… о создании Московской городской миграционной биржи
Квота для невидимок
Подбором рабочих из зарубежья займется городская миграционная биржа
От 600 до 800 тысяч мигрантов из стран с безвизовым режимом готова принять Москва в 2007 году. Какую именно квоту утвердит федеральная власть - вопрос пока остается открытым. Известно лишь, что из государств, жители которых обязаны иметь визу, будут работать 150 тысяч человек.
В этом же году на стройплощадках, в торговых "точках", автосервисе и других сферах труда заняты 220 тысяч легальных мигрантов. Число же "невидимок", по разным оценкам экспертов, колеблется от 1,5 до 4 миллионов. "Закроет ли увеличенная квота острый дефицит рабочих, который испытывает столица, сказать пока тоже трудно, - заявил вчера на семинаре, посвященном проблемам трудовой миграции, Алексей Александров, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. - Но мы готовы экспериментировать и, если потребуется, выходить с новыми инициативами к федеральной власти".
Как отмечалось на семинаре, вступающие с 15 января миграционные законы сократили до критического минимума возможности регионов влиять на процесс регулирования миграционных потоков. Между тем именно на местах приходится решать все острые вопросы, возникающие с гастарбайтерами. Один из самых насущных, который неожиданно вылез в связи с вводом регистрации уведомительного характера, - что делать с нелегалами, уже работающими в Москве? Чтобы избавиться от статуса "невидимок", им следует выехать на родину и вновь въехать в Россию? Такой вопрос стоит сейчас перед сотнями тысяч людей. От услуг многих из них уже отказываются работодатели, напуганные возросшими в 10 раз штрафами (по 800 тысяч за предоставление работы одному нелегалу). Некоторые бывшие незаконные работники, не желающие пополнять криминальные структуры, готовы получить официальный статус. Но как это будет происходить - федеральная власть еще не решила, отстранив от участия в обсуждении этого вопроса и регионы. Не позволили той же Москве установить и так называемую "плавающую квоту". Сейчас работодатель вынужден на год оформлять разрешение на работу, например, сотне каменщиков, чьи услуги ему нужны всего на месяц. Потом ему потребуются, скажем, кровельщики - и тоже на месяц. Но и на них ему придется оформлять годичное разрешение, а соответственно, платить и пошлину. Процедура обходится в копеечку. Поэтому многие хозяева фирм и мухлевали, прибегая к услугам нелегалов. Как будет дальше - неизвестно. Ясно лишь, что к предложениям Москвы всерьез не прислушались.
Но, имея даже маленький пятачок для маневра, столица пытается создать оптимальные условия для упорядочения процесса найма иностранной рабочей силы. Москву давно наводнили многочисленные нелегальные и полулегальные фирмы, предлагающие "содействие" по регистрации и трудоустройству, отметил Георгий Тимофеев, генеральный директор Московского информационно-делового центра. Главная их задача - работа на собственный кошелек. Естественно, реальные потребности города в расчет не берутся. В результате в Москву в основном едут малоквалифицированные трудяги из ближнего зарубежья.
По официальной же статистике, не хватает именно высококвалифицированных специалистов - в общей сложности по разным отраслям от 30 до 50 процентов. Их дефицит испытывают почти половина московских предприятий. Исправить положение, по мнению правительства Москвы, могла бы Московская городская миграционная биржа. Помимо поиска "золотых рук" из зарубежья, биржа решала бы и другую не менее значимую задачу - постепенного замещения иностранцев российскими работниками.
Как именно будет осуществляться ее деятельность? Помимо центральной предполагается создать десять филиалов в ряде столичных округов, а также открыть представительства в странах-донорах, откуда едут мигранты. Это позволит вести более качественный первичный отбор потенциальных соискателей и сократить до минимума долю горе-специалистов. В головном московском центре будут исследовать рынок труда и готовить заявки. В представительствах устанавливать квалификацию соискателей и консультировать их и оформлять документы. Таким образом, в Москву оперативно пойдет вся информация о претенденте вплоть до его личностных характеристик. Московский оператор обработает ее и поместит в единую базу данных. Прямая выгода от такой поставки набора кадров и самим работникам: она сэкономит время и еще на месте даст возможность получить полную информацию об условиях жизни и труда в столице.
Но сформированный банк данных, предполагается, сможет обслуживать не только Москву. Регионы, имеющие договоры со столицей, также получат возможность найти подходящих работников. Однако биржа, конечно, не решит всех столичных проблем с мигрантами. Как подчеркнул Алексей Александров, давно назрела необходимость строго разграничить сферы влияния федеральной и местной властей. У регионов должны быть полномочия для урегулирования социально-трудовых отношений у себя на местах. Пока же об этом приходится только мечтать и констатировать, что в стране государственной миграционной политики как не было, так и нет.
Ирина ПУЛЯ. «Российская газета», 1 декабря 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)