Эмиль Паин: Объектом ксенофобии становится даже
правительство
Известный специалист в области этнополитологии
опасается дестабилизации общества
По данным Московского бюро по правам человека, в регионах
России издается свыше 100 газет, поддерживающих антисемитские и
ксенофобские лозунги. Около 60% россиян в той или иной мере разделяют
националистические идеи. В чем причины происходящего? На этот и
другие вопросы "НГ" ответил руководитель Центра по изучению
экстремизма и ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин.
- Эмиль Абрамович, с чем связан рост ксенофобских настроений в стране?
- Во-первых, распад многонациональных государств, таких как СССР,
неизбежно приводит к кризису идентичности. Люди с трудом привыкают
к новым формам гражданственности. И в таких случаях, как это было,
например, при распаде Австро-Венгерской и Османской империй, возникает
простейшая форма объединений - по этническому признаку. Поначалу
в России этот процесс был характерен для этнических меньшинств,
которые включались в борьбу за суверенитеты и становились участниками
конфликтов. Для русских до середины 90-х это было нехарактерно.
Но существует такое понятие, как этнический маятник. Рано или поздно
разогревается даже океан. Этническое большинство тоже включилось
в этот процесс. С опозданием, но достаточно интенсивно. Исследования
показывают, что сейчас уровень тревожности у русских выше, чем у
этнических меньшинств.
Во-вторых, люди привыкают к новому гражданскому статусу, если они
действительно чувствуют себя гражданами и хозяевами страны. Но в
России ситуация такова, что при строительстве вертикали власти и
увеличении роли чиновников человек, являясь представителем электорального
большинства, чувствует себя зависимым от государства и власти больше,
чем от своих личных усилий. В этот момент ему подсовывают способ
легкого откупа от проблем - не можешь быть хозяином в стране, будешь
хозяином по отношению к меньшинствам или мигрантам. И на это значительная
часть людей "клюет".
В-третьих, большую роль играет активность молодежи, которая острее
чувствует свою неспособность управлять жизнью. В России нет гражданских
организаций, по-настоящему объединяющих молодежь. А различные националистические
организации становятся в каком-то роде теневым гражданским обществом,
а точнее, карикатурой на него, характерной для страны с неразвитыми
гражданскими институтами. Скинхедские группы предлагают привлекательные
для молодежи идеи физической силы как правоты и символы в виде шнурованных
ботинок, кожаных курток, стрижек и т.д. Но исследования показывают,
что это в большинстве своем вовсе не фанатики, а дезориентированные
люди, которым осточертел гиперцинизм российской повседневности и
которые просто стремятся реализовать свои естественные патриотические
настроения, но в извращенной форме.
В-четвертых, в мире произошла общая вспышка этнической, религиозной
и расовой ненависти. Многие считают, что это надолго. Но я уверен,
что это весенние заморозки - мир болезненно адаптируется к глобализации.
И у этой детской болезни множество причин. Возросшая зависимость
развитого мира от энергоресурсов и немодернизированность общества,
которое становится поставщиком этих энергоресурсов. Кроме того,
глобализация неоднозначно действует на процессы стирания этнических
различий. С одной стороны, она приводит к некой стандартизации образа
жизни, с другой - стимулирует массовые миграционные процессы. Западный
мир, рассчитывавший на дополнительные трудовые ресурсы, а получивший
новое население, оказался не подготовленным к таким изменениям.
Пока проблема адаптации этого населения не решена ни в одной стране.
И то, что происходит на Западе, для России как отмашка. Любая проблема
типа бунтов в Париже и "карикатурной" войны как бы списывает
грехи с нашей страны.
- К каким последствиям может привести подобная ситуация?
- Помимо того что всплеск ксенофобии и экстремизма угрожает дестабилизацией
общества, он еще подрывает веру людей в возможности закона и способность
современных институтов управлять государством. В таких условиях
велика опасность роста авторитаризма. Многим может показаться, что
сейчас характер отношений между властью и обществом уже не демократический,
что авторитарной власти недостаточно и значительная часть населения
потребует еще более сильную руку. Авторитаризм может перерасти в
полный тоталитаризм. И тогда России не только не будет места в мире,
но встанет вопрос о ее сохранении. Причина в том, что Россия особая
страна - не многонациональная, как Америка, а сложносоставная. Здесь
исконно народы живут на своих территориях, у многих из них есть
память о своей прошлой исторической государственности, и в случае
роста тоталитаризма очень велика угроза распада страны. При этом
страхи, которые когда-то в Советском Союзе удерживали целостность
страны, сегодня уже не работают. Народ вряд ли сегодня можно застращать
так, чтобы он согласился жить в тоталитарном обществе.
- Периодически появляются сообщения, что в том или ином регионе
России разрабатывается концепция национальной политики. Как вы думаете,
существуют ли в стране вообще какие-либо зачатки национальной политики?
- Политики как ясной и эффективной стратегии не существует. В новой
концепции государственной национальной политики всего-то и новизны
- это возврат к хорошо забытому старому, к идее объединяющей роли
русского народа. Помните сталинскую идею "старшего брата"?
Когда в такой стране, как наша, -с Чечней, Татарией, Якутией и т.д.,
- что-либо символизирует наличие некого "старшего брата",
то ничего, кроме подозрительности, это не вызывает. Новая концепция
- это не что иное, как попытка государства перехватить конфетки,
которыми националисты привлекают сторонников, и упаковать их в более
благообразную обертку.
Государственная концепция, которая сейчас верстается, вредна в своей
символической ипостаси и бессмысленна в практическом отношении.
Растет отчуждение общества от власти в виде взяточника, милиционера,
налогового инспектора или бездушного министра. Неужели можно подумать,
что такое общество поверит в некую декларацию?
Национальная политика - это прежде всего развитие гражданского общества.
И она является неотъемлемой частью внутренней политики.
- Что вы думаете о законе о некоммерческих организациях?
- Это демонстрация лица нашего государства, которое, с одной стороны,
говорит о том, что оно заинтересовано в развитии гражданского общества,
с другой, не дает ни копейки на это развитие и заменяет самоорганизацию
организацией сверху. А это уже не гражданское общество. Все что
угодно - боярская дума, новое министерство, но не самоорганизация.
Зубатовские профсоюзы во времена царизма не были самоорганизацией,
и наша Общественная палата не является элементом самоорганизации.
Но время уже другое. Борьба с "убийцами в белых халатах"
при Сталине, борьба с художниками-абстракционистами при Хрущеве
и с писателями при Брежневе совсем не та, что с правозащитниками-шпионами
при Путине - совсем разные вещи. Если раньше по поводу любого такого
действия на улицу выходили тысячные толпы, то сегодня на страшилку
о "правозащитниках-шпионах" никто не клюнул. Все же Россия
пока еще не Белоруссия. Никакого массового страха от общения с правозащитниками
в регионах не наблюдается. Конечно, если будут какие-то ограничения
на финансовую помощь, это затруднит деятельность НКО в России, но
сломать тенденцию по построению гражданского общества уже нельзя.
- Сейчас очень много говорится о "желтой угрозе" - экспансии
китайцев на Дальний Восток, Сибирь, другие регионы России. Существует
ли на самом деле так называемая желтая угроза?
- Экспансия китайцев - один из самых больших мифов, какие только
существуют в России. Это страшилки, стимулирующие пополнение рядов
различных экстремистских организаций. Количество китайцев, проживающих
сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке, просто несопоставимо с количеством
китайцев, населяющих такие города, как, например, Нью-Йорк, Вашингтон,
Париж, Лондон. При этом с китайцами там никогда никаких проблем
не было - ни китайских бунтов, ни столкновений местных жителей с
китайцами. То же самое можно сказать и о китайцах, проживающих в
российских регионах.
В плане адаптационных особенностей китайцы отличаются высокой работоспособностью,
интегративностью, неконфликтностью. Экономисты, которые изучают
Дальний Восток и Сибирь, считают, что китайцы выполняют в этих регионах
очень важную роль. Совершенно очевидно, что восполнение населения
в России и в экономическом, и в демографическом плане будет происходить
за счет притока мигрантов. Все разговоры о том, что за счет финансового
стимулирования или религиозной пропаганды в стране резко возрастет
рождаемость - сказки, и любой разумный демограф это подтвердит.
Кстати, попытка запустить в производство эту советскую модель, точнее,
пародию на нее в упомянутой уже Белоруссии тоже подтверждает утопичность
такого замысла. Значит, приток мигрантов будет.
- Какие меры должна принимать власть по успешной интеграции мигрантов
в российское общество?
- Вместо идеологических концепций должны быть разработаны реальные
программы интеграции. Например, в России, как и во многих европейских
странах, наличие акцента является сильным раздражающим фактором.
Чтобы обеспечить культурную и социальную адаптацию людей, которые
плохо знают русский язык, нужны специальные школы, программы быстрого
освоения языка.
Большая проблема - воспитание толерантности. Это не показушное разовое
дело, а повседневная задача - как техника безопасности, как пожарный
кран в каждом доме. Представление о толерантности должно складываться
с детского сада. И не только с этнической, но и с культурной, и
с социальной точек зрения. Иначе консолидации общества в единую
российскую нацию не будет.
- В европейских странах детям с пеленок пытаются прививать идеи
толерантности. Тем не менее проблем с мигрантами там тоже хватает.
Может, нам стоит чему-то поучиться на их ошибках?
- Нельзя бездумно копировать модели развития разных стран и примерять
их на себя. Например, жесткая культурно ассимиляционная французская
модель не применяется нигде в другом месте точно так же, как и сверхлиберальная
австралийская модель мультикультурализма. Что касается идей толерантности,
то они изначально принадлежат не Европе, а всему миру. Примеры идей
толерантности можно найти, например, в истории любой религии. Христианство
начиналось с идеи о равной значимости для Бога эллина и иудея. В
исламе - пророк Мухаммед, когда стал правителем Медины, дал городу
устав, провозглашающий равенство всех членов общины вне зависимости
от религии и национальности. То же можно найти и в иудаизме, и в
буддизме. Проблема в том, что зачастую из религиозных текстов выдергивают
совсем другие идеи. Толерантность - не страховой полис, она не гарантирует
дружбы народов, но закладывает ее фундамент.
- Есть ли отличительные особенности в причинах и проявлениях ксенофобии
в российских регионах?
- Уровень ксенофобии в России уменьшается по мере удаления от Москвы
и Петербурга к Уралу и Сибири. Я много езжу и могу сказать, что
за Уралом вообще другая страна. Нельзя сказать, что там совсем нет
скинхедов, но их доля намного меньше, а уровень сопротивления им
со стороны общества намного выше. Москва и Питер сегодня представляют
собой негативные полюса во многих отношениях с точки зрения зашоренности.
И на это есть объективные причины. Уровень дурной политизированности
двух крупнейших городов несопоставимо выше, чем на остальной территории.
Выше и уровень коррупции и бандитизма. То есть весь комплекс проблем,
переживаемых страной, сконцентрирован на крошечных территориях и
в силу этой высокой концентрации действует, как угарный газ.
Говорить о причинах ксенофобии в регионах сложнее, поскольку у нас
много территорий и все они разные. Вообще в России существует три
типа ксенофобов. Я их называю "ветреные", "кожные"
и "головные". Ветреных большинство. Это те, которые как
флюгер - сегодня они ксенофобы, завтра антиксенофобы. Их настроения
меняются. Молодежь в 90-е годы была менее ксенофобная и либерализированная.
Сегодня наоборот. Придет следующая волна, и все снова поменяется.
Головные - это те, которые не верят ни во что: ни в Бога, ни в черта,
ни в нацию, ни в гражданство, но используют идеи ненависти для достижения
своих целей. А кожные - это те, кто либо сам испытал на себе какие-то
негативные формы взаимодействия, либо знает о таких из истории своей
семьи, среды. Понятно, что в районах, прилегающих к Северному Кавказу,
доля кожных, условно говоря, высока, потому что существовали исторические
стычки, символика и даже поэтика этого противоборства.
- С чем вы связываете участившиеся случаи нападений на иностранных
студентов в Воронеже?
- Вообще я бы не стал выделять Воронеж как особо проблемный город
в плане межэтнических отношений. То, что происходит в Воронеже,
не может произойти ни в Липецке, ни в Тамбове, ни в Орле, где просто
нет такого количества вузов, а соответственно и иностранных студентов.
Поэтому нельзя говорить, что в Воронеже ситуация хуже, чем, скажем,
в Тамбове или Курске. Отнюдь. Я даже думаю, что в целом там климат
более благоприятный, чем в других городах Центральной России.
- Каким вы видите развитие ситуации в России в плане ксенофобии
в ближайшие годы?
- Думаю, в ближайшие год-два каких-то существенных перемен не произойдет.
Будет нарастать как ксенофобия, так и антиксенофобия. Обязательно
сформируется и вырастет оппозиция ксенофобии в форме реальной гражданской
активности, а не в виде нынешних "официальных антифашистов"
- финансируемых государством "эскадронов гусар летучих",
то есть хулиганов, которых эшелонами завозят в различные города
для демонстрации протеста против тех, на кого им укажут. Можно радоваться
лишь тому, что это все же не "эскадроны смерти", какие
были во времена хунт в странах Латинской Америки.
Интересно, что объектом ксенофобии становится сегодня уже правительство.
Я был во Владимире во время вспышки выступлений льготников, и город
пестрил плакатами "Русский, помоги русскому". На плакатах
разъяснялось, что главный враг - это члены правительства с нерусскими
фамилиями начиная с Фрадкова. Ксенофобия по отношению к власти уже
используется и скорее всего будет использоваться перед выборами.
Ее уже и сейчас используют не только формально нелегальные, но и
парламентские партии, которые собираются добирать на националистической
оппозиционности очки на выборах. Думаю, и немалая часть региональных
лидеров этим не побрезгуют, хоть и будут действовать исподтишка,
под прикрытием. Таким образом они переводят ответственность с себя
наверх.
Марина СЕЛИНА. "НГ-Регионы" (приложение
к "Независимой газете"), 6 марта 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)