коммерсантъ-Власть" об экономике миграции

"The New Times" о бизнесе госструктур на мигрантах
"Коммерсантъ-Plus" о мигрантских переводах в Молдавии
"Новые известия", "Коммерсантъ" и "Время новостей" о внутренней миграции в России
"Новые известия" о центростремительности российской миграции
"Московские новости" об ожиданиях и реалиях репатриации соотечественников в России
"Российская газета" и "Газета" о первых результатах отлучения иностранцев от рынков
"Вечерний Бишкек" об ограничениях для гастарбайтетов в Киргизии
"Эхо" о недобровольной миграции из Грузии в Азербайджан
"Российская газета" об иммиграционной реформе в США
"Профиль" об этностереотипах
"Независимая газета" о России и исламе
"Вечерняя Москва" о плотности населения в мировых городах
"Ведомости" об ожидаемом снижении числа абитуриентов российских вузов
"Телеграф" о женщинах и политике
"Российская газета" об эвтаназии в России
"Коммерсантъ" о футурологической картине мира
"Коммерсантъ" о будущем изменении климата

… об ожиданиях и реалиях репатриации соотечественников в России

Домой по льготному билету

Родина-мать поманила зарубежных соотечественников российским гражданством

Россия наконец вспомнила о своих зарубежных соотечественниках. В рамках специальной госпрограммы они могут возвратиться домой. Каждому переселенцу правительство гарантирует бесплатный контейнер для перевозки скарба, подъемные и, самое главное, российское гражданство.

Командировка на родину
- Приманка сводит с ума, - честно сказал корреспонденту "МН" Виктор Самохин, прибывший на разведку в Калугу из Актюбинской области Казахстана, куда его родителей занесло еще в середине пятидесятых. - Мои старики, уже с октября как услышали, что Путин зовет русских на родину, сидят на чемоданах. В принципе многие загорелись: раз гражданство будет - поднимаемся и уезжаем! Легко сказать... А я вот осмотрелся и еще подумаю.
Что так? Виктор пожимает плечами: неохота показаться неблагодарным, но...
По его словам, за рубежом информации из России насчет соотечественников - никакой. В Интернете висит указ президента Путина, но там только общие положения. По рукам в основном ходят рекламные буклеты некоторых областей с описанием климата и перспектив сельского хозяйства. Семье Самохиных приглянулся калужский климат.
За пару недель Виктор объехал семь районов, хотя уже после третьего стало ясно, что реклама существенно отличается от реальности. Да и зовут в основном на те места, от которых годами отказываются местные.
- О жилье речь хоть не заводи, - грустит Виктор. - Купить нечего, а ипотека будет не по карману при обещанной зарплате механизатора в 3-5 тысяч рублей. Да я у себя в Казахстане зарабатываю в три раза больше.
С трудоустройством жены-библиотекаря, говорит, и вовсе нескладуха. На что ей здесь рассчитывать? Председатель в Козельском районе, где Виктору больше всего понравилось, высказался без обиняков: "У меня, паря, своих "интеллектуалов" некуда девать, а ты еще жену с маникюром припрешь, двух пенсионеров и детей-школьников. Из-за одного работника нечего и огород городить". Короче: хотите гражданство - пусть жена идет на ферму свинаркой и сына туда же после десятилетки.
Виктор развернулся и уехал. Похоже, только зря спалил отпуск на встречу с родиной. А как срываться с насиженного места, не ведая, что ждет впереди?

Горькая правда
И вот сидит он теперь на распутье, смолит сигарету за сигаретой - думу думает.
- Кажется мне, что соотечественники сами по себе не очень-то здесь и нужны. Просто Россия за наш счет хочет заткнуть дыры в своем хозяйстве, вот и давит на патриотические чувства. А если разобраться, не моя вина, что у меня отобрали российское гражданство. Обидны условия, при которых обещают его вернуть.
Что ему ответить? Не нравятся условия, пусть не едет. В программе переселения специально подчеркивается, что она добровольная и рассчитана на сознательный выбор соотечественников.
Если подходить к проблеме формально, то сознательные все равно приедут, несмотря на трудности, поджидающие их на родине, а несознательные, которых не проняла даже такая льгота, как предоставление гражданства РФ, все равно не вернутся.
По-человечески все сложнее.
- Боюсь, мы не дождемся именно ту профессиональную и экономически активную часть соотечественников, на которую больше всего рассчитываем, - признался "не для печати" глава Боровского района Калужской области Виктор Терников. Почему "не для печати" - понятно: программа переселения сейчас - любимое детище Москвы, местным начальникам положено ее выполнять, а не терзаться никому ненужными сомнениями. Где надо, Терников уже отчитался о готовности к выполнению, а переживает за переселенцев в свободное от работы время.
- По-моему, - говорит, - кто смог самостоятельно перебраться из республик, те уже давно здесь. Кто остался - как-то приспособились там. Сейчас уехать в российскую глубинку поднимать запущенный колхоз может лишь тот, кому стало совсем уж невмоготу на прежнем месте, или "перекати-поле", которые надеются, что в России все у них пойдет по-другому.
Таких, по словам Терникова, тоже пруд пруди. Какая от них польза сельхозрайону, обезлюдевшему из-за оттока в город коренных жителей? Да никакой, одни хлопоты.
Разработчики программы наверняка держали в уме неизбежные "потребительские настроения" переселенцев. Поэтому получение ускоренного гражданства и денежных льгот обставлены довольно жесткими условиями: привязкой к конкретному месту жительства и работа не меньше, чем на два года. Выбыл раньше - гражданство, конечно, не отберут, но вернуть подъемные и уплаченную за переселенца таможенную пошлину придется. Обидно. И даже смахивает на рабство, считают правозащитники.
- Чувство горечи от программы, безусловно, есть, - поделилась с "МН" член правления общественной организации "Защита соотечественников" Нина Карпоносова. - Но все равно, по сравнению с той жестокой миграционной политикой, которую проводила Россия последние пять лет, это шаг вперед. Хотя всем понятно, что за счет этнических русских Россия в первую очередь хотела бы решить свои демографические и экономические проблемы.
Правда, смущают темпы, которыми это будет делаться. В нынешнем году по программе переселения в Россию должны переехать всего 50 тысяч человек. Это из двадцати-то миллионов соотечественников? Капля в море! На будущий год ожидается 100000. А там ведь могут и деньги закончиться в бюджете или еще что-нибудь случится типа смены власти и ее взглядов на миграционный курс.

Культ личности
- Взгляд должен быть один: русские люди никогда не будут лишними в России, - чеканит Михаил Сергеевич Белецкий, председатель колхоза "Москва" - лучшего в Боровском районе. - Лично мне все равно: будет действовать правительственная программа, не будет - нужен мне человек, пусть хоть из Африки приезжает, я его приму, помогу выправить гражданство и квартиру дам - вон у меня за правлением три домика под ключ. Белецкому легко козырять: у него колхоз - миллионер, с надоями по 5 тонн на корову и урожаями под пятьдесят центнеров с гектара. Плюс свой молокозавод, магазины и "социалка" в полном комплекте - клуб, кафе, детский сад, школа, новая церковь. При нынешнем аграрном разбое таких социально ориентированных хозяйств, казалось, уже и быть не должно. Люди говорят: повезло с культом личности председателя.
Белецкий хохочет: "Какой, к черту, культ? Меня за своего-то признали лет пять назад, а то косились: "Принесло чужака на нашу голову!"
Принесло, между прочим, из Узбекистана в 1990 году. У него там тоже был колхоз "Москва" и тоже лучший на всю республику. Никто не гнал, наоборот, за двадцать лет узбеки стали считать его своим. Просто в один прекрасный момент вдруг понял, что надо на родину, иначе просто не сможет жить.
Так что чувства соотечественников, задумавшихся о переезде в Россию, Белецкий отлично понимает. Как и то, что укорениться здесь, несмотря на благоприятный пятый пункт в анкете, им будет очень непросто.
- Денег на программу дали много, - говорит он. - Это хорошо, что государство не пожадничало. Но я как человек бывалый утверждаю: привлекательность миграционной политики зависит не столько от материальных стимулов, сколько от человеческого отношения к приезжим.

Дух и буква
Белецкий знает, что говорит. В Калуге у всех на слуху история русской телятницы Людмилы Слесаревой из Козельского района, сподобившейся прожить некоторое время на Украине, где ей поставили штампик в паспорте с "не тем" гражданством. Женщина несколько лет пытается узакониться в России и прописаться в домике, доставшемся ей от бабушки. За нее хлопотали местные депутаты и правозащитники, но изменить судьбу это не помогло. Так и мотается, правдами и неправдами добывая миграционные карточки, без конца оформляет временные разрешения на работу и вид на жительство.
Абсурд, но даже сейчас, когда миграционное законодательство вроде помягчело, получить гражданство России, став, например, участником программы переселения, ей нельзя. Сперва надо выехать на Украину, собрать справки на себя и детей, потратиться как следует на взятки и анализы, что с ее доходом телятницы в две тысячи рублей не просто затруднительно, а невозможно.
Говорят, не повезло бедняжке. Хотя таких, как Слесарева, в Калужской области наберется не одна сотня. В управлении миграционной службы сконфуженно разводят руками: закон есть закон.
- Не должно быть такого закона, чтобы делил соотечественников на нужных и ненужных, - возмущается Михаил Белецкий. - Еще лет пять такой политики - и будем выписывать рабсилу из Средней Азии.

Интерспасатели
Похоже, Михаил Сергеевич Белецкий отстал от жизни. Среднеазиатская рабсила давным-давно востребована в районе и успешно здесь пашет. Например, на благо еще одного выбившегося в миллионеры колхоза с неблагозвучным названием ЗАО "Кривское". Генеральным директором там Анатолий Гераськин, молодой человек с образованием менеджера и прагматичными, "без слезливого патриотизма", взглядами на будущее села.
- Главное, чтобы было кому работать, - говорит он. - Разбегутся люди - будь ты хоть трижды миллионером - загнешься через полгода.
Угроза бегства висит постоянно. Под боком у хозяйства Балабаново и Обнинск, которые безжалостно высасывают самый перспективный трудовой ресурс. Удержать квартирами - невозможно. Ну получит ее колхозник, приватизирует - и привет! Туда, где два выходных и нормированный рабочий день, не как в селе. Переселенцы, можно не сомневаться, поступят так же, ведь человек всегда ищет, где ему лучше.
- Поэтому нам от этой госпрограммы ни жарко, ни холодно, - без всяких реверансов заявляет Гераськин. - Насильно в колхозе не оставишь, это не тюрьма. Желание нужно.
Вот так и получилось, что в ЗАО "Кривское" с желанием работать рвутся только замороченные на своей родине таджики и узбеки. В колхозе их почти половина. Раньше были в основном украинцы. Потом поток иссяк - на птичьих правах, без возможности получить гражданство РФ и обзавестись жильем не всякий выдержит такие нагрузки.
- Братьев-славян жалко, - вздыхает зам. директора тепличного хозяйства Александр Деменюк. - Все-таки одинаковая культура. У азиатов молодежь по-русски уже не понимает. Ну хоть живут кланами, слушаются своего старшего. Вот мы ему и ставим условие: чтобы через год все знали язык!
Уже через пару месяцев молотят только так! Сорокалетняя Зебунисо Баротова, вызванная мужем из таджикского кишлака, даже исправила в блокноте корреспондента ошибку в своем трудном имени. И долго рассказывала, что дома у нее пятеро детей от четырех до семнадцати лет, старшего надо учить, без российских заработков это невозможно. Вообще в России ей очень нравится: своя койка в красном уголке, теплый туалет.
И главное - никто не обижает. "У нас хорошая "крыша", - хитро говорит она под хохот соплеменников. Начальство тоже хохочет. "Крышей" себя называет Гераськин.
- А кто я для них? - рассуждает он. - Приехали - бегаю оформляю разрешение на работу, регистрирую по месту пребывания. Это такая мотота - не приведи Господи! Но платить штрафы за нелегалов - это мне не надо. А уж условия проживания - не обессудьте, какие есть.
Трудягам из солнечной Азии освободили под жилье кабинеты и подсобные помещения. Они-то счастливы, но вряд ли такие условия понравятся прибывшим соотечественникам. У Гераськина, правда, достраивается тридцатиквартирный дом, осенью начнет еще два. Цена однокомнатной - больше миллиона, надо еще умудриться собрать такие деньги с заработков в 9-10 тысяч рублей.
- Если хотите мое мнение по поводу затеи с соотечественниками, то оно сложное, - говорит Анатолий Гераськин. - Людей, безусловно, надо возвращать, это нормальная цивилизованная политика. Но я бы вообще дал гражданство всем, кто работает верой и правдой давно на благо России.

Демарш соседей
- С такими идеями можно за пару лет опустошить любую республику, - заявил корреспонденту "МН" депутат из Актюбинской области Казахстана Анвар Султанов, прибывший в Москву, чтобы на месте разобраться, какие опасности для республики таит в себе новая кремлевская политика.
Уезжает вроде бы успокоенным: ничего особенного, Россия только раскачивается, да и сама программа, на его взгляд, больше похожа на "протокол о намерениях". Казахстану это только на руку. Рассказывал:
- Мы тоже не сидим, как кролики перед удавом, разрабатываем свою концепцию по закреплению кадров. Всем понятно, что отток русских, даже в пределах 10-15%, нанесет непоправимый ущерб экономике, не говоря уже о других социальных и политических последствиях.
Тем не менее за минувшие пять лет Казахстан покинуло более 1,5 миллиона человек - почти 10 процентов населения (Основная миграционная убыль населения Казахстана отмечалась в середине 1990-х годов - Демоскоп). Еще более неприятная тема: по независимым социологическим опросам, которые республиканская власть старается не выставлять напоказ, 28 процентов казахов поддерживают выезд из республики представителей других этносов.
- Дураков везде хватает, - чисто по-русски выразился Султанов, - но, слава Богу, не они в Казахстане определяют национальную политику.
В подтверждение депутат выложил и другие цифры. По его данным, в течение прошлого года в Казахстан возвратился миллион человек, "даже из Германии вернулись к нам 30000 немцев". Причина - благоприятная социально-экономическая обстановка.
Так какие же еще меры предпринимает Казахстан, чтобы удержать у себя наших соотечественников? "Вот так я вам все и выложу", - интригующе засмеялся Султанов. Хотя и без интриг понятно, что ничего сверхъестественного не требуется - просто человеческое отношение, которого, куда ни глянь, - везде не хватает.
Встреченный в Калуге "казахстанец" Виктор Самохин, в принципе, говорил о том же:
- Были бы нормальные условия для бизнеса и учебы детей, да еще не наезжали бы на нас за плохое знание казахского - чего дергаться? Аврала нет, а просто охота к перемене мест уже мало кого одолевает.
Глава ФМС Константин Ромодановский, когда ему на пресс-конференциях задают каверзные вопросы типа: "А что противопоставит Россия тем контрмерам, которые предпринимают республики, чтобы удержать у себя наших соотечественников?" - всегда отвечает вопросом на вопрос: "А надо ли их предпринимать?" По большому счету, ответ мудрый. Ведь много любви, как известно, не бывает, и от ее прилива хуже нашим "невозвращенцам" явно не станет.

Людмила БУТУЗОВА. «Московские новости», 6 апреля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.