… о демографических и экономических перспективах России к 2020 году
Какой будет Россия в 2020 году, или нужен ли нам демографический взрыв
В "штабе экономических реформ" - Центре стратегических разработок- впервые смоделировали будущее России до 2020 года. Оказалось, что мы вполне можем войти в число развитых постиндустриальных стран. Но только если преодолеем демографические проблемы. Рождаемость в период до 2020 года не поможет, она, наоборот, будет помехой росту. Но есть другие способы - снижение смертности, труд инвалидов, реформа бюджетников и т.п. Сегодня на страницах "Известий" глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представляет новый и неожиданный взгляд на будущее нашей страны.
Какой должна стать страна
Быстрый экономический рост последних 6 лет впервые позволил Центру стратегических разработок сформулировать долгосрочную цель развития России. У нашей страны появляется возможность выйти из категории среднеразвитых, в которой мы находились на протяжении всего прошлого века, и присоединиться к группе развитых. Если в ближайшие полтора десятилетия успешное развитие российской экономики будет продолжаться, то к 2020 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в ценах 2005 года приблизится к уровню 20 тыс. долларов на человека, что соответствует показателям многих развитых постиндустриальных стран. Вот главные ориентиры самого оптимистического сценария развития России к 2020 году:
- доля услуг в ВВП и занятости приблизится к 70%;
- доля среднего класса с образом жизни и стандартами потребления, характерными для среднего класса развитых стран, может достигнуть 50% всего населения;
- доля лиц с высшим образованием среди экономически активного населения составит порядка 50%.
Достижение этой цели к 2020 году будет возможно только в случае, если среднегодовые темпы экономического роста сохранятся на уровне 7% в год. Но надо признать, что в мировой истории нет ни одного примера страны, которая бы развивалась темпом 7% в год на протяжении свыше 15 лет подряд - при ежегодном снижении трудоспособного населения на 1%. А именно это будет происходить в России до 2020 года согласно имеющимся прогнозным оценкам. В такой неблагоприятной демографической ситуации выполнить оптимистический сценарий невероятно сложно. Но стремиться к этому надо, и ЦСР предложил собственный взгляд на то, как смягчить негативное воздействие демографических проблем.
Рождаемость не поможет
Меры по увеличению рождаемости, вопреки распространенному мнению, не способны привести к росту населения трудоспособных возрастов в пределах обозримого экономического горизонта - то есть в ближайшие 15 - 20 лет. Проблема в том, что до 2020 года родившиеся дети просто не успеют достигнуть трудоспособного возраста. Напротив, поддержка рождаемости может стать препятствием для достижения высоких темпов роста ВВП в этот период.
Когда растет рождаемость, снижается предложение на рынке труда: наиболее производительные молодые работники отвлекаются для ухода за детьми и их воспитания. По оценкам Независимого института социальной политики (НИСП), масштабы отвлечения работников с рынка труда в связи с ростом рождаемости могут достигать 7 млн. человек.
Из-за роста численности населения при снижающемся количестве занятых среднегодовой рост подушевого ВВП может замедлиться при прочих равных условиях примерно на 1 процентный пункт. Это замедление не следует рассматривать как чисто арифметический результат, поскольку оно может сопровождаться замедлением других процессов развития, таких как формирование среднего класса.
Наконец, рост рождаемости ведет к возрастанию социальной нагрузки на работающее население. В период до 2020 года уменьшающееся работающее население вынуждено будет нести тройную дополнительную социальную нагрузку: финансировать пенсионные, и медицинские расходы для растущего числа пенсионеров, формировать часть собственной будущей пенсии и нести социальные расходы на нужды растущего числа детей и их родителей.
По мнению ЦСР, пока нельзя с уверенностью утверждать, что российская экономика выдержит такую тройную нагрузку без снижения темпов экономического роста.
Заметим, что все это не следует интерпретировать как аргументы против увеличения рождаемости. Но надо отчетливо понимать, что позитивные экономические последствия роста рождаемости начнут проявляться лишь после 2025 года. Если же мы хотим совместить повышение рождаемости с максимизацией темпов экономического роста, то в ближайшие полтора десятилетия должны быть найдены компенсирующие механизмы, которые смягчали бы негативные экономические последствия растущей рождаемости, превалирующие в течение этого периода.
Низкая смертность - более миллиона рабочих рук
Если рождаемость в ближайшие годы мало поможет российской экономике, то снижение смертности может стать мощным подспорьем. Превращение среднего класса в наиболее массовую социальную группу приведет к тому, что у значительной части российского населения изменятся в лучшую сторону стереотипы поведения, связанные с отношением к здоровью и к ценности человеческой жизни. Экономический рост даст дополнительные ресурсы для устранения узких мест системы здравоохранения, включая профилактику и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По оценкам Всемирного банка, реализация этих возможностей может обеспечить снижение смертности к 2020 году на 20 - 40%, что равнозначно увеличению трудоспособного населения на 1,2 - 2,3 млн человек.
Но следует учесть, что наибольший потенциал сокращения смертности сосредоточен в средних и старших трудоспособных возрастах, что приведет к дополнительному увеличению демографической нагрузки на пенсионную систему в период после 2020 года.
Принесут ли спасение иностранцы
В силу высокой потенциальной социальной конфликтности внешних миграционных процессов и достаточно пессимистической оценки потенциала наиболее вероятных стран - доноров миграционных процессов в Российскую Федерацию в ЦСР использовали консервативные оценки миграции, исходя из среднегодовой квоты 250 тыс. мигрантов в год. В совокупности за весь рассматриваемый период это дает около 3,5 млн. дополнительной численности трудоспособного населения.
Таким образом, совокупность мер демографической и миграционной политики обеспечивает около 5,7-5,8 млн. дополнительной численности трудоспособного населения. Это составляет примерно одну треть от ее снижения под действием демографических факторов и не сможет компенсировать ожидаемого падения численности населения в трудоспособных возрастах.
Человеческий потенциал
Чем более развита экономика страны, тем меньше вклад в нее природных ресурсов. В бедных странах природные ресурсы вносят повышенный вклад в создание богатства, но в развитой экономике роль природных ресурсов снижается, а вклад человеческого капитала возрастает. И здесь нашей стране есть над чем работать. По вкладу природно-сырьевых ресурсов Россия намного превосходит не только развитые страны, но и большинство самых бедных стран мира. По вкладу же нематериальных активов Россия примерно в четыре раза уступает среднему показателю бедных стран мира, не говоря уже о развитых странах. Россия по этим показателям относится к той же группе государств, что и Гайана, Молдавия, Венесуэла, Габон, Сирия, Алжир, Нигерия, Конго.
Конечно, малый вклад нематериальных активов можно объяснить повышенной ролью сырьевой ренты в российской экономике. Но среди развитых стран тоже есть страны, экономика которых вовлечена в масштабную эксплуатацию сырьевых ресурсов. Например, в Норвегии вклад природных ресурсов в создание общественного богатства составляет 12%, что в 6 раз превышает среднее значение для развитых стран. Тем не менее в Норвегии вклад нематериальных активов в создание общественного богатства в 4 раза выше, чем в Российской Федерации.
Если бы Россия смогла в период до 2020 года повысить вклад человеческого потенциала в создание общественного богатства до уровня хотя бы среднеразвитых стран, то при прочих равных условиях это было бы эквивалентно примерно трем процентным пунктам экономического роста ежегодно.
Среди возможных источников повышения эффективности использования человеческого потенциала - рост территориальной мобильности трудовых ресурсов, увеличение занятости инвалидов и повышение эффективности работы бюджетников.
Да здравствуют гастарбайтеры
Речь вовсе не о приезжих из братских республик. Сегодня в России на 19 субъектов федерации приходится свыше 50% всех безработных, признанных таковыми по определению Международной организации труда. Различия в уровне безработицы между самым благополучным и самым неблагополучным регионом превышают 100 раз. Главная причина - межрегиональные барьеры для трудовой миграции, основной из которых - отсутствие жилья. Согласно некоторым прогнозам, благодаря развитию рынков жилья оно в ближайшие 10-15 лет станет намного доступнее для рядовых граждан. Это облегчит переезды из одного региона в другой.
Повышение территориальной трудовой мобильности может привести к снижению уровня безработицы в трудоизбыточных регионах и к увеличению занятости в регионах, испытывающих нехватку рабочей силы. Это может обеспечить увеличение занятости в целом по стране примерно на 2 млн. человек без дополнительного прироста трудоспособного населения.
Экономику спасут инвалиды?
Общий уровень инвалидизации в России примерно соответствует показателям развитых стран. Но доля занятых среди инвалидов в России в 3 раза ниже среднего уровня стран Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Если мы рассматриваем сценарий, при котором к 2020 году Россия по уровню развития сможет войти в число стран ОЭСР, то вполне естественно было бы ожидать и более активного вовлечения инвалидов в трудовую деятельность.
Современные информационные технологии позволяют в массовом порядке создавать для инвалидов рабочие места прямо на дому, причем с высокой производительностью и высоким уровнем оплаты труда. Если в прогнозном периоде Россия сумеет довести уровень занятости среди инвалидов до современного среднего уровня стран ОЭСР, то это позволит увеличить занятость примерно на 3,6 млн. человек без изменения демографических и миграционных параметров.
Чиновникам придется напрячься
По доле бюджетников в общей численности занятых Россия среди развитых стран уступает только Норвегии, Бельгии и Нидерландам. Но даже при самом удачном развитии событий наша страна к 2020 году не достигнет современного уровня развития этих стран. Поэтому такое количество бюджетников просто не соответствует возможностям российской экономики. Мы можем обеспечить им лишь рабочие места низкого качества, с низкой заработной платой и производительностью труда. Это непозволительная роскошь.
Реформы, направленные на повышение эффективности секторов бюджетной сферы, а также на улучшение их финансирования в условиях быстрого экономического роста, позволят высвободить значительные трудовые ресурсы для других секторов экономики без ущерба для объемов и качества предоставляемых социальных услуг.
Предположим, что указанные меры позволят России в период до 2020 года добиться снижения доли занятых в бюджетной сфере до уровня Великобритании. Такое снижение доли бюджетников в общей численности занятых (с 22 до 17%) обеспечило бы прирост экономически активного населения для других секторов экономики в размере около 3 млн. человек.
Таким образом, совокупный потенциал увеличения предложения на рынке труда в России по трем перечисленным направлениям в период до 2020 года может составить примерно 8 млн. человек, или 12% от общего числа занятых. С учетом миграционного потенциала и потенциала снижения смертности это позволяет возместить ожидаемое при инерционном демографическом прогнозе уменьшение численности трудоспособного населения, если не учитывать снижение уровня занятости трудоспособного населения в связи с возможным повышением рождаемости.
Вывод: демография - не помеха
В своем исследовании специалисты ЦСР пришли к выводу, что главным вызовом для успешного долгосрочного развития российской экономики являются не демографические факторы, а неспособность нашей страны эффективно использовать свой человеческий потенциал. Если эта проблема не будет решена, то "Цели развития-2020" не будут достигнуты. Напротив, демографический кризис является хотя и серьезным, но преодолимым препятствием для реализации оптимистического сценария развития России в период до 2020 года.
Активизация человеческого потенциала в современных российских условиях является чрезвычайно сложной и многоплановой задачей и требует значительных административных, финансовых и политических ресурсов. Но для решения этой задачи существует широкий спектр возможностей. Последовательное осуществление необходимых преобразований позволит преодолеть ограничения для быстрого социально-экономического развития России, связанные с долгосрочными демографическими тенденциями.
"Цели развития- 2020"
- Доля услуг в ВВП и занятости приблизится к 70%
- Доля среднего класса может достигнуть 50% от всего населения
- Доля лиц с высшим образованием среди экономически активного населения вырастет до 50%
Михаил ДМИТРИЕВ. «Финансовые известия» 13 апреля 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)