Возможно, в скором будущем президент Михаил Саакашвили
и его ближайшие соратники будут с ностальгией вспоминать российское
военное присутствие на территории Грузии. Речь идет, прежде всего,
о военной базе в Ахалкалаки. Расположенная в армянонаселенной области
Джавахети (Джавахетии, по-армянски - Джавахк), российская база была
символом безопасности для проживающих здесь представителей "армянского
мира". Другой вопрос, насколько эта символическая роль была
релевантна реальной военно-политической роли российского объекта
в кавказской геополитике. В любом случае армяне Джавахка связывали
с присутствием России в Ахалкалаки определенные надежды на стабильное
развитие. Более того, именно это символическое присутствие России
блокировало армянский этнозащитный национализм. После принятия решения
о выводе военного объекта армянский мир Грузии пришел в движение.
"Выселение армянского населения из Джавахка станет сильным
ударом по стратегическим позициям Армении". Данный тезис был
озвучен на представительной конференции "Джавахк перед вызовами
XXI века" в Ереване (14 февраля 2006 года) одним из ее участников
Айказуном Алврцяном. По его мнению, "Армения окружена мусульманскими
странами и районами. Джавахк - единственный коридор, связывающий
Армению с внешним миром, и его заселение мусульманами, в частности
турками-месхетинцами, чревато большими опасностями". Но насколько
обоснованы алармистские настроения господина Алврцяна, поддержанные
его коллегами на ереванском форуме? В особенности если учесть традиционное
отношение армянских политиков и политологов к "турецкой проблеме".
"Армянский вопрос" в Грузии на фоне ситуации в Абхазии
и в Южной Осетии находится на периферии общественного интереса.
Вместе с тем проблема Джавахка по своему конфликтному потенциалу
не менее серьезна. Любое обострение армяно-грузинского столкновения
намного опаснее новой грузино-осетинской или даже грузино-абхазской
кампании. Памятуя о карабахской истории, необходимо представлять,
что любой межэтнический конфликт с участием армянского этноса автоматически
вовлекает в него "армянский мир", то есть диаспору с мощными
ресурсами и лоббистскими возможностями в США, России и европейских
странах. Ничем подобным сегодня "грузинский мир" не располагает.
В декабре 2004, апреле 2005 года Советом общественно-политических
организаций региона Самцхе-Джавахети были проведены конференции
общественно-политической инициативы "Интеграция, но не ассимиляция"
по проблемам развития региона. 23-24 сентября 2005 года в Ахалкалаки
прошла третья конференция "Статус Джавахка в государственной
структуре Грузии". На сентябрьском форуме 2005 года была принята
резолюция, обращенная к Тбилиси, в которой содержалось требование
предоставить Джавахети автономный статус. Исследователь этнополитической
ситуации в Джавахке, директор Научно-исследовательского центра проблем
региональной безопасности и интеграции Южного Кавказа Сергей Минасян
справедливо замечает: "Попытки центральных грузинских властей
игнорировать решения двух предыдущих конференций Совета общественно-политических
организаций Самцхе-Джавахети явились одной из причин того, что на
конференции 23-24 сентября ее организаторы были вынуждены более
предметно выдвинуть свои требования официальному Тбилиси уже по
политическим вопросам. Причем, как и все предшествующие инициативы
Совета в социально-экономической и культурно-образовательных сферах,
нынешний призыв к властям Грузии полностью соответствует действующему
грузинскому законодательству, основополагающим демократическим принципам,
а также правам и свободам национальных меньшинств согласно существующим
международным и европейским стандартам". Реакция со стороны
Тбилиси была легко прогнозируема. Очередная порция обвинений в адрес
России в поддержке "сепаратизма" и серия налоговых проверок
в Ахалкалаки. Однако подобная "профилактика" межэтнической
конфликтности не принесла существенных результатов. В начале декабря
2005 года инцидент на таможенном пункте на грузино-армянской границе
снова обострил ситуацию в Джавахке. Демократический альянс "Единый
Джавахк" выступил с заявлением, в котором были обозначены и
политические претензии к грузинским властям: "Мы безоговорочно
осуждаем имевший место инцидент и считаем, что действия, основанные
на элементах насилия, не могут являться грамотным и правильным путем
для разрешения политических и социально-экономических проблем Джавахка
(армянонаселенный регион Грузии - Самцхе-Джавахети). Хочется особо
отметить тот факт, что кратковременное нарушение общественного порядка
явилось прямым следствием политического курса той части грузинских
властей, которые своими необдуманными и скоропалительными решениями,
зачастую, вольно или невольно, становятся причиной дестабилизационных
процессов".
По словам директора программ развития Некоммерческого Фонда "Кавказский
институт демократии" Александра Джорджадзе, "проблема
Самцхе-Джавахетии, или, как называет этот регион местное армянское
население, проблема Джавахка, есть, она существует, и ее никак нельзя
замалчивать, она требует внимания властей. Причем постоянного внимания
и деятельного. По большому счету, наличие этой проблемы является
поводом к размышлениям о создании в Грузии мультикультурного общества
и в перспективе - мультикультурного государства. Исторически это
было бы вполне оправданно - Грузия всегда была полиэтнична. Но сегодня
мы наблюдаем, к сожалению, прямо обратные тенденции. Я не думаю,
что грузинская власть будет практиковать ту же политику в отношении
нацменьшинств, какую практикуют сегодня прибалтийские государства,
однако выбранный нынешней властью путь - тупиковый". Между
тем Тбилиси проводит по отношению к Джавахети фактически ассимиляторскую
политику. По мнению директора информагентства "А-Инфо"
(находится в Ахалкалаки), историка Хачатура Степаняна, главной причиной
недовольства армян является 'проводимая властями Грузии демографическая
политика. Она направлена в пользу грузин и против армян. Сегодня
поселенцы-грузины освобождены от всех видов налогов, им предоставляется
помощь из государственных фондов. Жителей Джавахка заставляют изучать
государственный язык (грузинский)".
Но в Джавахке помимо "армянского вопроса" в повестке дня
другой не менее важный вопрос - "турецкий". Таким образом,
помимо непростых армяно-грузинских отношений в джавахкской этнополитике
присутствует и многовековой армяно-турецкий конфликт. В скором времени
парламент Грузии планирует обсудить вопрос о репатриации турок-месхетинцев.
В 1944 году с территорий Самцхе-Джавахети и Аджарии было депортировано
в Среднюю Азию порядка 92 тысяч месхетинских турок, курдов и хемшилов
(исламизированных армян). Впоследствии этноним "турки-месхетинцы"
был распространен на всех депортированных с территории Грузинской
ССР граждан. В 1960-1970-е годах месхетинские активисты неоднократно
выступали с требованиями предоставить депортированным гражданам
и их потомкам возможности для репатриации в Грузию. В 1974 году
руководство СССР предоставило туркам-месхетинцам возможности для
репатриации. Однако массовой репатриации не произошло. Власти Грузинской
ССР всячески сдерживали этот процесс. В результате межэтнического
конфликта (между месхетинцами и узбеками) в Узбекистане в 1989 году
около 74 тысяч месхетинских турок вынуждены были покинуть среднеазиатскую
республику. В 1999 году Грузия вступила в Совет Европы с обязательством
создать условия для репатриации турок-месхетинцев. На сегодняшний
день среди них существуют различные подходы к репатриации в Грузию.
Активисты общества "Ватан" ("Родина") настаивают
на репатриации в Самцхе-Джавахети. Лидеры общества "Хсна"
("Спасение"), считающие себя исламизированными грузинами,
готовы к возвращению в любую область Грузии. Подобная разноголосица
в подходах к репатриации определяется самоидентификацией разных
групп турок-месхетинцев.
Однако скороспелое и не до конца продуманное решение о репатриации
турок-месхетинцев породило "этнооборонительные" настроения
у армян Джавахети и у этнических грузин. В первом случае потенциально
конфликтогенным фактором является историческая память армян о геноциде
1915-1923 годов. Сегодня официальные власти Турецкой республики
обозначили свою позицию по проблеме турок-месхетинцев следующим
образом: восстановление исторической справедливости, репатриация
турок-месхетинцев в Самцхе-Джавахети, создание условий для развития
их этнической культуры. Что же касается властей Грузии и грузинских
этнонациональных объединений, то предметом их тревоги является сложная
социально-экономическая обстановка в нынешней Грузии, не дающая
репатриантам хороших стартовых возможностей для обустройства. Очевидно,
что при разрешении проблемы репатриации турок-месхетинцев не должны
пострадать гражданские и политические права армян, грузин, представителей
других этнических общностей, проживающих в Самцхе-Джавахети.
Сегодня Евросоюз готов выделить на переселение турок-месхетинцев
в Грузии 2 млрд. евро. Более того, сам факт репатриации рассматривается
европейцами как критерий "европейскости" Грузии. В соседнем
с Грузией Азербайджане проживает около 45 тысяч турок-месхетинцев.
Именно их репатриация вызывает у армян Джавахети наибольшие опасения
(учитывая также армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного
Карабаха и жесткую антиармянскую пропаганду в азербайджанских СМИ).
Армян Самцхе-Джавахети тревожит и линия, проводимая официальной
грузинской историографией. Одним из главных ее тезисов является
идея о том, что армяне, абхазы, осетины являются "пришлыми
народами" на грузинской земле.
Справедливости ради надо отметить, что президент Саакашвили и его
окружение пока не совершили фатальных ошибок в армянском вопросе.
Напротив, грузинский лидер стремится демонстрировать свое "армянофильство"
публично. В сентябре 2005 года Михаил Саакашвили отдал распоряжение
о том, чтобы сделать Джавахк территорией - поставщиком снабжения
для грузинской армии. Однако речи о предоставлении региону автономии
не ведется. Призрак сепаратизма, стоящий перед грузинскими властями,
мешает адекватно оценить "армянский вопрос".
По словам Хачатура Степаняна, "термин 'автономия' сразу ассоциируется
у грузин с Южной Осетией и Абхазией. В нашем же понимании автономия
никак не ущемит территориальную целостность Грузии". По его
мнению, наиболее оптимальным путем стало бы создание "Грузинской
Федерации, в которой Самцхе-Джавахети получит статус субъекта".
Таким образом, рост "автономизма" в Джавахке закономерен.
Во-первых, это результат переноса проблемы армяно-грузинских отношений
и статуса армянонаселенной области "на потом", а во-вторых,
следствие вывода российской базы, ибо теперь армянам придется опираться
на "собственные силы". Для Грузии серьезной проблемой
является слабая интегрированность Джавахети в единое политическое,
образовательное и социокультурное пространство Грузии. В начале-середине
1990-х годов в регионе происходили массовые отказы этнических армян
призывного возраста проходить воинскую службу в рядах грузинской
армии. Этот факт официально признавал и Михаил Саакашвили. Для армян
Джавахети существуют сильные центры "притяжения", не связанные
с Грузией. Первый из них - Республика Армения. Вторым была российская
военная база, на которой работали и служили многие жители Джавахка.
Помимо геополитических соображений для армян Джавахети база была
важна как возможность получения работы и выгодной по грузинским
меркам зарплаты. В-третьих, возможность репатриации турок-месхетинцев
формирует сразу два новых (для посткоммунистического Джавахка, не
для истории вообще) конфликтных узла - армяно-турецкий и грузино-турецкий.
Следовательно, руководству Грузии вместо традиционного поиска внешних
врагов и объяснений всех своих неудач вмешательством России необходимо
искать новые модели нациестроительства и формировать новые подходы
к государственному устройству. Без этого Грузия как единое государство
не состоится.
Сергей МАРКЕДОНОВ. "Политком.Ru", 20
февраля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)