Национальные интересы любой страны вытекают из ее национальной
идентичности прежде чем определить свои интересы каждая страна так
или иначе определяет, какова ее идентичность, "кто она такая".
Падение блоковых барьеров в конце XX века и ускорившаяся экономическая
глобализация остро поставили вопрос об идентичности отдельно взятых
народов. Характер отдельных наций начал претерпевать быстрые изменения.
Это касается России и многих других стран. Но особое внимание неизбежно
обращено к кризису идентичности гегемона современного мира - Соединенных
Штатов Америки.
Токвиль: "В Америке все родились равными, и поэтому ее жителям
не нужно бороться за это". Равными - значит не выделяющимися
и не определяющими. В этом случае Соединенные Штаты обязаны будут
отказаться от поисков "родственных" цивилизационных отношений,
дать собственное неповторимо-особенное определение того, "что
есть Америка", и не пытаться искать общие корни с другими регионами.
В этом случае логично предположить, что конфликты за пределами Соединенных
Штатов не имеют непосредственного отношения к собственным интересам
американского народа и правительству Соединенных Штатов не стоит
столь пристально всматриваться в базово чуждый внешний мир. Следует
сконцентрироваться на внутриамериканских улучшениях, действовать
посредством примера, а не навязывания своей воли и институтов -
что в принципе невозможно - таким далеким и таким отличным от США
странам, как Филиппины, Вьетнам, Ирак. Объективный фактор: демография
Все в мире меняется, но не все меняется стремительно. Американская
нация меняется из-за растущего наплыва иммигрантов и их специфического
характера. Этот наплыв в середине 1960-х годов составлял 300 тысяч
человек ежегодно. В начале 1970-х годов цифра иммигрантов выросла
до 400 тысяч ежегодно, а в начале 1980-х годов достигла 600 тысяч.
В 1990-е годы произошел примечательный скачок - до миллиона человек
в год (речь идет только о легальных иммигрантах. За десятилетие
1990-х годов население США увеличилось за счет иммиграции на более
чем 9 млн. человек. Если в 1960 году доля рожденных за пределами
США граждан составляла относительно незначительные 5,4 процента,
то к 2004 году эта доля увеличилась до гораздо более весомых 11,5
процента.
Раньше большинство иммигрантов прибывало из европейских государств,
имеющих сходную с американской культуру. Те иммигранты были готовы
заплатить немалую "цену" за приобщение к американскому
обществу - они хотели быть американцами. Они прибывали из разных
стран - ни одна страна и ни один язык не были преобладающими среди
иммигрантского потока. Они расселялись по всей широте огромной страны,
не составляя заведомое большинство ни в одном крупном городе, ни
в одном отдельно взятом штате. Те из них, кто не сумел приспособиться
к американской реальности, возвращались в свои страны. Новая волна
иммиграции в США отличается не только массовостью и своего рода
неукротимостью, но и местом происхождения. На этот раз в своем большинстве
иммигранты прибывает из Латинской Америки и Азии.
В отличие от прежних волн иммиграции данная вовсе не гарантирует,
что второе и третье поколение сольются в "плавильном тигле"
- столь различны культуры новоприбывших.
М. Уотерс считает: "Многие новоприбывшие американцы теперь
(2004 год - А.У.) не уверены в достоинствах главенствующей культуры
и вместо приобщения к единому руслу предпочитают доктрину многообразия
и равной ценности всех культур в Америке". Теперь иммигранты
"не входят в индифферентную монолитную культуру, но скорее
вливаются в сознательно плюралистическое общество, в котором существует
множество субкультур, расовых и культурных идентичностей".
Пришельцы отныне выбирают среди этих субкультур ту, которая более
всего соответствует их прежнему историческому и психологическому
коду. Важнейшая особенность: они ныне могут ассимилироваться в американское
общество, не ассимилируясь при этом в головную американскую культуру.
Выделились испаноязычные иммигранты и мусульмане, образовательный
уровень которых отличается от других иммиграционных потоков.
За 1990-е годы численность американцев мексиканского происхождения
увеличилась на 50 процентов - до 21 миллиона; еще шесть миллионов
дают незаконные иммигранты. Мексиканцы в отличие, скажем, от немцев,
с трудом ассимилируются в США - сказываются глубокие различия в
культуре, в менталитете.
Они не желают изучать английский язык. Собственно, их родной дом
не США, а Мексика. Они создают свои радиостанции, газеты, каналы
телевидения.
В конце XX века началась подлинная эрозия американского единства.
Это выразилось в растущем этническом обособлении. В формировании
особых этноцентрических интересов, которые стали выставлять разовую,
этническую и другие "поднациональные" идентичности над
общей национальной идентичностью; в ослаблении (или отсутствии)
факторов, которые прежде обеспечивали ассимиляцию. Двуязычие
Важнейшим фактором стало доминирование среди новой волны иммигрантов
представителей одного неанглийского языка - испанского, что всерьез
поставило вопрос о билингвизме в американской жизни; денационализация
важных элементов американской элиты, вызвавшая разрыв между ее национальными
и патриотическими ценностями. К началу XXI века давлению начал подвергаться
и господствовавший до того английский язык.
Множество организаций, помогающих иммигрантам, вовсе не ставят перед
собой цели введения их в общенациональный мейнстрим. Сохранение
уникальной групповой идентичности не выдвигается как самая существенная
задача. Практически одно лишь федеральное правительство Соединенных
Штатов осталось организацией, которая могла бы поставить перед собой
задачу сохранения единого языка, общей культуры, но оно в отличие
от начала XX века не ставит перед собой такой задачи. И, как справедливо
судит Дж. Миллер, "культ групповых прав являет собой самую
большую угрозу американизации иммигрантов".
В прежние времена роль ассимиляторов брали на себя общественные
школы, именно они приобщали массу будущих американцев к культуре
и языку их новой страны. Ныне же - за 1990-е гг. - пропорция учащихся,
идентифицирующих себя как "американцы", упала на 50 процентов,
доля американцев определенного иностранного происхождения сократилась
на 30 процентов. Зато доля тех, кто отождествляет себя с некой иной
страной (или национальностью) увеличилась на 52 процента. Выражаясь
словами С. Хантингтона, "общество, которое столь высоко ценит
этническое и расовое разнообразие, дает своим иммигрантам мощный
стимул поддерживать и утверждать идентичность своих предков".
Важнейшим фактом последних десятилетий является то, что доля иммигрантов,
пожелавших получить американское гражданство, сократилась драматическим
образом, а доля тех, кто наряду с американским гражданством сохранил
и гражданство другой страны, поразительно возросла. Это так называемые
трансмигранты, или транснационалы. Большинство из них исходит из
стран Латинской Америки. "Статуя Свободы означает своего рода
конечный пункт для иммигрантов из Европы. Но это вовсе не конечный
пункт для латиноамериканцев". Увеличивается число стран, позволяющих
формировать двойное гражданство.
Между 1994 и 1998 годами семнадцать из двадцати наиболее активно
посылающих свое население в США стран разрешили двойное гражданство.
В течение этих лет из 2,6 млн. прибывших в США иммигрантов 2,2 млн.
(86 процентов) сохранили двойное гражданство. Мексиканские консулаты
стали поощрять мексиканцев в США принимать американское гражданство,
сохраняя при этом и мексиканское гражданство. В Западной Европе
ныне численность иммигрантов с двойным гражданством составляет цифру
где-то между 4 и 3 млн. В Соединенных Штатах эта цифра превышает
7,5 млн. человек. В то же время три четверти из 10,6 млн. родившихся
за пределами США американских граждан являются также гражданами
еще и другой страны.
Наплыв иммигрантов нового типа привел к тому, что уровень натурализации
опустился в США с 63,6 процента в 1970 году до 37,4 процента в 2000
году. И новые пришельцы интересуются прежде всего не звездами и
полосами, не историей США, а федеральными социальными программами.
Исследователи П. Шак и Р. Смит с большим основанием утверждают,
что "получение социальной помощи, а не гражданство - вот что
влечет новых иммигрантов". Идет ли в данном случае речь о лояльности
и патриотизме? "Те, кто отрицает значимость американского гражданства,
равным образом отрицают привязанность к культурному и политическому
сообществу, именуемому Америкой". Альтернативой ассимиляции
стало закрепление внутри Соединенных Штатов той культуры и социальных
институтов, которые иммигранты привезли с собой.
Процесс исключительно интенсивной иммиграции испаноязычных привел
к тому, что в начале XXI века вызрела перспектива превращения Соединенных
Штатов в англо-испанское общество. Демографическая реконкиста
Она ведет к тому, что влияние Мексики на территориях, некогда отнятых
у нее Соединенными Штатами, начинает преобладать над влиянием англосаксонского
начала. Этот процесс ведет к тому, что граница между США и Мексикой
начинает размываться, и на территориях, бывших до 1840-х годов мексиканскими,
латиноамериканцы начали усиливаться с необычайно быстрой силой.
Обнаружилось, что иммиграция из Мексики несет в себе чрезвычайно
своеобразные черты, заставляющие по-новому взглянуть на это подлинное
иммиграционное вторжение в США.
Впервые главный поток иммигрантов идет из страны, имеющей с Соединенными
Штатами трехтысячекилометровую границу. Все прежние потоки в развитый
западный мир так или иначе преодолевали морские просторы и связанные
с этим сложности. У континентальных соседей, США и Мексики, такой
границы нет. Нет в мире и столь яркого противопоставления бедности
и богатства, как это имеет место в случае с бедной Мексикой и богатыми
Соединенными Штатами.
Итак, оценим новую ситуацию, характерную приобретением Соединенными
Штатами нового лица.
Во-первых, резко возросло число иммигрантов. Во-вторых, латиноамериканцы
решительно заняли первое место в новом иммиграционном потоке (27,6
процента всех иммигрантов только из Мексики; следующие далее китайцы
составляют всего 4,9 процента). При этом мексиканцы составляют лишь
несколько больше половины латиноамериканского нашествия на США -
они увеличились за период 2000-2002 годов на 10 процентов и превзошли
афроамериканцев. В-третъих, рождаемость среди латиноамериканцев
многократно выше, чем у других этнических групп: 3 человека на сотню
среди испаноязычных против 1,8 человека у неиспаноязычных, против
2,1 процента у афроамериканцев. Испаноязычные первенствуют в незаконном
переходе границы между Мексикой и США. Две трети всех мексиканских
иммигрантов, прибывших в США после 1975 года, являются незаконными
иммигрантами; мексиканцы составляют 58 процентов незаконных иммигрантов
в 1990 году и 69 процентов в 2000 году. Ныне ежегодная иммиграция
мексиканцев составляет 400 тысяч человек в год. К 2030 году она
увеличится до 515 тысяч. При этом характерна географическая концентрация
испаноязычного населения. Так, две трети мексиканских иммигрантов
живет на Западе США, а почти половина из них - в одном штате, Калифорнии.
46 процентов населения Лос-Анджелеса - испаноязычные (из них 64
процента - выходцы из Мексики). К 2010 году испаноязычные составят
60 процентов населения этого мегаполиса. В 2002 году 71,9 процента
учащихся здесь были из испаноговорящих семей. Впервые рожденные
в городе испаноязычные превысили численность остальных родившихся.
Главное явление американской демографии - сокращение, "неиспанского"
белого населения в США, которое составляло 75,6 процента всего населения
в 1990 году и 69,1 процента в 2000 году. В Калифорнии, на Гавайях,
в Нью-Мексико и в округе Колумбия они уже являют собой меньшинство
населения. Особенно ощутимо ослабление позиций этого отряда населения
в крупных городах. Демографы предсказывают, что к 2040 году белые
неиспаноязычные будут меньшинством среди всех американцев.
Что собираются предпринять американцы, чтобы сохранить США единой
страной? Об этом - в следующем материале.
Анатолий УТКИН. "Литературная газета",
22 февраля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)