О пенсионном обеспечении и положении пенсионеров
в странах СНГ
Государства Содружества в настоящее время осуществляют
реформирование пенсионного обеспечения. Цель - обеспечить достойный
уровень жизни пенсионеров. Однако реализация и результативность
проводимых реформ вызывают серьезную тревогу и озабоченность. ТАДЖИКИСТАН
Правительство Республики Таджикистан с участием профсоюзов в 2005
году разработало Концепцию реформы системы социальной защиты населения
Республики Таджикистан, предусматривающую и реформы системы пенсионного
обеспечения.
Осуществляется поэтапное построение трехуровневой пенсионной системы.
Первым уровнем должно стать базовое (социальное) пособие, которое
заменит социальную пенсию. Вторым - трудовая (страховая) пенсия,
как основной вид пенсионного обеспечения. Третьим уровнем предусматриваются
пенсии из негосударственных (частных) пенсионных фондов при добровольном
участии самих граждан.
С 2003 года в стране установлен возраст выхода на пенсию - для мужчин
- 63 года, для женщин - 58 лет. ТУРКМЕНИСТАН
В рамках пенсионной реформы действуют солидарная и накопительная
системы. Солидарная система базируется на обязательных отчислениях
страховых взносов, а накопительная основывается на добровольных
отчислениях граждан на свои лицевые счета в банках. В 2003 году
число граждан, заключивших договоры добровольного пенсионного страхования,
составило свыше 800 тыс. человек.
Возраст выхода на пенсию для мужчин - 62 года, для женщин - 57 лет. УЗБЕКИСТАН
По законодательству, установлены следующие виды государственных
пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Размер пенсий зависит от продолжительности стажа работы и определяется
из базового размера пенсий, повышения пенсии за стаж работы, надбавок
к пенсии. Для полных пенсий по возрасту базовый размер пенсии составляет
55 % среднемесячного заработка, но не менее 100 % минимальной заработной
платы.
В стране сохранен прежний возраст выхода на пенсию - для мужчин
60 лет, для женщин - 55 лет. УКРАИНА
Система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.
Первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного
пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности,
субсидирования и осуществления выплаты пенсий и оказания социальных
услуг за счет средств Пенсионного фонда. Страховые взносы на 2005
год предусмотрены с работодателей в размере 32 %, с работников в
зависимости от заработной платы (дохода) - 1-5 %.
Второй уровень - накопительная система общеобязательного государственного
пенсионного страхования, которая базируется на накоплении средств
застрахованных лиц в Накопительном фонде и финансировании расходов
на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных
выплат.
Третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения,
которое базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей
и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения
дополнительных, к общеобязательному пенсионному страхованию, пенсионных
выплат.
Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения образуют
общеобязательное государственное пенсионное страхование. Второй
и третий уровни системы пенсионного обеспечения образуют накопительное
пенсионное обеспечение.
В стране сохранен прежний возраст выхода на пенсию - для мужчин
60 лет, для женщин - 55 лет. РАБОТА ПРОФСОЮЗОВ СТРАН СНГ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Профсоюзное движение Западной Европы в целом отрицательно отнеслось
к проводимым в европейских странах пенсионным реформам, видя в них
линию на снижение жизненного уровня престарелых граждан.
Профсоюзы связывают проведение реформ не только со старением населения,
увеличением демографической и финансовой нагрузок на пенсионные
системы. По мнению профсоюзов Западной Европы, причина заключается
и в том, что глобализация экономики обострила проблемы, связанные
с конкурентоспособностью предприятий, отраслей и целых стран, и
породила у многих из них стремление повысить ее за счет сокращения
издержек "непроизводственного" характера, в первую очередь
социальных. По заявлениям руководства Европейской конфедерации профсоюзов,
Евросоюз перед лицом снижения конкурентоспособности был бы готов
"пойти на определенные меры в пенсионной области, чтобы облегчить
финансовое положение стран ЕС".
Стоящие перед профсоюзным движением стран СНГ проблемы защиты жизненных
прав и интересов работников в области пенсионного обеспечения также
остры и актуальны.
В условиях ослабления государственного влияния и поддержки пенсионеров,
попыток переложить на них издержки пенсионных реформ, на фоне нарастающей
бедности значительной части населения позиция профсоюзов заключается
в том, что реформы должны быть направлены на улучшение, а не ухудшение
условий жизни пенсионеров. Профсоюзы считают, что построение новой
системы пенсионного обеспечения должно обязательно базироваться
на решении задач по повышению уровня оплаты труда, дифференциации
пенсий адекватно росту стоимости жизни, установлению минимальной
пенсии на уровне прожиточного минимума.
Эта позиция профсоюзов стран СНГ по вопросам пенсионного обеспечения
населения отражена в решениях и документах профсоюзных органов,
заявлениях и выступлениях руководителей, в профсоюзных средствах
массовой информации.
Профсоюзы стран СНГ выступают за необходимость консолидации усилий
законодательных и исполнительных органов, объединений работодателей,
объединений профессиональных союзов, представителей широкой общественности
для выработки конкретных мер по стабилизации пенсионного обеспечения
граждан, укреплению финансовой устойчивости пенсионных систем, развитию
законодательной базы в этой области.
Используя различные формы и методы работы, профсоюзы в рамках социального
партнерства настойчиво добиваются принятия мер по облегчению положения
пенсионеров.
Так, при активном участии Федерации независимых профсоюзов России
Генеральным соглашением между российскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской
Федерации на 2005-2007 годы предусмотрены конкретные меры, направленные
на защиту пенсионеров.
В том числе - рассмотрение на трехсторонней комиссии, перед внесением
в Госдуму РФ, проектов ежегодных бюджетов социальных фондов, содействие
повышению уровня пенсионного обеспечения, ежегодное рассмотрение
на комиссии вопросов хода проведения пенсионной реформы, состояния
инвестирования средств пенсионных накоплений, развития дополнительного
пенсионного страхования, приближения к международным нормам уровня
замещения утраченного дохода при выходе на пенсию и другие.
Федерация профсоюзов Беларуси определила в числе основных направлений
деятельности депутатов, поддерживающих платформу ФПБ, обеспечение
для пенсионеров бесплатного медицинского обслуживания в полном объеме.
Федерация профсоюзов активно и действенно участвует в совершенствовании
национального пенсионного законодательства. Заместитель председателя
ФПБ включен в состав рабочей группы по подготовке предложений по
совершенствованию пенсионной системы в республике.
По инициативе ФПБ в Генеральное соглашение между Правительством
Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов включена
норма, предусматривающая развитие системы дополнительного пенсионного
страхования. В целях усиления стимулирования работодателей в улучшении
условий труда на предприятиях в республике прорабатывается вопрос
изменения источника финансирования досрочных пенсий по условиям
страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда
и отдельными видами профессиональной деятельности.
Федерация профсоюзов Украины добивается решения вопросов пенсионного
обеспечения в рамках социального партнерства. Генеральным соглашением
между Кабинетом министров Украины, всеукраинскими объединениями
организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами
и профобъединениями предусмотрено, что во время разработки проектов
законодательных и нормативно-правовых актов в сфере общеобязательного
государственного социального страхования (пенсионного, медицинского
и других) обеспечивается их предварительное рассмотрение и согласование
с объединениями профсоюзов и всеукраинских объединений организаций
работодателей.
В состав правления Пенсионного фонда Украины входят, кроме представителей
от государства, также и по три представителя от профсоюзов и работодателей,
а с 2009 года управление Пенсионным фондом должно осуществляться
на паритетной основе - по пять представителей от государства, застрахованных
лиц и работодателей.
ФПУ активно сотрудничает с Пенсионным фондом Украины в законотворческой
работе в области пенсионного обеспечения. Заключено специальное
соглашение между ними. Предусмотрена совместная деятельность в организационной,
аналитической, законотворческой, правозащитной работе, информационном
обеспечении застрахованных лиц и страховщиков. Соглашение предусматривает
также проведение круглых столов, семинаров, конференций, учебных
занятий, направленных на разъяснение пенсионного законодательства.
Важной договоренностью является общая работа, направленная на полноту
сбора страховых взносов, соблюдение пенсионного законодательства.
При активном участии профсоюзных комитетов на уровне предприятий
в стране решаются также вопросы, связанные с улучшением жизни работников-ветеранов,
инвалидов и пенсионеров. Устанавливаются доплаты к государственным
пенсиям с учетом трудового вклада работника, продолжительности общего
и непрерывного стажа работы, надбавки к пенсиям одиноким пенсионерам,
выплачивается единовременное пособие при выходе на пенсию и другие.
В Азербайджане профессиональные союзы осуществляют в целях защиты
интересов трудящихся общественный контроль за правильным применением
Закона о пенсионном обеспечении граждан. Администрация предприятий
и организаций совместно с профсоюзным комитетом и советом трудового
коллектива вправе за счет фонда потребления решать вопросы, связанные
с улучшением жизни работавших в данном коллективе ветеранов и инвалидов,
пенсионеров, в частности, устанавливать доплаты к государственным
пенсиям с учетом трудового вклада работника, продолжительности общего
и непрерывного стажа работы; вводить досрочные пенсии для работников,
занятых в неблагоприятных условиях труда или в районах с особыми
климатическими условиями, если они не имеют права на льготные пенсии
по условиям труда; устанавливать надбавки к пенсиям одиноким пенсионерам,
нуждающимся в посторонней помощи, на уход за ними; вводить персональные
надбавки к пенсиям, выплачивать единовременное пособие при выходе
на пенсию работникам, имеющим особые заслуги перед данным трудовым
коллективом, и прежде всего высокие достижения в труде.
Конфедерация профсоюзов Республики Молдова, при обсуждении проекта
Закона о бюджете государственного социального страхования, добивалась,
в числе других социальных проблем, увеличения средств на пенсионное
обеспечение, так как проектом предусматривались суммы, лишь на 30
процентов покрывающие прожиточный минимум.
В рамках реализации требований Федерации профсоюзов Таджикистана
о необходимости принятия мер по улучшению материального положения
людей почти на четверть увеличены трудовые пенсии.
В Армении, при непосредственном участии профсоюзов, принята и реализуется
стратегическая программа по борьбе с бедностью, касающаяся и пенсионного
обеспечения.
Владимир КУВШИНОВ. "Профсоюзы" (Москва),
24 апреля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)